Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18
3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что
касается пособий по безработице
и по бедности, то общая сумма
их выплат увеличивается при спаде
(по мере того, как люди начинают терять
работу и нищать) и сокращаются
при буме, когда наблюдается «
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
Следует
иметь в виду, что такие инструменты
фискальной политики как налоги и
трансферты действуют не только на
совокупный спрос, но и на совокупное
предложение. Как уже отмечалось,
сокращение налогов и увеличение
трансфертов могут
Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).
Рис. 2.2 Кривая Лаффера
Примечание.
Источник: [16, с.414]
Используя
налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал,
что существует оптимальная ставка
налога (t опт.), при которой налоговые
поступления максимальны (Т max.). Если
увеличить ставку налога, то уровень
деловой активности (совокупный выпуск)
снизится, и налоговые поступления
сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая
база (Y). Поэтому в целях борьбы
со стагфляцией (одновременным спадом
производства и инфляцией) Лаффер в
начале 80-х годов предложил такую
меру, как снижение ставки налога (и
подоходного, и на прибыль корпораций).
(рис.2.3)
Рис.2.3
Воздействие снижения налогов на совокупное
предложение
Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.2.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).
Механизм фискальной политики во многом в первую очередь ориентирован на стоящие цели (табл. 2.1).
Главными задачами бюджетной политики Республики Беларусь остаются макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетных расходов.
Государственные
расходы и налоги активно используются
властями для воздействия на экономическую
ситуацию. Манипулируя ими, государство
может повлиять на совокупный спрос
и ВВП. Таким образом, государство
увеличивает или сокращает и
совокупный спрос на товары и услуги,
и предложение на рынке произведенных
в течение года конечных товаров
и услуг (ВВП). В современной экономике
неуклонно повышается удельный вес
государственных финансов в общем
объеме ВВП (включая госбюджет с
его основными компонентами –
государственными бюджетными расходами
и налогами).
Таблица 2.1 Цели государственной фискальной политики
Цель | Содержание |
Фискальные | Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций |
Экономические | Обеспечение эффективного
участия государства в |
Социальные | Сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной заинтересованности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала |
Экологические | Охрана окружающей
среды и обеспечение |
Международные | Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения. |
Расходы
бюджета, будучи компонентом бюджета,
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
Через
бюджетные расходы
С 2011г. проведение фискальной политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений.
Были отменены два местных налоговых платежа — налог на услуги (исчисляется по ставке 5 % от выручки) и сбор на развитие территорий (уплачивается из прибыли по ставке 3 %). Из состава экологического налога исключаются три платежа. Изменился порядок исчисления налога на прибыль: для уплаты налога субъекты хозяйствования ежеквартально осуществляют авансовые платежи, а окончательный расчет по налогу производят по итогам работы в календарном году. Полностью отменены текущие авансовые платежи по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Всем плательщикам предоставлено право выбора отчетного периода (месяц или квартал). Расширяется право плательщиков по осуществлению вычетов по капитальным вложениям: в следующем году плательщики, не имеющие экспортной выручки, смогут производить вычеты по капитальным вложениям в размере 1/12 (в случае ежемесячной уплаты НДС) или 1/4 (при уплате налога ежеквартально) без ограничений. Были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства. Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе были упразднены таможенные границы между Россией и Беларусью и согласованы ставки таможенных пошлин обеих стран. В настоящее время в Беларуси и в России ставки таможенных пошлин полностью совпадают. Произведено поэтапное снижение ставки единого платежа с выручки от реализации товаров (работ, услуг) с 4,15% в 2005 г. до 3,9% в 2006 г., 3% в 2007 г. и 2% в 2008 г., при этом согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» отменены обязательные отчисления в дорожные фонды [10].
В 2005–2007 гг. Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют:
– установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;
– обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;
– самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
– актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;
– сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;
– наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 45% (4й квартал 2011г), не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
– развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
– в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики – обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
2011 г. стал завершающим этапом в радикальном реформировании налоговой системы, которое проводится в нашей стране на протяжении последних пяти лет. Предпринятые за это время меры позволят приблизить белорусскую налоговую систему (механизмы налогообложения, состав налогов и т.д.) к стандартам систем налогообложения развитых европейских стран. В дальнейшем работа по совершенствованию налогового законодательства будет проводиться более адресно, точечно.
Таким образом, фискальная и кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией фискальной и кредитно-денежной политики. На современном этапе рыночных преобразований в Республике Беларусь происходит изменение приоритетов фискальной политики. Основной целью деятельности государства по использованию бюджетных средств в фискальной политике выступает финансирование народного хозяйства и осуществление социальной политики.
В Республике Беларусь в условиях социально ориентированной рыночной экономики задача государства состоит в регулировании рыночных преобразований в экономике и осуществлении социальной защиты людей. Как указывалось в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств [7, с. 40].
В этих условиях Республика Беларусь осуществляет курс на повышение эффективности производства на основе развития наукоемких отраслей, инвестиций капитала, создания свободы предпринимательства и конкуренции. Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства.
Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований.
Важнейшим условием подъема экономики, роста ВВП, занятости и благосостояния являются инвестиции капитала в производство. Правительство Республики Беларусь осуществляют целенаправленную политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного хозяйства. Государственные инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики, создание производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.
Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ