Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Содержание

Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18

3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая макроэкономика.docx

— 181.21 Кб (Скачать файл)

    С конца 1996 г. Национальный банк перешел  к довольно мягкой денежно-кредитной  политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких  условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности  его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые  Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии  превысил установленные параметры  в 2,5 раза), что привело к росту  цен. В 1997 г. индекс потребительских  цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а  в 1999 г. достиг 351,2 %.

    Вместе  с тем произошли положительные  сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность  валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются  положительные темпы роста реального  ВВП.

    Начиная с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными  задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.

    Уже в 2000 г. были установлены более жесткие  пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита  Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию  средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало  национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

    В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно  снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных  реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось  неуклонным снижением инфляции в  эти годы. В 2001 г. индекс потребительских  цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1.

    Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и  в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими  словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости  от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц  — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 % , то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.

    Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в  основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными  бумагами.

    Начиная с 2004 г. контрольным показателем  денежно-кредитной политики стал официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что  было обусловлено в первую очередь  усилением интеграционных процессов  между двумя странами. За исследуемый  период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились  возможности Национального банка  в регулировании валютного курса  путем валютных интервенций.

    В 2010 году экономика страны развивалась «в условиях восстановления мировой экономики и экономик основных торговых партнеров». Надо признать, что восстановление было очень быстрым. Реальный ВВП мировой экономики вырос на 5%, в том числе США – на 2,8%, ЕС – на 1,8%, стран зоны евро – на 1,7%, СНГ – на 4,6% ВВП. Нацбанк пишет о сохранении негативного воздействия внешних шоков, имея в виду рост цен на российские энергоносители.[15] Такая тенденция была вполне предсказуемой. Более того, цены на газ и нефть из России для нас по сравнению с соседями сохранялись на льготном уровне.

    Экспорт рос, но импорт от него не отставал. Львиная  доля внешнего финансирования шла в форме кредитов государству и коммерческим банкам. «В результате относительный уровень валового внешнего долга страны приблизился к порогу экономической безопасности». Работа экономики в режиме пятилеток создала у населения иллюзию стабильного улучшения благосостояния. Заработная плата постоянно увеличивалась, при этом производительность труда оставалась на прежнем уровне. В результате резкий рост спроса внутреннего рынка (как следствие административного увеличения зарплаты и пенсии) усугубил дефицит внешней торговли. Реальная зарплата и реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 14,9% (в 2009 году реальная ЗП снизилась на 0,4%, а реальные располагаемые денежные доходы выросли на 3,7%). Именно поэтому розничный товарооборот в 2010 году вырос на 17,1% (в 2009г. – на 3,2%), платные услуги – на 11,5% (в 2009г. – 2,8%).[15]

    Производительность  труда не успевала за увеличением доходов и кредитования домашних хозяйств и предприятий. Вот и увеличился дефицит торгового и платежного балансов.  Нацбанк удешевлял кредиты, снижая процентные ставки, активно увеличивал денежную массу, предоставлял льготные условия по кредитованию госбанков, а также своим бездействием в сфере платежного баланса довел до резкой девальвации, дефицита валюты и глубоких макроэкономических рисков. Сегодня очевидно, что ошибкой было снижение ставки рефинансирования с 13,5% до 10,5%. Процентные ставки по операциям Нацбанка были снижены на 5,5 процентных пункта, до 16% годовых. Это касается постоянно доступных инструментов поддержки ликвидности, а по ее изъятию - до 10% годовых.

    Нацбанк обязался увеличить ЗВР, но допустил их снижение до $5млрд. или 1,6 объема импорта  товаров и услуг. Тенденция снижения золотовалютных резервов тоже была вполне предсказуемой, но опять же коррекции  курсовой политики не последовало. Продажа резервов создала иллюзию устойчивости белорусского рубля.

    В 2010 году Нацбанк не смог справиться с инфляцией. Индекс потребительских  цен составил 9,9%. Более того, политика дешевых денег и льготного  кредитования создала мощный инфляционный навес, который обрушился на нашу страну в 2011 году. Нацбанк совершает  ошибку в диагностировании причин стремительного роста цен: «Определяющими факторами ускорения инфляционных процессов во второй половине года стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году, рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения, а также опережающий рост реальных денежных доходов населения по сравнению с ростом производительности труда».

    Монетарная  политика НБРБ основана на дискредитировавших себя идеях Дж. Кейнса и целого ряда других сторонников «фантикизации» денег посредством резкого увеличения их количества.  Нацбанк указал рост денежной массы, как причину инфляции.

    На  фоне высокой инфляции и множественности  обменных курсов Нацбанк  добился  улучшения ликвидности всего  банковского сектора за счет предоставления практически ничем не ограниченного  кредита для Беларусбанка и для  Белагропромбанка сроком на пять лет.

    Структура и качество белорусской экономики  остались неизменными. Наше народное хозяйство  характеризуется высокой материало- и энергоемкостью и зависима от российского рынка. Внешние заимствования стали причиной роста внешнего государственного долга с 16,4% ВВП на начало 2010 года до 17,8% ВВП ($9,7млрд.) на 01.01.2011г. Размер внутреннего государственного долга составил 5,7% ВВП. За 2011 год с учетом девальвации и фактического размера дефлятора внешний долг по отношению к ВВП может удвоиться.

    В 2010 году курсовая политика осталась неизменной. В результате существенно ухудшилось сальдо как торгового, так и платежного балансов. Дефицит внешней торговли товарами и услугами в 2010 оказался в 1,6 раз больше (на $2,8млрд.), чем прогнозировали, и составил $7,4млрд. (15,6% ВВП, в 2009г. было 13%). В IV квартале 2010 года этот показатель достиг исторического максимума – 20,4% ВВП. Дефицит внешней торговли товарами составил $9,1млрд. (рост на 31,1% или на $2,2млрд.). При этом дефицит торговли энерготоварами вырос на $1,7млрд. и составил $5млрд. Это макроэкономическая ошибка, которая свидетельствует о слабом понимании возможностей белорусской экономики. Следует добавить что, тот же МВФ и Всемирный банк, тоже ошиблись с определением направления трендов во внешней торговле и платежной системе.

    Чистый  приток капитала в 2010 году составил $7,4млрд., что на $0,9млрд. меньше, чем в 2009г. «При этом тенденция наращивания  внешнего государственного долга для  целей финансирования дефицита платежного баланса сохранилась». Чистое привлечение  иностранного капитала госорганами  составило $2,6млрд., а частным сектором (в официальном определении) - $4,8млрд. Все это преимущественно за счет наращивания долгов при снижении объемов привлеченных прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) на $0,5млрд. «При этом доля краткосрочных заимствований в  приросте внешнего долга частного сектора  в 2010 году составила 54,1 процента». Приток ПИИ без учета средств от продажи пакета акций «Белтрансгаза» составил всего 36,7% от прогноза. Банки тоже активно наращивали внешние долги. В 2010 году они увеличились на $2,2млрд. (в 2009 году было только $0,5млрд.). Краткосрочные долги составили 48,7% прироста банков (в 2009г. – 29,7%). Сегодня в условиях сильной курсовой неустойчивости внешняя уязвимость банков еще больше увеличилась. С учетом всех операций по текущему и финансовому счетам валовой внешний долг на 1.01.11 составил $28,5млрд. или 52,2% ВВП (рост на 29,2% или на $6,5млрд.). За 2009-2010 годы внешний долг удвоился «и приблизился к порогу экономической безопасности».

      Поэтому на фоне резкого ухудшения  платежного баланса и искусственной  накачки внутреннего спроса рублями  вырос спрос на валюту. В 2010 году чистая покупка инвалюты  субъектами хозяйствования составила  $6,9млрд. против $3,6млрд. за 2009 год. Население  сформировало чистый спрос на  валюту в объеме $1,5млрд. (в 2009г.  было $0,8млрд.)

    В своем докладе «основные макроэкономические показатели возникновения и развития финансовой нестабильности на 1 января 2011 года» Нацбанк указывает на целый ряд негативных тенденций и действий, которые разрушают финансовую стабильность в Беларуси. Вероятность дестабилизации еще остается высокой, о чем говорят цифры, приведенные ниже. 

  Основные  показатели международных операций Республики Беларусь, млн. $ 

Показатели 2008 2009 2010
Сальдо  внешней торговли товарами и услугами, в млн. $ -4612,7 -5517,8 -7425,6
в % к  ВВП -7,6 -11,2 -13,6
Чистое  иностранное заимствование (сальдо финансового счета) ,в млн. $ -5229,5 -6389,7 -8492,7
в % к  ВВП -8,6 -13,0 -15,6
в том  числе чистый приток прямых иностранных  инвестиций, в млн.$ 2150,0 1782,2 1306,6
в % к  ВВП 3,5 3,6 2,4
Сальдо  платежного баланса (рост резервных  активов), млн. $ -1002,8 2442,9 -808,5
в % к  ВВП -1,6 5,0 -1,5
Внешний долг (на конец года), млн. $ 15154,1 22060,3 28512,1
в % к  ВВП 24,9 44,8 52,2
Отношение экспорта товаров и услуг к  ВВП, в % 60,8 50,5 54,6
Отношение импорта товаров и услуг к  ВВП, в % 68,4 61,8 68,2

Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ