Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18
3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.
Вместе
с тем произошли положительные
сдвиги в структуре денежной массы:
увеличилась доля срочных депозитов.
В 1999 г. была ликвидирована множественность
валютных курсов. Кроме того, политика
«дешевых денег» обеспечила стимулирование
деловой активности субъектов хозяйствования
и способствовала тем самым экономическому
росту. С 1996 г. в республике наблюдаются
положительные темпы роста
Начиная
с 2000 г. Национальный банк проводит умеренно
жесткую денежно-кредитную
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
В
2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя
преемственность целей денежно-
Начиная
с 2000 г. сложился механизм усредненного
формирования банками обязательных
резервов, который используется и
в настоящее время. Он предполагает
выполнение банками резервных требований
путем поддержания средней
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами.
Начиная
с 2004 г. контрольным показателем
денежно-кредитной политики стал официальный
обменный курс белорусского рубля по
отношению к российскому, что
было обусловлено в первую очередь
усилением интеграционных процессов
между двумя странами. За исследуемый
период значительно выросли
В 2010 году экономика страны развивалась «в условиях восстановления мировой экономики и экономик основных торговых партнеров». Надо признать, что восстановление было очень быстрым. Реальный ВВП мировой экономики вырос на 5%, в том числе США – на 2,8%, ЕС – на 1,8%, стран зоны евро – на 1,7%, СНГ – на 4,6% ВВП. Нацбанк пишет о сохранении негативного воздействия внешних шоков, имея в виду рост цен на российские энергоносители.[15] Такая тенденция была вполне предсказуемой. Более того, цены на газ и нефть из России для нас по сравнению с соседями сохранялись на льготном уровне.
Экспорт рос, но импорт от него не отставал. Львиная доля внешнего финансирования шла в форме кредитов государству и коммерческим банкам. «В результате относительный уровень валового внешнего долга страны приблизился к порогу экономической безопасности». Работа экономики в режиме пятилеток создала у населения иллюзию стабильного улучшения благосостояния. Заработная плата постоянно увеличивалась, при этом производительность труда оставалась на прежнем уровне. В результате резкий рост спроса внутреннего рынка (как следствие административного увеличения зарплаты и пенсии) усугубил дефицит внешней торговли. Реальная зарплата и реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 14,9% (в 2009 году реальная ЗП снизилась на 0,4%, а реальные располагаемые денежные доходы выросли на 3,7%). Именно поэтому розничный товарооборот в 2010 году вырос на 17,1% (в 2009г. – на 3,2%), платные услуги – на 11,5% (в 2009г. – 2,8%).[15]
Производительность труда не успевала за увеличением доходов и кредитования домашних хозяйств и предприятий. Вот и увеличился дефицит торгового и платежного балансов. Нацбанк удешевлял кредиты, снижая процентные ставки, активно увеличивал денежную массу, предоставлял льготные условия по кредитованию госбанков, а также своим бездействием в сфере платежного баланса довел до резкой девальвации, дефицита валюты и глубоких макроэкономических рисков. Сегодня очевидно, что ошибкой было снижение ставки рефинансирования с 13,5% до 10,5%. Процентные ставки по операциям Нацбанка были снижены на 5,5 процентных пункта, до 16% годовых. Это касается постоянно доступных инструментов поддержки ликвидности, а по ее изъятию - до 10% годовых.
Нацбанк обязался увеличить ЗВР, но допустил их снижение до $5млрд. или 1,6 объема импорта товаров и услуг. Тенденция снижения золотовалютных резервов тоже была вполне предсказуемой, но опять же коррекции курсовой политики не последовало. Продажа резервов создала иллюзию устойчивости белорусского рубля.
В 2010 году Нацбанк не смог справиться с инфляцией. Индекс потребительских цен составил 9,9%. Более того, политика дешевых денег и льготного кредитования создала мощный инфляционный навес, который обрушился на нашу страну в 2011 году. Нацбанк совершает ошибку в диагностировании причин стремительного роста цен: «Определяющими факторами ускорения инфляционных процессов во второй половине года стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году, рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения, а также опережающий рост реальных денежных доходов населения по сравнению с ростом производительности труда».
Монетарная политика НБРБ основана на дискредитировавших себя идеях Дж. Кейнса и целого ряда других сторонников «фантикизации» денег посредством резкого увеличения их количества. Нацбанк указал рост денежной массы, как причину инфляции.
На фоне высокой инфляции и множественности обменных курсов Нацбанк добился улучшения ликвидности всего банковского сектора за счет предоставления практически ничем не ограниченного кредита для Беларусбанка и для Белагропромбанка сроком на пять лет.
Структура
и качество белорусской экономики
остались неизменными. Наше народное хозяйство
характеризуется высокой
В 2010 году курсовая политика осталась неизменной. В результате существенно ухудшилось сальдо как торгового, так и платежного балансов. Дефицит внешней торговли товарами и услугами в 2010 оказался в 1,6 раз больше (на $2,8млрд.), чем прогнозировали, и составил $7,4млрд. (15,6% ВВП, в 2009г. было 13%). В IV квартале 2010 года этот показатель достиг исторического максимума – 20,4% ВВП. Дефицит внешней торговли товарами составил $9,1млрд. (рост на 31,1% или на $2,2млрд.). При этом дефицит торговли энерготоварами вырос на $1,7млрд. и составил $5млрд. Это макроэкономическая ошибка, которая свидетельствует о слабом понимании возможностей белорусской экономики. Следует добавить что, тот же МВФ и Всемирный банк, тоже ошиблись с определением направления трендов во внешней торговле и платежной системе.
Чистый приток капитала в 2010 году составил $7,4млрд., что на $0,9млрд. меньше, чем в 2009г. «При этом тенденция наращивания внешнего государственного долга для целей финансирования дефицита платежного баланса сохранилась». Чистое привлечение иностранного капитала госорганами составило $2,6млрд., а частным сектором (в официальном определении) - $4,8млрд. Все это преимущественно за счет наращивания долгов при снижении объемов привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на $0,5млрд. «При этом доля краткосрочных заимствований в приросте внешнего долга частного сектора в 2010 году составила 54,1 процента». Приток ПИИ без учета средств от продажи пакета акций «Белтрансгаза» составил всего 36,7% от прогноза. Банки тоже активно наращивали внешние долги. В 2010 году они увеличились на $2,2млрд. (в 2009 году было только $0,5млрд.). Краткосрочные долги составили 48,7% прироста банков (в 2009г. – 29,7%). Сегодня в условиях сильной курсовой неустойчивости внешняя уязвимость банков еще больше увеличилась. С учетом всех операций по текущему и финансовому счетам валовой внешний долг на 1.01.11 составил $28,5млрд. или 52,2% ВВП (рост на 29,2% или на $6,5млрд.). За 2009-2010 годы внешний долг удвоился «и приблизился к порогу экономической безопасности».
Поэтому на фоне резкого
В
своем докладе «основные макроэкономические
показатели возникновения и развития
финансовой нестабильности на 1 января
2011 года» Нацбанк указывает на целый ряд
негативных тенденций и действий, которые
разрушают финансовую стабильность в
Беларуси. Вероятность дестабилизации
еще остается высокой, о чем говорят цифры,
приведенные ниже.
Основные
показатели международных операций
Республики Беларусь, млн. $
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в млн. $ | -4612,7 | -5517,8 | -7425,6 |
в % к ВВП | -7,6 | -11,2 | -13,6 |
Чистое иностранное заимствование (сальдо финансового счета) ,в млн. $ | -5229,5 | -6389,7 | -8492,7 |
в % к ВВП | -8,6 | -13,0 | -15,6 |
в том числе чистый приток прямых иностранных инвестиций, в млн.$ | 2150,0 | 1782,2 | 1306,6 |
в % к ВВП | 3,5 | 3,6 | 2,4 |
Сальдо платежного баланса (рост резервных активов), млн. $ | -1002,8 | 2442,9 | -808,5 |
в % к ВВП | -1,6 | 5,0 | -1,5 |
Внешний долг (на конец года), млн. $ | 15154,1 | 22060,3 | 28512,1 |
в % к ВВП | 24,9 | 44,8 | 52,2 |
Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, в % | 60,8 | 50,5 | 54,6 |
Отношение импорта товаров и услуг к ВВП, в % | 68,4 | 61,8 | 68,2 |
Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ