Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Содержание

Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18

3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая макроэкономика.docx

— 181.21 Кб (Скачать файл)

    Важное  значение в экономике Республики Беларусь является достижение прогнозных показателей социально-экономического развития и инструментами такой политики являются:

    – фискальная политика, или бюджетно-налоговая политика, т.е. регулирование правительственных расходов и налогов;

    – денежно-кредитная политика, или монетарная политика, т.е. регулирование количества денег в обращении через изменение ставки процента;

    – политика регулирования доходов, т.е. регулирование заработной платы и цен;

    – внешнеэкономическая политика.

    Далее мы рассмотрим влияние денежно-кредитной  политики на экономику РБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Применение монетарных мер антициклического  регулирования в РБ на современном этапе. 

    Дадим определение понятию «денежно-кредитная  политика».

    Денежно-кредитная  политика – это комбинация целей  и средств (институтов), с помощью  которых ее носитель (как правило  центральный банк страны) посредством  регулирования денег, а также  косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической  политики.

    Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную  политику.

    Стратегическая  денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему  и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.

    Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных  для регулирования экономических  процессов и является прерогативой центрального банка страны [2, с. 275].

    Инструментами денежно-кредитной политики являются законы, распоряжения, предписания, указы  и директивы, касающиеся денежно-кредитной  политики. Цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 3.1 [2, с. 278].

      Рис. 3.1 Дерево целей денежно-кредитной политики[2, с. 278]. 

    Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики. Ее главная  задача – регулирование предложения  денег, поддержание покупательной  способности национальной валюты. В  период производственного спада, стагнации  увеличение денежного предложения  стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают  предложение денег.

    Разработка  денежно-кредитной политики опирается  на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей  и основных задач денежно-кредитной  политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций  денежно-кредитных показателей, конкретизацию  направлений совершенствования  банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка  ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [8, с. 361].

    Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной  политики государства. Этим законодательным  документом определяются важнейшие  параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики государства. В данном документе  конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы  регулирования и контроля.

    Основные  направления увязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом  социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой  политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической  политикой (прогнозом платежного баланса  страны). В этих целях центральный  банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических  связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

    Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

    – в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

    – по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;

    – по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

    – по форме воздействия – прямые и косвенные;

    – по числу объектов воздействия – общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

    С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, – на денежно-кредитные отношения в государстве.

    Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

    Таким образом, денежно-кредитная политика государства представляет собой  комбинацию целей и средств, с  помощью которых ее носитель (как  правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится  достигнуть целей общеэкономической  политики. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

    Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.

    Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле –  денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

    В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие  основные группы:

    – рефинансирование банков;

    – процентные ставки по операциям центрального банка;

    – обязательное резервирование;

    – валютные операции;

    – операции на открытом рынке;

    – прямые количественные ограничения;

    – установление ориентиров роста денежной массы.

    Механизм  рефинансирования представляет собой  совокупность каналов снабжения  банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка  нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность  платежной системы, что дает возможность  центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения  процентных ставок денежных рынков и  в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности  банковской системы [8, с. 364].

    Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы [7, с. 31].

    Формирование  бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в Конституции Республики Беларусь, Законе «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах», Законе «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законе «О бюджетной классификации  Республики Беларусь», налоговом законодательстве.

    На  основе этих законов ежегодно принимаются:

    – Закон «О бюджете Республики Беларусь», который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики;

    – «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые призваны представить субъектам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь.

    Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на определенный год содержит основные разделы: республиканский  бюджет по доходам; республиканский  бюджет по расходам; предельный размер дефицита бюджета; источники покрытия дефицита бюджета.

    В основу разработки бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики положены важнейшие параметры социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

    Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь носит  стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей  социально-экономического развития посредством  реализации монетарных целей и задач.

    Основной  целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение  внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее  время национальная денежно-кредитная  политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных  денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

    Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение  ее качества, приближение принципов  и практики банковского надзора  к международным стандартам. Для  поддержки приоритетных отраслей и  производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные  ссуды и гарантии.

    В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных  и зарубежных инвестиций, более полного  использования возможностей свободных  экономических зон.

    Особое  внимание уделяется созданию условий  гарантирования вкладов населения  в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной  базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке  Республики Беларусь.

    В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько  временных этапов:

      Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые  объяснялись прежде всего нестабильностью  экономики и недостатком опыта  денежно-кредитного регулирования.  В этот период прирост совокупной  денежной массы значительно обгонял  темпы роста ВВП; ресурсы банков  направлялись в основном на  кредитование коммерческих фирм  и были весьма дешевы; осуществлена  либерализация цен, валютного  регулирования и политики установления  обменных курсов. Указанные и  ряд других факторов обусловили  высокую инфляцию. Индекс потребительских  цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а  в 1994 г. — 2059,9 %.

    В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г, начал проводить  жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного  сокращения темпов роста денежной массы  в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. — 139,3 % . Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ