Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18
3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы
Важное значение в экономике Республики Беларусь является достижение прогнозных показателей социально-экономического развития и инструментами такой политики являются:
– фискальная политика, или бюджетно-налоговая политика, т.е. регулирование правительственных расходов и налогов;
– денежно-кредитная политика, или монетарная политика, т.е. регулирование количества денег в обращении через изменение ставки процента;
– политика регулирования доходов, т.е. регулирование заработной платы и цен;
– внешнеэкономическая политика.
Далее
мы рассмотрим влияние денежно-кредитной
политики на экономику РБ.
3.
Применение монетарных мер
Дадим
определение понятию «денежно-
Денежно-кредитная политика – это комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики.
Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.
Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.
Текущая
денежно-кредитная политика составляет
комбинацию целей и средств, предназначенных
для регулирования
Инструментами денежно-кредитной политики являются законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 3.1 [2, с. 278].
Рис. 3.1 Дерево
целей денежно-кредитной политики[2, с. 278].
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.
Разработка
денежно-кредитной политики опирается
на общие целевые ориентиры
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные
направления увязываются с
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:
– в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
– по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;
– по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
– по форме воздействия – прямые и косвенные;
– по числу объектов воздействия – общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.
С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, – на денежно-кредитные отношения в государстве.
Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
Таким
образом, денежно-кредитная политика
государства представляет собой
комбинацию целей и средств, с
помощью которых ее носитель (как
правило центральный банк страны)
посредством регулирования
Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.
Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:
– рефинансирование банков;
– процентные ставки по операциям центрального банка;
– обязательное резервирование;
– валютные операции;
– операции на открытом рынке;
– прямые количественные ограничения;
– установление ориентиров роста денежной массы.
Механизм
рефинансирования представляет собой
совокупность каналов снабжения
банков дополнительной ликвидностью,
посредством которых денежные средства
поступают от центрального банка
нуждающимся в них коммерческим
банкам. Одновременно используемая политика
рефинансирования воздействует на эффективность
платежной системы, что дает возможность
центральному банку применять ее
в качестве инструмента проведения
денежно-кредитной политики, ограничения
процентных ставок денежных рынков и
в других целях. В Республике Беларусь
данный механизм применяется в основном
для поддержания текущей
Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы [7, с. 31].
Формирование бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в Конституции Республики Беларусь, Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законе «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговом законодательстве.
На основе этих законов ежегодно принимаются:
– Закон «О бюджете Республики Беларусь», который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики;
– «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые призваны представить субъектам экономических отношений, широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в денежной и валютной сферах Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на определенный год содержит основные разделы: республиканский бюджет по доходам; республиканский бюджет по расходам; предельный размер дефицита бюджета; источники покрытия дефицита бюджета.
В
основу разработки бюджета и основных
направлений денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь носит стратегическую направленность на создание условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач.
Основной
целью денежно-кредитной
Также
наблюдается укрепление финансовой
устойчивости банковской системы, расширение
ресурсной базы банков и повышение
ее качества, приближение принципов
и практики банковского надзора
к международным стандартам. Для
поддержки приоритетных отраслей и
производств государство
В
то же время проблемным остается развитие
финансово-кредитной системы
Особое
внимание уделяется созданию условий
гарантирования вкладов населения
в банках. Оно обеспечивается за
счет совершенствования
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов:
Политика, проводимая в 1992—1994 гг.,
имела серьезные просчеты, которые
объяснялись прежде всего
В
целях снижения инфляции Национальный
банк с конца 1994 г, начал проводить
жесткую денежно-кредитную
Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ