Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в курсовой работе является государственная политика в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования являются антициклические меры государственной политики.
Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Содержание

Введение
1. Антициклическая политика: концептуальные подходы к методике и инструментарию ……………………. ………………………………. стр.5
2. Применение фискальных мер антициклического регулирования в РБ: анализ и проблемы …………………………………………………………… стр.18

3. Применение монетарных мер антициклического регулирования в РБ на современном этапе …………………………………………………… стр.26
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая макроэкономика.docx

— 181.21 Кб (Скачать файл)

 

    Источник: [15] 
 
 
 
 
 
 

Основные  макроэкономические показатели возникновения  и развития финансовой нестабильности на 1 января 2011 года

 
Показатели, динамика которых свидетельствует
О снижении (сохранении на прежнем уровне) О повышении
Вероятности возникновения финансовой нестабильности
Валовой внутренний продукт в 2010 году увеличился на 7,6 процентов (в 2009 году – на 0,2%) Консолидированный бюджет за 2010 год исполнен с дефицитом  в размере 2,6% ВВП (за 2009 год - с дефицитом  в размере 1,8% ВВП).
Инвестиции  в основной капитал в 2010 году увеличились  на 16,6% (в 2009 году – на 4,7%) Внешний государственный  долг по состоянию на 1 января 2011г. составил 17,8% ВВП против 16,1% ВВП на начало 2010 года.
Индекс  потребительских цен в 2010 году составил 109,9% против 110,1% в 2009 году. Индекс цен  производителей промышленной продукции  составил 118,8% против 111,1% в 2009 году
Объем промышленного производства в 2010 году увеличился на 11,3% (в 2009 году снизился на 2%). Относительный уровень золотовалютных резервов в  месяцах импорта снизился с 2,23 месяца на 1 января 2010 года до 1,62 месяца на начало 2011 года.
Соотношение запасов готовой продукции и  среднемесячного объема производства в 2010 году составило 49,5% (в 2009 г. – 67,9%). Долларизация  экономики (удельный вес инвалютной составляющей в составе широкой  денежной массы) на 1 января 2011 года увеличился на 1,5 процентных пункта по сравнению  с началом 2010 года и составила 44%.
Внутренний  государственный долг (без учета  долга органов местного управления и самоуправления) по состоянию на 01.01.2011 составил 5,7% ВВП (на 01.01.2010 также  составлял 5,7% ВВП. Внешний долг увеличился с 44,8% на 1 января 2010 года до 52,2% ВВП на 1 января 2011 года.
Уровень рентабельности реализованной продукции  в 2010 году вырос и составил 10,1% (в 2009 году – 9,9%). Экспорт, импорт, дефицит текущего счета (темпы роста  экспорта товаров и услуг в 2010 году составили 20%, импорта – 22,6%: отрицательное  сальдо внешней торговли составило $7425,6млн. против $5517,8млн. за 2009 год).
Удельный  вес убыточных предприятий в  общем их числе в 2010 году составил 4,9% (в 2009 году – 7,1%).  
Доля  срочной составляющей в М2 (удельный вес срочных депозитов в рублевой денежной массе) на 01.01.2011 составил 45,7% и увеличилась по сравнению с 01.01.2010 на 1,8 процентных пункта.  
 

    Источник: [15].

    Из  отчета НБРБ видно, что сегодня высока вероятность вступления Беларуси в  фазу аккумулирования проблем, которые  через несколько лет могут  привести к очень долгосрочному  сочетанию валютного, банковского  кризиса и кризиса внешней  задолженности. Данный тип внешнего финансового краха происходит со многими странами мира. Чтобы не допустить развития подобного сценария в Беларуси, необходимо начинать реформы  уже сейчас. Однако так необходимая на данном этапе перестройка всей экономической системы вряд ли будет осуществлена. Скорее всего деятельность правительства будет сосредоточена на принятии краткосрочных мер недопущения полномасштабного кризиса платежного баланса, который бы имел серьезные последствия для национальной экономики. 

Заключение 

    Равновесие, т. е. сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением является условием устойчивости и стабильного  экономического развития. Однако в  рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Таким образом, цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.

    Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия  на нее государства. Государственное  воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность  фаз цикла и соотношение между  ними. Государственное регулирование  направлено на смягчение циклических  колебаний. Важнейшими методами, с помощью  которых государство воздействует на экономический цикл, выступают  кредитно-денежные (монетарные) и бюджетно-налоговые (фискальные) рычаги. Во время кризиса  государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева»  экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему  удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные  меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию  и налоговые скидки на новые инвестиции.

    Основными направлениями антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются фискальная и монетарная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

    Денежно-кредитная  и фискальная политика являются важнейшими составляющими экономической политики государства. Денежно-кредитная политика государства представляет собой  комбинацию целей и средств, с  помощью которых ее носитель посредством  регулирования денег, спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей  общеэкономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей, главной из которых является обеспечение устойчивого экономического развития. Фискальная политика представляет собой наиболее актуальную проблему для любого современного государства, поскольку в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику. Разработка денежно-кредитной и фискальной политики связана с решением все более возрастающих сложных задач не только экономического, но и социального развития. Одной из причин данного положения является интеграция экономик России, Беларуси и Казахстана, и глобальная конкуренция за инвестиции, требующие достижения необходимых общемировых стандартов, достигнутых развитыми экономическими системами. Государственные расходы и налоги активно используются для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами – государственными бюджетными расходами и налогами).

    В течение 20 лет реализация монетарной и фискальной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом  успешно; результатом реализации которой  является рост ВВП, снижение налоговой  нагрузки на предприятия, а также  сдерживание темпов инфляции. Совершенствование монетарной и фискальной политики в республике Беларусь должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития национальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    1.  Абалкина, Н.И. Курс переходной экономики / Н.И Абалкина.-Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - Разд. 1, с. 36-106.

    2. Алехин, Б.И. Денежно-кредитная политика / Б.И.Алехин, М.: Юнити-Дана, 2004. 135 с.

    3. Бобко, А.Н. Фискальная и монетарная политики: необходимость и предпосылки координации /А.Н.Бобко // Банковский вестник.- 2009.-№10

    4. Головачев, А.С. Курс макроэкономики / А.С.Головачев - Мн.,2002. 224 с.

    5. Гурова, С.Ю. Налоговая политика в современной экономической системе / С.Ю. Гурова - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский гос. тех. ун-т», 2007. 18 с.

    6. Калечиц, С.В. Монетарная политика и экономический рост / С.В.Калечиц - Банк. вестник-2009-№31

    7. Квачук, Л.П. Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь / Л.П.Квачук - Мн.: БГАТУ, 2003. 53 с.

    8. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки /Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, Е.И.Кравцов ; Под ред. Г.И. Кравцовой - Мн.: БГЭУ, 2003. 527 с.

    9. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обуч. учреждений, обеспечивающих получение высш.образ.по экон.спец./Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, В.М. Коновалов; под ред. Л.П. Зеньковой.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2009-380с.

    10. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 г. №303-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2007.

    11. Позднев, В.В. О циклических колебаниях в экономике. / В.В.Позднев - Проблемы теории и практики управления.-2006.-№9

    12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. - Минск Юнипак, 2004.

    13. Национальный банк Республики Беларусь [интернет-портал] - Режим доступа: www.nbrb.by Национальный банк Республики Беларусь – Дата доступа: Январь 2012.

    14. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год / Указ Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 г. №703 - http://www.nbrb.by/publications /ondkp/2007/ondkp-2007.pdf

    15. Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2010 / Национальный банк РБ. - Режим доступа: www.nbrb.by

    16. Чепурин, М.Н. Экономическая теория / M.Н.Чепурин - М.,2005. 624 с.

    17. Чепикова Е.М. Современные направления исследований фискальной политики / Е.М,Чепикова - Весник БГЭУ.-2006 №1.-с.11-16

    18. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2011 -515с.

    19. Юрьева, Т.В. Макроэкономика / Т.В. Юрьева - М.,2004. 267 с


Информация о работе Антициклические меры государственной политики в национальной экономике РБ