Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 158.34 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетно-налоговая политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Содержание, структура доходов  и расходов бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств  для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.

          Актуальность проблемы эффективности управления бюджетными средствами, а также интерес к изучению государственного бюджета, доходов и расходов государства и обусловила выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования данной работы является бюджетно-налоговая политика и государственный бюджет Республики Беларусь, предметом исследования – формирование доходной части республиканского бюджета Беларуси, статьи расходов, а также государственный долг  республики. 
          Целью работы является оценка реализации государственного бюджета Республики Беларусь.

Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:  
- раскрыть сущность, структуру и принципы построения  бюджета;  
-   изучить источники доходов бюджета, а также основные статьи расходов;

- рассмотреть проблемы государственного долга республики и пути их решения;

- выявить приоритетные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

 Поэтапное решение данных задач обусловило структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованных источников литературы. 
        При исследовании темы работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез, методы диалектики, системности и исторический подход. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема  исследования освещена в литературе в достаточной степени, поэтому в процессе написания работы использовался широкий спектр литературных источников, в том числе нормативные правовые акты законодательства (Законы «О бюджете Республики Беларусь», «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь), различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные изучаемым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ, ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА.

 

1.1. Государственный  бюджет: сущность, структура, принципы  построения.

 

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой  страны. Это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республика Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель).

По экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

         Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, особенностями, которой являются следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

-  с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

-    область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями[14].

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет  перераспределяется от 20 до 60% национального  дохода); контрольную (движение бюджетных  средств сообщает о финансовом состоянии  экономики и позволяет его  контролировать); и регулирующую (изменение  доходов и расходов госбюджета позволяет  смягчить спад производства, снизить  уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся  с возникновением государства и  развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для  обеспечения выполнения общегосударственных  функций. Поэтому сущность бюджета  как экономической категории  не меняется в зависимости от смены  общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический  потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К  субъективным факторам относятся тип  государства, политика правительства  в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень  экономической науки и др. Бюджеты  разных стран имеют схожую структуру  доходов (формирование по большей части  за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

В Законе РБ "О бюджетной  системе РБ и государственных  внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен  как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств  для обеспечения функций государственных  органов, экономического и социального  развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В  бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный  бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно- территориальных единиц [4].

Бюджетная политика государства  в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Ранее методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно  осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая  с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще  в СССР, и не соответствовала новым  требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и  анализа бюджета. В то же время  в процессе бюджетного регулирования  появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета  и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. Процесс консолидации в бюджете  ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали  проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. В результате в стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений  экономической политики, требует  рассмотрения деятельности государства  по определению основных задач и  количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Источники доходов  государственного бюджета.

 

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой –выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и  методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач. В нашей стране, где собственником  преобладающей массы средств  производства до недавнего времени  выступало государство, доходы бюджета  базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования новых  методов руководства общественным производством, а неэффективность  применявшихся ранее форм мобилизации  части чистого дохода предприятий  в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения [2].

Информация о работе Государственный бюджет