Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 158.34 Кб (Скачать файл)

К собственным источникам доходов  бюджета относятся:

- источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

- дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные  средства. 

Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством  Республики Беларусь и решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с  принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение  имеющейся в республиканском  бюджете на данный год задолженности  по государственному долгу прошлых  лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством Республики Беларусь гарантиям [1].

В составе республиканского и местных  бюджетов создаются резервные и  целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических  и других программ, ликвидацию последствий  стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли  быть предусмотрены при утверждении  бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной  финансовый (бюджетный) год.

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих  бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.  Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального  банка Республики Беларусь и других источников.

Превышение доходов над расходами  бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита  бюджета принимаются Президентом  Республики Беларусь или по его поручению  Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными  органами в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.        

 

 

2.2. Реализация государственного бюджета Республики Беларусь.

 

  Базой  для  формирования  бюджета на 2013  год  выступают  реальные  параметры исполнения бюджета в 2012 году, позволяющие  обеспечить  выполнение  главных  социально-экономических приоритетов – выплату заработной платы, пенсий, стипендий, а также своевременное и полное погашение  долговых обязательств  в  рамках  бездефицитного бюджета.

В  целом ход  исполнения  бюджета  в  2012  году можно охарактеризовать как позитивный. За январь – август  достигнут профицит  бюджетов  всех  уровней в сумме более 4  трлн. Вr.  Безусловно,  это результат проведения последовательной  бюджетной политики, имеющей цель  поддержать  достигнутую макроэкономическую стабильность (табл.2.2.1).

 

 

 

Таблица 2.2.1

 

Основные параметры социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2013 годы [15]

 

Показатель/ единица измерения

2009

2010

2011 

2012 прогноз

(сделан в декабре 2011)

2012 (оценка исполнения) октябрь  2012

2013 прогноз

ВВП/ Млрд. Br

136’800

162’964

274’282

508’500 – 512’400

494’807

630’830

Темпы роста ВВП (в % к предыдущему  году) в сопоставимых ценах

100,2

107,6

105,3

105-105,5

1055,0

108,5

Инфляция (ИПЦ) / %

В среднем за год

113,0

107,8

153,2

164,8-165,1

158,8

116,5

Декабрь к декабрю

110,1

109,9

220,0

119,0-122,0

121,0

112,0

Среднемесячный размер зарплаты работников в бюджетном секторе (за год)/ тыс. рублей

773,0

983,7

1594,5

2676

3008

3737

Обменный курс белорусского рубля к доллару  США

В среднем за год/ Br за 1$

2803,27

3011

5606

8500

8400

8950


 

В  качестве  основных  параметров экономического развития страны в 2013 году и расчетной базы бюджета  приняты следующие значения:

-  рост ВВП – 108,5%;

-  положительное сальдо внешней торговли – 0,7% ВВП (500 млн. USD);

- темп  роста  экспорта  товаров  и  услуг – 115,2% (65%  всей  произведенной  промышленной  продукции  и 20%  сельскохозяйственных  товаров  должны  быть проданы на экспорт);

- опережающий рост производительности труда относительно  темпов роста реальной  заработной платы – 109,3 и 107,1% соответственно;

-  привлечение 4,5 млрд. USD в экономику страны  главным  образом  в  виде  прямых иностранных инвестиций;

-  рост объема золотовалютных резервов к концу 2013 года до 8,7 млрд. USD;

-  среднегодовое  значение  ставки  рефинансирования  Национального  банка – 15–16%;

-  инфляция  в  среднем  по  году – 16,5% (12% декабрь к декабрю);

-  прирост требований банков к экономике на уровне 17–20% (около 40 трлн. Br).

Принципиально важно, чтобы  достижение задачи по росту ВВП в 2013 году – 108,5% – обеспечивалось  не  за  счет  чрезмерного стимулирования  внутреннего  спроса,  накопления внутренних и внешних долгов, а  прежде  всего  посредством  мобилизации собственного  нереализованного  потенциала роста и прямых иностранных инвестиций.  Это  стабилизирует  показатели экономической  безопасности  страны,  особенно в части  уровня  золотовалютных резервов,  государственного  внешнего  и  внутреннего долга. С  учетом  этих  целей  сформированы предложения  по  проекту  бюджета.  Он взаимосвязан  с  прогнозом  социально-экономического  развития  и  согласуется  с денежно-кредитной политикой [11].

Проекту  бюджета  на 2013  год   присущи:

-    полнота учета доходов бюджета;

- сбалансированность  принимаемых  обязательств с источниками их финансирования;

-   рост  его  инвестиционной  направленности;

- кредитование государственных  программ в объемах, не нарушающих  финансовую сбалансированность;

-  инновации  в  финансировании  здравоохранения,  образования  и  жилищно-коммунального хозяйства.

В налоговой политике радикальных  преобразований не предлагается, тем самым фиксируется начало периода стабильности налогового законодательства.

Пакет  налоговых  предложений  обеспечит  снижение  налоговой  нагрузки  до  расчетного уровня 27,6% к ВВП.

Важнейшим  в  этой  сфере  становится  уже принятое Главой  государства решение об изменении порядка формирования инновационных фондов,  разгрузившее  себестоимость предприятий и  оставившее в их распоряжении около 3 трлн. Br.

Одновременно с этим предложено снизить  налоговую  нагрузку  и  на  субъекты малого предпринимательства  за  счет смягчения  критериев  применения  упрощенной  системы  налогообложения.  Данные  меры  включают  снижение  ставок  налога (с 7%  до 5% без НДС и  с 5%  до 3% с НДС), увеличение валовой выручки  с 3,4 до 8,2 млрд. Br, увеличение количества работников с 15 до 50 человек, уплату налога на  недвижимость  при  площади  объектов более 1,5  тыс.  кв. метров. Это  серьезный шаг  в  сторону  реализации  принципа социального  партнерства  государства  и бизнеса. На практике он позволит оценить, насколько  вносимые  бизнес-сообществом предложения  социально  ответственны  и проработаны. Поскольку в случае поддержки  этого  предложения  ими  гарантируется  значительный  рост  налоговых  платежей  и инициативное  создание  более 20  тыс.  новых рабочих  мест уже в 2013 году с заработной платой 500–700  USD в эквиваленте.

Одновременно  меры  налоговой  политики предусматривают мобилизацию  внутренних  финансовых  резервов  в бюджете без усиления налогового давления на предприятия[15].

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете 
на 2013 год» доходы республиканского бюджета определены в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей (прил. 2).

Сложившаяся ранее структура доходов бюджета в основном  будет сохранена (табл.2.2.2).

Таблица 2.2.2

Структура поступлений бюджета, в  % [11]

Наименование доходов

2011 год

2012 год

2013 год 

(прогноз)

Налоговые

85,8

87,6

88,4

Неналоговые

14,2

12,4

11,6

Всего доходов

100,0

100,0

100,0


 

В целях обеспечения сбалансированности расходов бюджетов всех уровней потребуется  приложить значительные усилия по ограничению  и  экономии  государственных расходов, которые также утверждены в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей (прил.3).

Бюджет  традиционно  имеет выраженный  социальный  характер. Средства, предусмотренные в консолидированном бюджете на  выплату заработной  платы,  позволят  в 2013  году обеспечить  ее реальный рост на  уровне, предусмотренном прогнозом – не менее 7%, что в эквиваленте составит около 500 USD. Сложившееся  соотношение  заработной платы бюджетников и работников реального сектора сохранится на уровне не менее 80%.

Ниже представлена таблица  с расходами бюджета по основным отраслям без учета резервных  фондов за последние годы. Расчет в долларовом эквиваленте производился из официальных данных по среднему курсу за 2011 год – 4624, январь – сентябрь 2012-го – 8267 и прогнозного курса на 2013-й – 8950 белорусских рублей.

Таблица 2.2.3

Расходы бюджета по основным отраслям [11]

 

Основные отрасли

2011

2012

2013

млрд рублей

млн долларов

млрд рублей

млн долларов

млрд рублей

млн долларов

Национальная оборона

2719,8

588,2

4923,4

595,5

6143,2

686,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

4294,6

928,8

8917,1

1078,6

10 882,4

1215,9

Национальная экономика, в том числе

15 517,2

3355,8

27 824,2

3365,7

29 409,7

3286,0

   Сельскохозяйственная, рыбохозяйственная деятельность

7977,6

1725,3

13 189,9

1595,5

14 511,5

1621,4

   Промышленность, строительство и архитектура

1324,8

286,5

3208,3

388,1

3880,5

433,6

   Транспорт

1891,1

409,0

2674,1

323,5

2734,4

305,5

   Дорожное хозяйство

2213,4

478,7

3078,1

372,3

3503,0

391,4

   Топливо и энергетика

1221,1

264,1

4011,1

485,2

2790,1

311,7

Охрана окружающей среды

530,3

114,7

882,3

106,7

1144,8

127,9

ЖКХ и жилищное строительство

6208,2

1342,6

11 653,8

1409,7

14 057,0

1570,6

Здравоохранение

10 382,5

2245,4

20 696,4

2503,5

26 337,8

2942,8

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

2594,7

561,1

5325,0

644,1

6679,0

746,3

Образование

13 711,5

2965,3

27 331,7

3306,1

34 011,8

3800,2

Социальная политика

7599,6

1643,5

13 795,9

1668,8

13 938,7

1557,4

Льготирование процентов

2684,0

580,4

4879,8

590,3

2824,2

315,6

Итого расходы бюджета  на основные отрасли

66 242,4

14 325,8

126229,6

15 269,1

145428,6

16 249,0


 

  

 

Рис. 2.2.1 Структура расхода бюджета в 2013 г.

 

Так, на поддержку сельскохозяйственного  комплекса предусмотрено потратить  в 2013 году 14,5 трлн. рублей, или около $1,6 млрд., что на $25,9 млн. больше, чем  в 2012-м. Кстати, на этом вливания в АПК  не заканчиваются — кроме бюджетных  средств, сельское хозяйство получит  не менее 15,5 трлн. рублей кредитных  ресурсов. Общая сумма средств  финансирования сельского хозяйства в 2013 году превысит $3,5 млрд. в эквиваленте.

На образование планируется  выделить 34 трлн. рублей, или $3,8 млрд., что  на $494,1 млн. больше, чем в прошлом  году.

В сферу здравоохранения  будет вложено примерно 26,3 трлн. рублей, или $2,9 млрд. Другими существенными  статьями затрат стали ЖКХ и жилищное строительство — около 14 трлн. рублей, или $1,6 млрд., а также правоохранительная система — 10,9 трлн. рублей, или $1,2 млрд. Траты на правоохранительную систему  также выросли в долларовом эквиваленте  — на $137,3 млн.

Как видно из данных таблицы  объемы  финансирования  всех отраслей растут опережающими темпами. Сокращениям в валютном эквиваленте подверглись лишь такие статьи расходов, как «Топливо и энергетика» (−$173,5 млн.), «Социальная политика» (−$111,4 млн.) и «Транспорт» (−$17,9 млн.).

В 2013  году  объем гарантированно  выделяемых  агропромышленному  комплексу  бюджетных (более 15,5  трлн. Br)  и  кредитных  ресурсов (15,5 трлн. Br) превысит 31 трлн. Br, или около 3,5–3,6 млрд. USD. Для  сравнения: на протяжении 2005–2010 годов в агропромышленный  комплекс  в  среднем  вкладывалось меньше – около 3,2 млрд. USD. Такой  объем ресурсов позволит значительно укрепить производственную базу села, инвестировать  ресурсы  в  переработку  и  хранение  сельскохозяйственной  продукции. Безусловно,  эти  вложения  рассчитаны  на получение отдачи при росте производства и  экспорта  сельскохозяйственной  продукции.  В  целях  наиболее  эффективного  и справедливого  использования  бюджетных средств,  выделяемых  на  финансирование текущей деятельности  сельхозорганизаций (4,8 трлн. Br), будет изменен подход по их распределению по следующему принципу: 50% – на рубль реализованной продукции и 50% – на  гектар  сельхозугодий  с  учетом их балльности [8].

В  целях  повышения  инвестиционной направленности бюджета возрастает почти на 17% в реальном выражении объем Государственной инвестиционной программы. Прирост расходов связан с увеличением капвложений в мелиоративные объекты и социальную сферу.

Если  оценивать  инвестиционную  составляющую  бюджета  в  целом,  то  капитальные  вложения  за  счет  средств бюджета  значительно опережают темп роста инвестиций в целом по экономике. При общем росте инвестиций на 6% в реальном выражении бюджетные инвестиции  возрастают  более чем на 20%, что подтверждает позитивные структурные изменения в бюджете.

Информация о работе Государственный бюджет