Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:18, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
- источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
- дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Расходы бюджетов определяются программами
социально-экономического развития Республики
Беларусь и соответствующей
В бюджете на очередной финансовый
(бюджетный) год в соответствии с
принятыми ранее
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Сбалансированность бюджетов всех
административно-
Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.
Превышение доходов над
2.2. Реализация государственного бюджета Республики Беларусь.
Базой для формирования бюджета на 2013 год выступают реальные параметры исполнения бюджета в 2012 году, позволяющие обеспечить выполнение главных социально-экономических приоритетов – выплату заработной платы, пенсий, стипендий, а также своевременное и полное погашение долговых обязательств в рамках бездефицитного бюджета.
В целом ход исполнения бюджета в 2012 году можно охарактеризовать как позитивный. За январь – август достигнут профицит бюджетов всех уровней в сумме более 4 трлн. Вr. Безусловно, это результат проведения последовательной бюджетной политики, имеющей цель поддержать достигнутую макроэкономическую стабильность (табл.2.2.1).
Таблица 2.2.1
Основные параметры социально-
Показатель/ единица измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 прогноз (сделан в декабре 2011) |
2012 (оценка исполнения) октябрь 2012 |
2013 прогноз | ||
ВВП/ Млрд. Br |
136’800 |
162’964 |
274’282 |
508’500 – 512’400 |
494’807 |
630’830 | ||
Темпы роста ВВП (в % к предыдущему году) в сопоставимых ценах |
100,2 |
107,6 |
105,3 |
105-105,5 |
1055,0 |
108,5 | ||
Инфляция (ИПЦ) / % | ||||||||
В среднем за год |
113,0 |
107,8 |
153,2 |
164,8-165,1 |
158,8 |
116,5 | ||
Декабрь к декабрю |
110,1 |
109,9 |
220,0 |
119,0-122,0 |
121,0 |
112,0 | ||
Среднемесячный размер зарплаты работников в бюджетном секторе (за год)/ тыс. рублей |
773,0 |
983,7 |
1594,5 |
2676 |
3008 |
3737 | ||
Обменный курс белорусского рубля к доллару США | ||||||||
В среднем за год/ Br за 1$ |
2803,27 |
3011 |
5606 |
8500 |
8400 |
8950 |
В качестве основных параметров экономического развития страны в 2013 году и расчетной базы бюджета приняты следующие значения:
- рост ВВП – 108,5%;
- положительное сальдо внешней торговли – 0,7% ВВП (500 млн. USD);
- темп роста экспорта товаров и услуг – 115,2% (65% всей произведенной промышленной продукции и 20% сельскохозяйственных товаров должны быть проданы на экспорт);
- опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы – 109,3 и 107,1% соответственно;
- привлечение 4,5 млрд. USD в экономику страны главным образом в виде прямых иностранных инвестиций;
- рост объема золотовалютных резервов к концу 2013 года до 8,7 млрд. USD;
- среднегодовое значение ставки рефинансирования Национального банка – 15–16%;
- инфляция в среднем по году – 16,5% (12% декабрь к декабрю);
- прирост требований банков к экономике на уровне 17–20% (около 40 трлн. Br).
Принципиально важно, чтобы достижение задачи по росту ВВП в 2013 году – 108,5% – обеспечивалось не за счет чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, накопления внутренних и внешних долгов, а прежде всего посредством мобилизации собственного нереализованного потенциала роста и прямых иностранных инвестиций. Это стабилизирует показатели экономической безопасности страны, особенно в части уровня золотовалютных резервов, государственного внешнего и внутреннего долга. С учетом этих целей сформированы предложения по проекту бюджета. Он взаимосвязан с прогнозом социально-экономического развития и согласуется с денежно-кредитной политикой [11].
Проекту бюджета на 2013 год присущи:
- полнота учета доходов бюджета;
- сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования;
- рост его инвестиционной направленности;
- кредитование государственных
программ в объемах, не
- инновации в финансировании здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства.
В налоговой политике радикальных преобразований не предлагается, тем самым фиксируется начало периода стабильности налогового законодательства.
Пакет налоговых предложений обеспечит снижение налоговой нагрузки до расчетного уровня 27,6% к ВВП.
Важнейшим в этой сфере становится уже принятое Главой государства решение об изменении порядка формирования инновационных фондов, разгрузившее себестоимость предприятий и оставившее в их распоряжении около 3 трлн. Br.
Одновременно с этим предложено
снизить налоговую нагрузку
и на субъекты малого предпринимательства
за счет смягчения критериев
применения упрощенной системы
налогообложения. Данные меры
включают снижение ставок налога
(с 7% до 5% без НДС и с 5% до
3% с НДС), увеличение валовой выручки
с 3,4 до 8,2 млрд. Br, увеличение количества
работников с 15 до 50 человек, уплату налога
на недвижимость при площади
объектов более 1,5 тыс. кв. метров.
Это серьезный шаг в сторону
реализации принципа социального
партнерства государства и бизнеса.
На практике он позволит оценить, насколько
вносимые бизнес-сообществом
Одновременно меры налоговой политики предусматривают мобилизацию внутренних финансовых резервов в бюджете без усиления налогового давления на предприятия[15].
Законом Республики Беларусь «О республиканском
бюджете
на 2013 год» доходы республиканского бюджета
определены в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей
(прил. 2).
Сложившаяся ранее структура доходов бюджета в основном будет сохранена (табл.2.2.2).
Таблица 2.2.2
Структура поступлений бюджета, в % [11]
Наименование доходов |
2011 год |
2012 год |
2013 год (прогноз) |
Налоговые |
85,8 |
87,6 |
88,4 |
Неналоговые |
14,2 |
12,4 |
11,6 |
Всего доходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В целях обеспечения
Бюджет традиционно имеет выраженный социальный характер. Средства, предусмотренные в консолидированном бюджете на выплату заработной платы, позволят в 2013 году обеспечить ее реальный рост на уровне, предусмотренном прогнозом – не менее 7%, что в эквиваленте составит около 500 USD. Сложившееся соотношение заработной платы бюджетников и работников реального сектора сохранится на уровне не менее 80%.
Ниже представлена таблица с расходами бюджета по основным отраслям без учета резервных фондов за последние годы. Расчет в долларовом эквиваленте производился из официальных данных по среднему курсу за 2011 год – 4624, январь – сентябрь 2012-го – 8267 и прогнозного курса на 2013-й – 8950 белорусских рублей.
Таблица 2.2.3
Расходы бюджета по основным отраслям [11]
Основные отрасли |
2011 |
2012 |
2013 | |||
млрд рублей |
млн долларов |
млрд рублей |
млн долларов |
млрд рублей |
млн долларов | |
Национальная оборона |
2719,8 |
588,2 |
4923,4 |
595,5 |
6143,2 |
686,4 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
4294,6 |
928,8 |
8917,1 |
1078,6 |
10 882,4 |
1215,9 |
Национальная экономика, в том числе |
15 517,2 |
3355,8 |
27 824,2 |
3365,7 |
29 409,7 |
3286,0 |
Сельскохозяйственная, рыбохозяйственная деятельность |
7977,6 |
1725,3 |
13 189,9 |
1595,5 |
14 511,5 |
1621,4 |
Промышленность, строительство и архитектура |
1324,8 |
286,5 |
3208,3 |
388,1 |
3880,5 |
433,6 |
Транспорт |
1891,1 |
409,0 |
2674,1 |
323,5 |
2734,4 |
305,5 |
Дорожное хозяйство |
2213,4 |
478,7 |
3078,1 |
372,3 |
3503,0 |
391,4 |
Топливо и энергетика |
1221,1 |
264,1 |
4011,1 |
485,2 |
2790,1 |
311,7 |
Охрана окружающей среды |
530,3 |
114,7 |
882,3 |
106,7 |
1144,8 |
127,9 |
ЖКХ и жилищное строительство |
6208,2 |
1342,6 |
11 653,8 |
1409,7 |
14 057,0 |
1570,6 |
Здравоохранение |
10 382,5 |
2245,4 |
20 696,4 |
2503,5 |
26 337,8 |
2942,8 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ |
2594,7 |
561,1 |
5325,0 |
644,1 |
6679,0 |
746,3 |
Образование |
13 711,5 |
2965,3 |
27 331,7 |
3306,1 |
34 011,8 |
3800,2 |
Социальная политика |
7599,6 |
1643,5 |
13 795,9 |
1668,8 |
13 938,7 |
1557,4 |
Льготирование процентов |
2684,0 |
580,4 |
4879,8 |
590,3 |
2824,2 |
315,6 |
Итого расходы бюджета на основные отрасли |
66 242,4 |
14 325,8 |
126229,6 |
15 269,1 |
145428,6 |
16 249,0 |
Рис. 2.2.1 Структура расхода бюджета в 2013 г.
Так, на поддержку
На образование планируется выделить 34 трлн. рублей, или $3,8 млрд., что на $494,1 млн. больше, чем в прошлом году.
В сферу здравоохранения будет вложено примерно 26,3 трлн. рублей, или $2,9 млрд. Другими существенными статьями затрат стали ЖКХ и жилищное строительство — около 14 трлн. рублей, или $1,6 млрд., а также правоохранительная система — 10,9 трлн. рублей, или $1,2 млрд. Траты на правоохранительную систему также выросли в долларовом эквиваленте — на $137,3 млн.
Как видно из данных таблицы объемы финансирования всех отраслей растут опережающими темпами. Сокращениям в валютном эквиваленте подверглись лишь такие статьи расходов, как «Топливо и энергетика» (−$173,5 млн.), «Социальная политика» (−$111,4 млн.) и «Транспорт» (−$17,9 млн.).
В 2013 году объем гарантированно выделяемых агропромышленному комплексу бюджетных (более 15,5 трлн. Br) и кредитных ресурсов (15,5 трлн. Br) превысит 31 трлн. Br, или около 3,5–3,6 млрд. USD. Для сравнения: на протяжении 2005–2010 годов в агропромышленный комплекс в среднем вкладывалось меньше – около 3,2 млрд. USD. Такой объем ресурсов позволит значительно укрепить производственную базу села, инвестировать ресурсы в переработку и хранение сельскохозяйственной продукции. Безусловно, эти вложения рассчитаны на получение отдачи при росте производства и экспорта сельскохозяйственной продукции. В целях наиболее эффективного и справедливого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности сельхозорганизаций (4,8 трлн. Br), будет изменен подход по их распределению по следующему принципу: 50% – на рубль реализованной продукции и 50% – на гектар сельхозугодий с учетом их балльности [8].
В целях повышения инвестиционной направленности бюджета возрастает почти на 17% в реальном выражении объем Государственной инвестиционной программы. Прирост расходов связан с увеличением капвложений в мелиоративные объекты и социальную сферу.
Если оценивать инвестиционную составляющую бюджета в целом, то капитальные вложения за счет средств бюджета значительно опережают темп роста инвестиций в целом по экономике. При общем росте инвестиций на 6% в реальном выражении бюджетные инвестиции возрастают более чем на 20%, что подтверждает позитивные структурные изменения в бюджете.