Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 158.34 Кб (Скачать файл)

Общий  объем  ресурсов  в  бюджетах регионов составит  более 112 трлн. Br (из которых 24,3  трлн. Br –  средства, формируемые в бюджете  г. Минска), или с ростом к  уровню  текущего  года  в  реальном  выражении не менее чем на 9%. В сопоставимых условиях  их  объем  прирастает  в  ВВП  до 17,1% при 16,8 в 2012 году.

Региональные  бюджеты  построены  на общих принципах  бюджетной политики. В 2013 году заложены новые стимулы их развития за счет:

1) большего участия в  дивидендах коммунальных предприятий;

2) нового порядка формирования  и использования инновационных  и инвестиционных фондов;

3)  увеличения  объема  ресурсов  на финансирование  нового  жилищного  строительства.

Общий  объем  ресурсной  поддержки  жилищной  программы составит 18,8 трлн. Br, из которых 14,4 трлн.  – средства бюджета. Указанные ресурсы позволят в 2013 году ввести 6,5 млн. квадратных метров жилья.

У местных органов власти сохраняются  возможности по дополнительному привлечению доходов  за  счет повышения  ставок налогов на собственность. Стандартный объем таких средств оценивается в 2,7 трлн. Br.

Таким  образом,  в 2013  году  местные бюджеты  обеспечивают  не  только  исполнение  всех  государственных  обязательств,  но  и  придадут  новое  качество региональному развитию страны.

Значительное  влияние  на  устойчивое исполнение  местных  бюджетов  оказывает состояние  их  долговых  обязательств.  Для  усиления  контроля  за  местными  долгами  введен  новый  ограничитель  в  Бюджетный кодекс – отношение объема долга  к  доходам  бюджета. Оно  не  должно превышать 80%. Это солидарная позиция Правительства и КГК.

Кроме  того,  в  целях  обеспечения  сбалансированности местных бюджетов и безусловного исполнения всех обязательств по выплате  заработной  платы,  трансфертов населению,  оплате  коммунальных  услуг, продуктов питания, лекарственных средств и  изделий медицинского  назначения,  обслуживанию долга органов местного управления и самоуправления Бюджетным кодексом  предусмотрена  норма,  запрещающая уменьшать ассигнования по указанным статьям местных бюджетов без согласования с Министерством финансов.

По итогам 2013 года показатели финансовой  безопасности  будут  находиться  на приемлемом уровне, хотя необходимо  отметить,  что в 2013  году Беларусь  входит в  полосу  пиковых  выплат  по  внешнему  государственному  долгу. Ожидается двукратный прирост платежей  по  сравнению с текущим годом – до 3,1 млрд. USD (платежи  по основному долгу – 2,3  млрд. USD,  обслуживание  госдолга – 0,8  млрд. USD). 

Правительство  ставит  перед  собой задачу рефинансирования части долгового  портфеля.  Планируется  почти  на половину рефинансировать внешние обязательства,  приблизив  объем  платежей  к уровню 2012 года.

По основным показателям экономической безопасности страна будет находиться в стабильном положении:

- внешний государственный долг – 21,1% к ВВП (порог не более 25%);

-  внутренний  государственный долг – 3% (не более 20%);

- платежи по обслуживанию государственного  долга – 7,8%  к  доходам  республиканского бюджета (не более 10%);

- платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга – 5,1% к валютной выручке (не более 10%) [11].

Подводя итог, можно  сказать, что проект  бюджета  на 2013  год практически ничем принципиальным не отличается от бюджетов предыдущих лет, предусматривает, что основные траты бюджета пойдут на образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ, социальную политику и правоохранительную систему, а также максимально сбалансирован  с  имеющимися  ресурсами  и  позволяет  профинансировать  все принятые  государством финансовые  и  социальные обязательства.

 

 

 

2.3. Проблемы государственного  долга республики Беларусь, пути  их решения

 

 

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2013 года составил 128,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 12,4 трлн. рублей, или на 10,6%.Увеличение государственного долга в 2012 году в  основном обусловлено ростом внутреннего  долга.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей, увеличившись с начала 2012 года на 8,0 трлн. рублей. Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных облигаций.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 12,0 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 209,9 млн. долларов США [21].

Несмотря на привлечение кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая, увеличение внешнего государственного долга по сравнению с началом 2012 года незначительно, что обусловлено  погашением части основного долга по кредиту «стэнд-бай» МВФ, а также погашением дебютного выпуска облигаций Республики Беларусь, размещенных на территории Российской Федерации.

В 2013 году экономике Беларуси предстоит пик платежей по многочисленным внешним заимствованиям. Причем вырастут суммы как по погашению, так и  по обслуживанию внешнего долга.

По данным пояснительной записки к принятому на будущий год бюджету следует, что в 2013 году объем ресурсов для погашения внешнего государственного долга Беларуси составит порядка 2,3 миллиардов, что в 2,6 раза больше, чем в текущем году.

Расходы по погашению основного  долга по кредитам, выданным США, ФРГ, Россией, Китаем, Венесуэлой правительству  Беларуси, в 2013 году вырастут по сравнению  с текущим годом на 234,2 миллиона долларов, до 421,7 миллиона.

В пояснительной записке  говорится также, что основной груз оплаты придется на погашение кредитов от международных финорганизаций. Эти  платежи в 2013 возрастут по сравнению  с текущим годом на 1,4 миллиарда  долларов из-за необходимости погашения  кредита МВФ. В целом на расчет с финансовыми организациями  пойдет порядка 1,8 миллиардов.

Кроме погашения основного  долга, вырастет сумма, которую направят на обслуживание внешнего долга: плата  по процентам составит 786,6 миллиона долларов, что в 1,3 раза больше, чем  в  текущем году.

В пояснительной записке к бюджету 2013 года, говорится и о том, что значительное увеличение суммы внешнего госдолга РБ связано с привлечением в 2012-2013 годах кредитов АКФ ЕврАзЭС, МБРР, КНР и РФ для строительства АЭС, общая сумма которых составляет 6,2 миллиарда долларов.

Одним из инструментов рефинансирования платежей по внешнему госдолгу станут гособлигации, размещенные на внутреннем рынке Минфином. Первый осенний выпуск валютных облигаций ведомства (на $100 миллионов), выпущенных в октябре, выкупил  «Банк БелВЭБ».

Еще один способ – погашение долга по заимствованиям за счет новых кредитов [19].

 

Проследив динамику внешнего долга Республики Беларусь за последние  годы нужно отметить его рост с 2007, особенно стремительно в 2009 году – почти на 7 млрд. долларов США валового и на 5 млрд. долларов США долга органов госуправления (рис.2.3.1).

 

Рис.2.3.1. Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь

 

 

Рис. 2.3.2. Динамика валового внешнего долга на душу населения

По итогам января золотовалютные резервы  Республики Беларусь в определении  ССРД МВФ сократились на 70,4 млн. долларов США и, по предварительным данным, на 1 февраля 2013 г. составили 8 024,6 млн. долларов США в эквиваленте.

В национальном определении уровень  золотовалютных резервов увеличился на 182,4 млн. долларов США и на 1 февраля 2013 г. составил 8 945,5 млн. долларов США  в эквиваленте.

На снижение объема золотовалютных резервов оказало влияние погашение  Правительством и Национальным банком Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме.

Поддержанию объема золотовалютных резервов в январе прошлого года в основном способствовало поступление четвертого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 440 млн. долларов США [21].

По мнению экспертов Беларусь сумеет справиться с повышенными долговыми обязательствами, и даже сможет уплатить порядка 1,5 миллиардов самостоятельно. Но только при условии проведения жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, что сбалансирует внешнюю торговлю. Еще одним вариантом, который является наименьшим злом при привлечении новых кредитов для погашения старых долгов, могло бы стать новое сотрудничество с МВФ, выдающего кредиты под низкие проценты. Но Фонд дал понять: новых кредитов Беларуси ждать не стоит. Это значит, что Беларусь будет привлекать новые кредиты по высоким ставкам, значительно усложняя себе будущее новыми долгами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основными целями бюджетно-налоговой  политики нашей страны являются обеспечение  финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий  для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни  населения с учетом решения экологических проблем. Мероприятия по их достижению содержатся в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г. и предусматривают:

- продолжение налоговой реформы, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности.

- повышение эффективности бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов;  
          - формирование сбалансированности и бездефицитности бюджета;  
         - создание эффективной системы управления государственными финансами;  
         - обеспечение единого правового поля и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

Причем процесс достижение этих целей разбивается на два  этапа: 1) до 2010 года; 2)  2011–2020года.

           В начале 2011 г. Советом Министров  РБ была утверждена Программа  деятельности Правительства Республики  Беларусь на 2011–2015 годы.

Основными задачами Программы  являются обеспечение устойчивого

экономического роста, роста  валового внутреннего продукта, увеличение объема экспорта товаров и услуг, улучшение сальдо внешней торговли, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал, в т.ч. за счет привлечения прямых иностранных  инвестиций. 
         В Программе определены ключевые направления деятельности Правительства для реализации стратегии социально-экономического развития на 2011–2015 гг., в т.ч. в сфере бюджетно-финансовой и налоговой политики. 
       Основные цели – достижение качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание на экономически безопасном уровне дефицита бюджета и государственного долга страны.

         Одна из основных задач – снижение налоговой нагрузки до 26 % к ВВП в 2015 г. Уже в ближайшем будущем планируется снизить размер ставки налога на прибыль до 20 % [10].

 

В период с 2011 по 2020 гг. общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику за весь период на 7,5–8,5 % к ВВП, в том числе в 2011–2020 гг. – на 2–4 %, а также на достижение следующих целей:

- повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений;      

- совершенствования моделей построения налогов и сборов;

- улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

- упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов;

- сокращения их количества;

- максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

- обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.  
          В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц [9].

Информация о работе Государственный бюджет