Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства, являясь статьей доходов и расходов, а также оказывая влияние на благосостояние страны в целом. Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 158.34 Кб (Скачать файл)

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных  дефицитов определяются в большей  степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит  – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. 
           Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной  из наиболее важных и острых. Как  следствие негативных явлений в  экономике дефицит создает серьезную  угрозу для развития общества, поскольку  расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным  займам на определенный момент времени [2].

Одной из причин, порождающих государственный  долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления  сокращаются и вызывают бюджетный  дефицит. Попытки уменьшить его  путем продажи государственных  ценных бумаг и государственных  кредитов создают и увеличивают  государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация  экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный  сектор является непроизводственным сектором, который в основном потребляет, правительство  изыскивает средства для его финансирования.

Известны три основных источника  финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа  облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все  три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном временном интервале, несомненно, увеличивает налоговые поступления в бюджет, однако в долговременном приводит к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг является наименее болезненным путем изыскания денежных средств: он позволяет привлечь сбережения населения, но образует и увеличивает государственный долг.

Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный  долг, который включает задолженность  центрального правительства, долги  государственных предприятий и  местных органов власти. В зависимости  от сферы размещения государственный  долг подразделяется на внутренний и  внешний. Внутренний долг – это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки.

Внешний долг – это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году или в ближайшем бюджетном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности [14].

Финансисты различают долго- и  краткосрочную, полностью и частично гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность  – это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т.д. Краткосрочная внешняя задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее года. При полной гарантии государство несет ответственность за долг в полном объеме, при частичной ответственность разделяется между государством и должником.

Система государственного долга позволяет  государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она  является важным инструментом макроэкономического  регулирования, так как государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом.

Западные экономисты склоняются к  мнению, что умеренный внутренний долг – явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций; во-вторых, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.

Однако рост государственного долга  вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно  сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение  ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается  менее опасным, чем внешнего. Для  погашения внешнего долга нация  вынуждена рассчитываться частью национального  продукта либо недвижимостью. Немаловажное значение имеет и то, что рост внешнего долга подрывает авторитет  страны; усиливает неуверенность  населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени  на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей  задолженности, соотношения различных  ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой "вовлеченности  во внешний долг", которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга  к валовому продукту. Кроме того, рассчитывают еще два показателя, характеризующих платежеспособность страны. Один из них отражает отношение  величины внешнего долга к сумме  валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер долга с объемом валютных поступлений  за этот же период. Критическое значение этого показателя – 25 % [18].

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во-первых, он сокращает  запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций  и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и  падение уровня жизни в будущем. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска  денег. В-третьих, выплаты внутреннего  долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в  пользу наиболее обеспеченных слоев.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

2.1. Система государственного бюджета Республики Беларусь.

 

Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено – бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации – субъектов Федерации, в США – штатов, в ФРГ – земель, в Швейцарии – кантонов и т. д.).

Республика Беларусь – унитарное государство,  включающее области, города и районы, которые являются административно-территориальными единицами и каждая из них имеет свой бюджет. Таким образом, государственный бюджет нашей республики включает республиканский бюджет и местные бюджеты, которые содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.

Эти бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы, однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или в масштабах территории составляют консолидированные бюджеты. Консолидированные бюджеты – это совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (рис. 2.1).

В случае введения в установленном  порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться  чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1. Структура бюджетной системы  Республики Беларусь

(сост. автором по [4])

 

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых  бюджетных фондов, их частичное перераспределение. 

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.              

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов  о соответствующем местном бюджете  на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.        

Республиканский бюджет и местные  бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие  государственные органы.

Самостоятельность бюджетов как части  бюджетной системы заключается  в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом  Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные, исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь. Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Местные  Советы депутатов вправе устанавливать  зачисляемые в их бюджеты местные  налоги и другие обязательные платежи  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный бюджет