Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основ формирования кредитной политики коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определение сущности кредитной политики, её функций и роли в деятельности коммерческого банка;
- определение взаимосвязи кредитной политики с депозитной, инвестиционной и процентной политиками банка;
- выявление факторов, определяющих формирование кредитной политики;
- рассмотрение правовых аспектов кредитной политики;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА
1.1. Сущность кредитной политики…………………………………………5
1.2. Взаимосвязь кредитной политики с другими элементами банковской политики……………………………………………………………………………..8
1.3. Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка……………………………………………………………….11
2. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКОЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
2.1. Правовые аспекты кредитной политики…………………………..…..14
2.2. Этапы формирования кредитной политики…………………………...17
2.3. Методология формирования кредитной политики коммерческого банка на основе экономического моделирования………………………………..20
3. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.1. Финансово-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»..…………………………………………………………………………….24
3.2. Анализ кредитной политики ОАО «Сбербанк России»..…………..28
3.3. Перспективы развития кредитной политики………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….42
Наименование статьи |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||
Сумма, млрд.р. |
Доля, % |
Сумма, млрд.р. |
Доля, % |
Сумма, млрд.р. |
Доля, % | |
Менее 6 месяцев |
1052,6 |
17 |
1408,2 |
16,8 |
1969,4 |
17,8 |
От 6 до 12 месяцев |
1126,9 |
18,2 |
1349,5 |
16,1 |
1626,5 |
14,7 |
От 1 года до 3 лет |
2210,5 |
35,7 |
2690,7 |
32,1 |
3684,4 |
33,3 |
Более 3 лет |
1801,8 |
29,1 |
2933,8 |
35 |
3784,0 |
34,2 |
Наименование |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||
Абс. значения, млрд.р. |
Доля, % |
Абс. значения, млрд.р. |
Доля, % |
Абс. значения, млрд.р. |
Доля, % | |
Неработающие кредиты |
452 |
7,3 |
407 |
4,9 |
351 |
3,2 |
Резерв под обесценение кредитов |
703 |
11,4 |
662 |
7,9 |
565 |
5,1 |
Кредитный портфель |
6191,9 |
8382,2 |
11064,3 |
ОАО «Сбербанк России» придерживается следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
1. Поддержка наиболее значимых отраслей и секторов экономики (оборонно-промышленный комплекс, малый бизнес, сельское хозяйство отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции, отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения);
2. Поддержка существующих клиентов ОАО «Сбербанк России» и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию;
3. Кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
Сложные экономические условия, сложившиеся на рынке, вызывают необходимость изменения кредитной политики ОАО «Сбербанк России». Эти условия характеризуются следующими факторами:
В этих условиях ОАО «Сбербанк России», осознавая особую ответственность перед акционерами и вкладчиками, вводит дополнительные меры по эффективному управлению рисками:
1. Изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
2. Усиление обеспеченности кредитов:
- достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
- операционной доходностью бизнеса;
- залогами ликвидных активов;
- гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;
3. Повышение уровня и качества контроля со стороны ОАО «Сбербанк России» за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
- введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
- расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности банком;
- более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами [21].
Для этого ОАО «Сбербанк России» усиливает внимание:
1. К источникам погашения и их надежности;
2. К уровню текущей ликвидности клиента;
3. К уровню долговой нагрузки;
4. К качеству и ликвидности обеспечения;
5. К адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;
6. К консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;
7. К мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков [21].
При этом целесообразно использовать методику стресс-тестирования, которая создаст предпосылки для эффективного контроля и управления рисками в период возможных кризисных ситуаций. Суть стресс-тестирования заключается в том, чтобы понять, что может случиться, какие убытки может понести банк в той или иной неожиданной ситуации. Основным недостатком этого метода является то, что не учитываются характеристики рынка и институциональных структур, которые меняются со временем. Кроме того, при стресс-тестировании обычно не рассматривается влияние риска ликвидности на величину потерь банка, в то время как отток привлеченных средств в период кризиса может оказывать значительное влияние на величину стоимости активов [10, с.55].
В последнее время для оценки риска кредитования заемщика в мировой практике широкое распространение получил скоринг. В России ему также уделяют должное внимание. Сущность этого метода состоит в том, что каждый фактор, характеризующий заемщика, имеет свою количественную оценку, то есть баллы. Суммируя полученные баллы, можно получить оценку кредитоспособности физического лица. Каждый параметр имеет максимально возможный порог. Основным недостатком скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц является то, что она очень формализована, плохо адаптируема [8, с.372]. Данную задачу решают эксперты, полагаясь на свой опыт и знания.
Результатом на данном этапе является список всех факторов;
1. Использование приемлемой модели и ее совершенствование
2. Сбор и систематизация данных – представление данных в формализованном виде, подготовка данных в определенном виде (например, соблюдение упорядоченности по времени);