Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 151.25 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Жизненно  важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня  в нашем обществе, является становление  бизнеса, рассматриваемое во всей своей  многогранности и неоднозначности.

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.

Проблема развития малого бизнеса кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное госрегулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить для белорусов – финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов.

Вместе  с тем конкуренция на рынке  микро и малых кредитов несомненно присутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски, как для кредитора, так и для заемщика, а главными преимуществами являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты и залога.

В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки  для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных  институтов все же сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

Различные аспекты теории и практики кредитования малого бизнеса широко изучены в работах М.М. Бахмудов, Г.Н. Белоглазова, А.В. Буздалин, О.Ю. Грушко, Е.П. Жарковская, Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Лаврушин, М.А. Носова, Д.Ю. Олинин, А.Ю. Пономарев, О.И. Румянцева, И.А. Сиденко, Т.Н. Смирнова, С.В. Шапран и др.

В свете современных тенденций  социально-экономического развития страны особого внимания заслуживают вопросы  микрокредитования и кредитования на развитие бизнеса, исследованные в трудах С.А. Волков, И.Л. Гусева, Л.Т. Ибадова, В.В. Калинин, В.В. Кузнецова, О. Купчинова, И. Насонова, Ю.Ю. Русанов, А.Р. Скриба, С.С. Хоршев, С.В. Шапран др.

Несмотря на непрерывно возрастающий интерес учёных и практиков к  исследованию кредитования малого бизнеса, вне поля их зрения остался ряд проблем, требующих научного осмысления и решения. Актуальность и значимость кредитования малых предприятий на современном этапе социально-экономического развития страны, недостаточная теоретическая и практическая база, необходимая для понимания его сущности, инструментов и направлений совершенствования, определили выбор темы дипломной работы, её цель, задачи и структуру.

В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • выявить состояние и проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в Беларуси;
  • определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства;
  • исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия;
  • выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

Объект исследования: кредитование малого бизнеса в ЗАО Банк ВТБ (Беларусь).

Предмет исследования: финансовые отношения, складывающиеся в процессе кредитования малых предприятий в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической базой дипломного исследования послужили труды учёных - экономистов в области кредита и кредитования реального сектора экономики, экономической теории, финансов, макроэкономики, устойчивости кредитно-банковской системы и методов ее государственного регулирования.

Теоретические и практические аспекты  дипломной работы обусловили необходимость использования таких методов научного исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системного, сравнительного, структурного, функционального, факторного, экономико-статистического анализа.

Информационную базу дипломного исследования составили нормативные правовые акты РБ; постановления и распоряжения Правительства РБ; положения и инструкции НБРБ; статистические данные службы государственной статистики и НБРБ; информация финансово-экономического характера по теме исследования, опубликованная в периодической печати и размещённая в справочных правовых системах и сети Интернет; материалы специализированных агентств; отчетность, внутренние нормативные документы коммерческих банков и авторские расчеты.

Практическая значимость дипломного исследования. Полученные результаты могут быть также использованы в деятельности отечественных кредитных организаций в целях повышения ее эффективности.

Структура работы соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности развития и современное состояние системы поддержки и кредитования субъектов  
малого бизнеса

1.1   Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

 

К субъектам  малого предпринимательства относятся  коммерческие организации (юридические  лица), в уставном капитале которых  доля участия Республики Беларусь, субъектов Республики Беларусь, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. [13]

Сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности предпринимательство развивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственной поддержке. А в других сферах (производство, инновационная деятельность и других), предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.

Исходя  из мирового опыта государственная  поддержка малого бизнеса лишь там  приносила ощутимые плоды, где главным  условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к  которым стремились и приходили малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе. Например, отличительной чертой системы государственной поддержки малого предпринимательства в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе. [32, с. 12]

  Устанавливаемые на год и более  приоритеты могут впоследствии  изменяться. Подобная стратегия  позволяет сконцентрировать внимание  частного сектора на «точках  роста» в экономике и быстрыми  темпами достичь ощутимых результатов.

В Беларуси же в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы.

Согласно  результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с  плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалось как хорошее или удовлетворительное шестая часть малых предприятий.

Данная  статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий  является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия – «аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их  «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.

В целом в поддержке нуждаются  как «слабые», так и «сильные»  малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, вторых – чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий.

Само  понятие «помощь» подразумевает  поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в  силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные  предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и  возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что  создание «тепличных» условий для  малого бизнеса может дать противоположные  результаты. В нашей стране имеется  аналогичный опыт, когда поддержка  крупных и небольших неэффективных  предприятий не дала ожидаемых результатов. [11, с. 44]

Интересен тот факт, что количество малых  предприятий резко выросло в 1991-1994 годах более чем в три раза, причем тогда какая бы то ни было система поддержки малого предпринимательства, она практически отсутствовала. Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощи государства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий обладает крайне низкой эффективностью. [14, с.52]

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов  системы государственной поддержки малого бизнеса в Беларуси. К формам государственной поддержки малого предпринимательства относятся:

  • организационно-инфраструктурная;
  • налогово-управленческая;
  • имущественная;
  • финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой  привлекательной и труднодоступной  для малого бизнеса является финансово-кредитная  поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий (поручительства) под кредиты коммерческих банков (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Виды господдержки малого бизнеса.

Примечание - Источник: Собственная разработка на основе данных [3, с. 52]

 

Сведение  государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или  налоговому стимулированию не столько  развивает предпринимательскую  инициативу, сколько содействует  закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка. [14, с. 47]

Республика  Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная  динамика количественного роста  субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста  по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что  субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Государственная политика в области  развития и поддержки предпринимательства  является неотъемлемой частью экономической  политики страны. Система государственной  поддержки малого предпринимательства  начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются  и реализуются годовые программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 гг., целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса