Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Основанием для разработки указанного нормативного правового акта явилась норма, изложенная в п. 6 Указа Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства", в соответствии с которой Национальному банку Республики Беларусь было поручено принять меры по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей.
В связи
с этим Национальным банком Республики
Беларусь были разработаны и утверждены
Мероприятия по совершенствованию
кредитования индивидуальных предпринимателей,
предусматривающие меры по совершенствованию
законодательства, обеспечению доступности
кредитов, а также информационное,
образовательное и
В соответствии с программой мероприятий во всех областях созданы консультационные группы по оказанию помощи индивидуальным предпринимателям по вопросам кредитования, в состав которых включены представители головных банков, а также структурных подразделений главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям и городу Минску [7].
Кроме того, на основании данной программы внесены соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты банков, касающиеся порядка кредитования индивидуальных предпринимателей.
Национальным
банком Республики Беларусь совместно
с заинтересованными органами государственного
управления и банками также
Постановлением № 95 в рамках мер по совершенствованию законодательства, предусмотренных Мероприятиями, разрешено индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без открытия текущих (расчетных) счетов:
а)
получать кредиты наличными
б) погашать кредиты и уплачивать проценты за пользование ими наличными денежными средствами путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа.
Для упрощения процедуры кредитования в целом постановлением № 95 отменено обязательное требование о составлении письменного заключения специалистами банка о возможности выдачи кредита перед заключением кредитного договора, а также разрешено принимать решения о выдаче кредитов не только уполномоченному органу банка (кредитному комитету), но и единолично уполномоченному должностному лицу банка. Указанные меры позволят банкам применять упрощенную процедуру (скорринг) при оценке платежеспособности физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.
Постановлением
№ 95 также установлено, что банки
самостоятельно определяют в своих
локальных нормативных правовых
актах порядок формирования кредитного
досье и порядок контроля за состоянием
заложенного имущества. При этом
если ранее требовалось обязательное
оформление актов проверки по результатам
проводимых банком проверок целевого
использования кредита и
Кроме того, постановлением № 95 из Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь, с целью систематизации законодательства исключены нормы, регламентирующие, на основании каких платежных инструкций осуществляется перечисление денежных средств при предоставлении кредитов в безналичном порядке, поскольку данные вопросы регулируются Инструкцией о банковском переводе.
Постановление
№ 95 также предусматривает
В то же время постановлением № 95 уточнен порядок проведения банками проверки наличия у кредитополучателя просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках и проверки отсутствия расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в иных банках. Так, установлено, что указанные проверки осуществляются банком на основании документов, представленных кредитополучателем. В качестве таких документов можно рассматривать и заявление кредитополучателя на получение кредита, и письмо кредитополучателя, содержащие соответствующие сведения. В случае указания неверных сведений всю ответственность за предоставление недостоверной информации несет кредитополучатель. В частности, в соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса РБ представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, либо умышленное несообщение ими информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.
Для ликвидации
правового вакуума по вопросу
о периодичности осуществления
проверок наличия у кредитополучателя
просроченной (сомнительной) задолженности
в иных банках при кредитовании открытием
возобновляемой кредитной линии, когда
выдача новых траншей кредита
может осуществляться практически
ежедневно, постановлением № 95 установлено,
что указанные проверки осуществляются
перед заключением кредитного договора
и в течение времени
Дальнейшее
совершенствование
2.1 Краткая характеристика ЗАО Банк ВТБ (Беларусь). Виды кредитов и основные условия их предоставления
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) был создан в 1996 году в форме совместного предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
На 31 декабря 2010 года более чем пятью процентами выпущенных акций Банка владели следующие акционеры:
Банк ВТБ (открытое акционерное общество) – 71,4 %;
Белорусский государственный концерн по нефти и химии (контролируется государством) – 16,3 %;
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – 6,1 %.
Прочие – 6,2 %
Российская Федерация является фактической контролирующей стороной Банка.
ЗАО Банк
ВТБ (Беларусь) действует на основании
лицензии на осуществление банковской
деятельности, выданной Национальным
банком Республики Беларусь (далее
по тексту – “НБ РБ”) № 23 от 17.05.2010
г. Данная лицензия даёт банку право
на осуществление следующих
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- выдача банковских гарантий
- доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
- выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счёте;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Кроме того, ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, выданное Министерством финансов Республики Беларусь.
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) принимает вклады населения и выдает кредиты, осуществляет платежи в пределах Беларуси и за рубежом, занимается обменом валюты и оказывает банковские услуги клиентам - юридическим и физическим лицам.
Головной офис Банка находится в г. Минске. Банк имеет 6 Региональных дирекций, 19 дополнительных офисов, 11 кредитно-кассовых офисов и 11 операционных касс вне кассового узла на территории Республики Беларусь.
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) имеет дочернее предприятие ООО ”СНБ-Агро”, которое специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции.
В соответствии
с Уставом ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)
организационная структура
Организационная
структура Банка, Головного банка
(на уровне управлений и выше), а также
изменения в нее, утверждаются по
предложению Правления Банка
Советом директоров. Полномочия по
утверждению организационной
Организационная структура Головного банка (на уровне отделов и ниже), а также изменения в нее (на уровне отделов и ниже) и (или) изменения организационной структуры Банка, связанные с открытием (закрытием) структурных подразделений утверждаются Правлением Банка.
В настоящий момент филиалы (отделения, представительства) у Банка отсутствуют.
Высшим органом управления Банка является Общее собрание акционеров. Акционеры участвуют в работе Общего собрания акционеров лично, либо через своих представителей. К исключительной компетенции Общего собрания акционеров относится:
1) изменение Устава Банка;
2) изменение размера уставного фонда Банка;
3) избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии Банка;
4) утверждение
годовых отчетов,
5) решение
о реорганизации Банка и об
утверждении передаточного
6) решение о ликвидации Банка;
7) определение
размера вознаграждений и
8) решение о выплате дивидендов, а также о сроках выплаты дивидендов;
9) принятие
и утверждение решения о
10) решение
о крупной сделке, если стоимость
имущества, являющегося
11) определение порядка учета аффилированных лиц Банка и принятия решения о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц Банка;
12) принятие решения о создании резервного фонда и иных фондов Банка;
13) принятие
решения о привлечении к
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Банка. Совет директоров подотчетен Общему собранию акционеров и организует выполнение решений последнего. К исключительной компетенции Совета директоров относится:
1) определение
основных направлений
2) решение об участии в объединениях юридических лиц;
3) решение
о создании и закрытии
4) решение о создании, реорганизации и ликвидации Банком унитарных предприятий, увеличении и уменьшении их уставных фондов;
5) утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд Банка на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада;
6) решение
о предоставлении Банком