Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Необходимость
оптимизации структуры
Краткосрочное
кредитование корпоративных клиентов
в рублях и иностранной валюте
на срок до одного года должно быть ориентировано
на удовлетворение потребностей клиентов
в оборотных средствах. В качестве
целевых групп по данному виду
кредитования выделяются клиенты с
наиболее высокой оборачиваемостью
средств, которые представлены предприятиями
легкой промышленности, торговыми и
торгово-посредническими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итог проведенному исследованию в дипломной работе.
С момента развития современной банковской системы в Беларуси кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через несколько лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций.
Если в западных странах предприятия малого бизнеса берут кредиты до 1 миллиона долларов, то в Беларуси в среднем ориентируются на сумму до 30 тысяч долларов. То есть по сравнению с развитыми рынками наш бизнес по-настоящему мал. И любое колебание конъюнктуры, не продленный договор аренды на торговую точку или кража, совершенная продавцом, могут существенно ухудшить ситуацию.
Проанализировав работу ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) можно сделать вывод, что кредитование малого бизнеса действительно активно развивающаяся сфера. Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) использует зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.
Специфика кредитования малого бизнеса в белорусской экономике обусловлена:
1. Низкой прозрачностью малого предпринимательства и проблемами, связанными с отсутствием достаточного залогового обеспечения сделки.
2. Здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска самого малого бизнеса.
3. Плохо развитая система государственных программ по поддержке малого (стартового) бизнеса, по сравнению с зарубежными странами, совместно с банками.
Среди факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, банки называют: неприемлемый уровень соотношения «доходность-риск», отсутствие данных о кредитной истории, недостаточность ресурсной базы, нормативно-правовые требования НБ РБ по формированию резервов.
Таким образом, в целях активизации банковской поддержки малого бизнеса со стороны государства необходимо принятие ряда соответствующих мер:
- В разработку государственных целевых программ в отношении стартового малого предпринимательства следовало бы внести аспекты формирования льготной среды для их становления.
- Создание действенной системы предоставления государственных гарантий, обеспечивающей доступ малому бизнесу к финансовым ресурсам.
- В дальнейшем в лице НБ РБ разрабатывать направления по улучшению денежно-кредитной политики в отношении малого бизнеса и подготовить для банков конкретные рекомендации по работе с ними.
Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако «начинающих» (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит.
Главный
недостаток государственного финансирования
малого бизнеса состоит в том,
что бюджетные финансовые ресурсы
зачастую не доходят до реально функционирующих
малых предприятий. Сложившаяся
система контроля не обеспечивает целевого
использования бюджетных
Использование
государственных и
С помощью гарантирования возврата кредитов можно было бы решить так называемую проблему start-up, когда начинающему бизнесу требуются денежные средства для развития, а полный залог, стоимость которого банки искусственно завышают в два-три раза, он предоставить не может.
Создание бюро кредитных историй призвано снизить вероятность кредитования недобросовестных заемщиков, однако на данный момент эта система практически не функционирует, хотя работа в данном направлении ведется давно.
В целом кредитные бюро не являются организациями, способными самостоятельно, без взаимодействия с другими институтами решить проблему минимизации рисков при кредитовании мелких предприятий. В тоже время само появление на белорусском финансовом рынке института бюро кредитных историй способствует созданию инфраструктуры цивилизованного рынка кредитования, включающей в себя наряду с кредитными бюро и другие механизмы минимизации рисков, основанные, в частности, на разделении рисков между банками, страховыми компаниями, региональными администрациями.
Мировая практика свидетельствует: без
определенных государственных преференций,
в том числе финансовых, малое
предпринимательство
В дальнейшем прогнозируется что сфера кредитования малого и среднего бизнеса будет развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих малых компаний, которые приближаются к средним, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными.
Список использованных источников
16. Консолидированная финансовая
отчетность ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) за
2011г. Режим доступа: http://www.vtb-bank.by/upload/
17. Концепция развития микрофинансирования в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/ microcredit/ (дата доступа:10.03.2012).
18. Кравцова Г.И, Кузьменко Г.С, Румянцева О.И. и др. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. проф. Г.И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, 2007. 444с.
19. Кузнецова В.В. Инфраструктура микрокредита. // Финансы и кредит. – 2009. - № 4. – С. 52-56.
Дата доступа: 12.05.2012
4