Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:37, дипломная работа
Цель работы: проанализировать кредитование предприятий корпоративного бизнеса.
В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать теоретические аспекты темы;
проанализировать динамику развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
проанализировать особенности и проблемы развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
проанализировать возможности развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса.
Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитования корпоративного бизнеса 7
1.1. Сущность, особенности и значение кредитования для развития корпоративного бизнеса 7
1.2. Методы оценки эффективности кредитования предприятий корпоративного бизнеса 13
1.3. Зарубежный опыт кредитования предприятий корпоративного бизнеса и возможности его использования в РФ 19
2. Анализ современной практики кредитования корпоративного бизнеса 29
2.1. Анализ основных показателей кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье 29
2.2. Оценка эффективности кредитования корпоративного бизнеса в РФ 35
2.3. Проблемы и перспективы кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье в условиях вступления в ВТО 44
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение 76
Изменение условий банковского кредитования было неоднородным. Влияние ряда факторов на условия кредитования различных категорий заемщиков обусловило разную степень изменения этих условий. Основными факторами снижения доступности кредитования стали изменение условий привлечения средств на внутреннем рынке, изменение ситуации с ликвидностью в банках, а также ожидание изменения этих и других факторов в будущем. Главным фактором, способствующим смягчению условий банковского кредитования и, соответственно, росту доступности кредитных ресурсов для всех категорий заемщиков, оставалась конкуренция между банками.
2.2. Оценка эффективности кредитова
По итогам 9 месяцев 2013 года темпы роста корпоративного кредитования значительно замедлились. Всего 13% составил прирост кредитов компаниям по сравнению с 17% за тот же период в 2012 году (здесь и далее приведены данные отчетности Центрального банка России).
При этом прогнозный прирост выдачи кредитов компаниям по оценкам экспертов на конец 2013 года составлял 15%. Причем доля просроченной задолженности в банковских портфелях корпоративных кредитов на 1 октября 2013 года составила 4,3%.
Снижение качества и финансовой устойчивости потенциальных заемщиков очевидно. 42,7% составил уровень фактического самофинансирования предприятий заемщиков по сравнению с 67,4%, зафиксированными в 2011 году, рентабельность активов предприятий-заемщиков по итогам 9 месяцев 2013 года – 3,2%, против 8,1% за аналогичный период 2011 года. При этом по оптимистичному прогнозу на 2014 год рост рынка корпоративного кредитования составит всего лишь 15%.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: существует ли альтернатива традиционному кредитованию?
Для сравнения приведу статистику рынка факторинга в России. Прирост оборота российского факторинга по итогам 9 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 36% (здесь и далее данные Ассоциации факторинговых компаний). Объем выплаченного финансирования вырос на 32%. 33% составило увеличение факторингового портфеля за 9 месяцев 2013 года. 1,5% – доля просроченной задолженности в совокупном факторинговом портфеле. Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что рынок факторинга развивается более быстрыми темпами, нежели классическое кредитование и, несмотря на наметившееся замедление, остается очень перспективным.
По самому пессимистичному прогнозу рост рынка факторинга на 2014 год составит 25%, и до 40% – в соответствии с оптимистичным прогнозом.
Статистика и прогнозы красноречиво говорят о том, что факторинг, как инструмент корпоративного финансирования, в ближайшие годы может стать достойной альтернативой классическому кредитованию в России.
В связи с чем рынок факторинга растет столь высокими темпами? Предпосылки данной тенденции можно проследить, опираясь на динамику роста дебиторской задолженности в России.
Начиная с 2001 года дебиторская задолженность в России быстро увеличивалась. С 3 трлн. рублей до 23 трлн. рублей по итогам 2012 года.
Банк «Национальная факторинговая компания» (НФК) регулярно проводит исследования отрасли.
По итогам недавнего исследования практики коммерческого кредитования в России было выявлено, что 88% компаний предоставляют своим покупателям коммерческий кредит. При этом наиболее распространенным диапазоном отсрочки является период 15–60 дней. 10% компаний полноценно управляют кредитными рисками, располагая соответствующей инфраструктурой. 77% компаний в качестве меры по стимулированию своевременной оплаты используют скидки или бонусы, что снижает маржинальность бизнеса и чистую прибыль. Компании, как правило, пытаются самостоятельно управлять дебиторской задолженностью, однако занимаются этим непрофильные сотрудники (продавцы, бухгалтеры), что негативно сказывается на качестве сбора этой задолженности. 36% компаний напоминают своим контрагентам о необходимости погасить задолженность реже одного раза в месяц. При увеличении срока отсрочки повышается доля просроченной задолженности свыше 180 дней. Более 10% просроченной задолженности переходит в категорию проблемной.
Полученные выводы неутешительны: существующая в России система кредитования покупателей малоэффективна.
Ограничение роста продаж за счет «осторожного» кредитования ведет к «сжиманию» бизнеса, отказу от новых клиентов, снижению доли рынка. Низкий уровень развития системы управления кредитными рисками способствует потерям от неполучения выручки по поставкам с отсроченной оплатой. Наблюдения показывают, что 67% предпринимателей оценивают платежную дисциплину покупателей как неудовлетворительную. 88% предприятий вынуждены бесплатно и без залога кредитовать своих покупателей на срок более месяца. Каждое 4-е предприятие ожидает исполнения по договорам 60 дней и более.
Причина просрочки порядка 50% покупателей – «первоочередная оплата приоритетных поставщиков»,
42% не платят своим поставщикам, потому что не получили оплаты от покупателей. Таким образом, формируется некая цепочка неплатежей в экономике.
Всё это происходит на фоне следующих фактов:
министерство экономического развития ухудшило прогноз по росту промышленного производства в России до 0,7% в 2013 году;
аналитики анонсируют кризис на рынке грузового автомобилестроения;
более 800 млрд. рублей в портфелях российских банков – «сомнительные», «проблемные» и «безнадежные» розничные кредиты (по данным ЦБ);
министр финансов России Антон Силуанов не исключает возможности использования на антикризисные цели 244 млрд. рублей.
Положение большинства компаний в сложившейся ситуации выглядит довольно непростым.
Во-первых, наблюдается замедление оборачиваемости дебиторской задолженности в большинстве отраслей. Во-вторых, политика коммерческого кредитования не успевает адаптироваться к быстро меняющимся реалиям российской экономики. В-третьих, наблюдается сокращение ликвидности в экономике: банки склонны консервативно оценивать риск, низкая достаточность капитала в банковской системе (кроме госбанков и ограниченного числа частных банков), Новые стандарты Базель 3. В-четвертых, основными причинами возникновения проблемной задолженности являются: на 20% недобросовестность контрагентов, и на 80% – финансовые трудности, в том числе треть из них – банкротства.
Возникает вопрос: как в подобной ситуации не только сохранить бизнес, но и придерживаться намеченных векторов развития?
Существуют два пути – использование собственных ресурсов и аутсорсинг.
Первый путь зачастую ведет к полному исключению рисков, а как следствие, к отказу от предоставления отсрочки покупателям. Подобное решение проблемы ведет к существенному снижению конкурентоспособности в целом, а также к потере ключевых клиентов. Также в качестве альтернативы организация может попытаться выстроить самостоятельную работу по оценке покупателей и работе с дебиторской задолженностью. Как подтверждает практика, подобное решение зачастую неэффективно, в особенности при широкой географии поставок, а кроме того, генерирует постоянные существенные затраты.
Альтернативой первому пути выступает аутсорсинг.
Первый вариант – это кредитное страхование. Проблема в том, что данный инструмент доступен только самым крупным российским компаниям и решает лишь задачи по управлению кредитным риском, оставляя в стороне проблемы финансирования оборотного капитала. Второй, наиболее эффективный вариант – факторинг и финансовая логистика. Реализуемый в рамках данного направления комплекс услуг способен решить целый спектр задач предприятия:
обеспечение финансирования текущей деятельности;
полное снятие рисков при коммерческом кредитовании;
аутсорсинг управления дебиторской задолженностью;
улучшение ключевых финансовых показателей;
оптимизация работы персонала;
повышение конкурентоспособности предложения.
Однако в российских реалиях большинство топ-менеджеров компаний еще не успели оценить по достоинству эффективность факторинговых схем, до конца не представляя, каким образом интегрировать факторинг в практику бизнеса.
Учитывая наметившиеся тенденции и столь незначительное проникновение факторинговых продуктов в деловой оборот предприятий России, будущее отрасли видится достаточно перспективным.
Теперь проанализируем эффективность деятельности лидеров на рынке корпоративного кредитования.
В настоящее время в российской экономике отмечается замедление в росте кредитного рынка. Такая ситуация на рынке банковских услуг объясняется несколькими причинами.
Первая из них – это замедление рынка кредитования, которое происходит из-за вовлечения в данный процесс почти всего платежеспособного населения нашей страны, а именно той части, которая обладает «белой» зарплатой. Одни из таких граждан являются заемщиками, другие созаемщиками или поручителями по кредиту.
Вторая причина, которая существенно повлияла на ситуацию и перспективы развития банковского кредитования, это недобросовестное поведение некоторых кредиторов, которое сказывалось при подписании договора с заемщиком – они умалчивали о наличии скрытых выплат. В результате этого их клиенты вынуждены были выплачивать большие суммы по кредиту, чем те, которые они предполагали изначально. Такая политика некоторых кредитных учреждений вызвала значительное недоверие не только к отдельным банкам, но и в общем ко всей системе кредитования.
Также многие из банков с целью увеличения объемов кредитования часто производят снижение требований при выдаче займов. В свое время банками было выдано значительное число необоснованных кредитов, которые в данный период не выплачиваются заемщиками. Именно они оказывают реальную угрозу банковскому кредитованию [1].
В 2012 году российские банки увеличили совокупный объем чистых активов почти на 18% до 46,68 трлн. руб. При этом чистые активы первой десятки, на долю которой по-прежнему приходится более 60%, прибавили за этот период немного больше - 19%. Более существенный рост наблюдается по ликвидным активам, 34% до 4 трлн. руб. Четыре ведущих банка и тут продемонстрировала более высокий темп годового прироста, увеличив этот показатель на 55% до 2 трлн. руб. [2]
Таблица 2.2.1.
Рейтинг банков по размеру чистых активов на 1 января 2012-2013 годов
Банки |
на 01.01.2013 (млрд.р) |
на 01.01.2012 (млрд.р) |
Изменение (%) | |
1.Сбербанк |
13 823,20 |
10 776,58 |
28,3 | |
2.ВТБ |
4 221,21 |
4 096,01 |
3,1 | |
3.АкБарс Банк |
2 821,30 |
2 430,35 |
12,0 | |
4.Россельхозбанк |
1 659,47 |
1 454,33 |
14,1 |
Наиболее ярким представителем банковской отрасли в прошлом году стал Сбербанк. И речь не только о том, что размер его чистых активов в буквальном смысле не досягаем для других участников рейтинга, а в том, какой темп прироста крупнейший российский банк продемонстрировал за прошедшие 12 месяцев. Если на 1 января 2012 года чистые активы Сбербанка составляли почти 10,8 трлн. руб., то ровно год спустя этот показатель уже в районе 14 трлн. руб. В процентном соотношении рост составил почти 29%. Результаты остальных банков выглядят скромнее. В итоге, по состоянию на 1 января 2013 года отрыв Сбербанка от ближайшего участника рейтинга перешел из разряда двукратных в трехкратный – чистые активы Сбербанка теперь в 3,3 раза больше, чем у ВТБ. Чистые активы самого ВТБ за этот же период выросли всего на три с небольшим процента до 4,2 трлн. руб. Третью и четвертую позиции этого рейтинга занимают АкБарс Банк и Россельхозбанк.
Совокупный объем кредитного портфеля за прошлый год увеличился почти на 21,5% до 23,5 трлн. руб. Большая часть, а это около 16 трлн. руб., приходится, как и положено, на кредиты юридическим лицам. Крупнейшим банком-кредитором юридических лиц остается Сбербанк. В 2012 году он выдал кредитов на сумму 5,5 трлн. руб., что на 13% больше, чем за аналогичный период 2011 года. На втором месте, также стабильно, держится банк ВТБ – 1,5 трлн. руб. и рост за год на 10,8%.
В общем-то, данные цифры ничего нового не показывают, рядовые россияне по-прежнему доверяют больше тому банку, который крупнее, то есть Сбербанку.
Таблица 2.2.2.
Рейтинг банков по величине кредитного портфеля на 1 января 2012-2013 годов
Банки |
на 01.01.2013 (млн.р) |
на 01.01.2012 (млн.р) |
Изменение (%) | |
1.Сбербанк |
7 975441,43 |
6 582 802,18 |
21,2 | |
2.ВТБ |
1 477 562,07 |
1 334 288,94 |
10,7 | |
3.АкБарс Банк |
1 290 301,31 |
991 100,41 |
30,2 | |
4.Россельхозбанк |
894 523,43 |
780 933,57 |
14,6 |
По данным этой таблицы видно, что Сбербанк занимает лидирующую позицию, в несколько раз опережая по показателям другие крупные банки. Если на 1 января 2012 года величина кредитного портфеля Сбербанка составляли почти 6,6 трлн. руб., то ровно год спустя этот показатель увеличился почти до 8 трлн. руб. В процентном соотношении изменения составили 21,2%. Величина кредитного портфеля второго банка (ВТБ) за этот же период увеличилась на 10,7%, с 1,3 трлн. руб. до 1,5 трлн. руб. Опережая Сбербанк, наибольший процентный рост показал АкБарс Банк – 30,2%, на четвертом месте Россельхозбанк [2].
Информация о работе Кредитование предприятий корпоративного бизнеса