Кредитование предприятий корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать кредитование предприятий корпоративного бизнеса.
В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
 проанализировать теоретические аспекты темы;
 проанализировать динамику развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
 проанализировать особенности и проблемы развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса;
 проанализировать возможности развития кредитования предприятий корпоративного бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитования корпоративного бизнеса 7
1.1. Сущность, особенности и значение кредитования для развития корпоративного бизнеса 7
1.2. Методы оценки эффективности кредитования предприятий корпоративного бизнеса 13
1.3. Зарубежный опыт кредитования предприятий корпоративного бизнеса и возможности его использования в РФ 19
2. Анализ современной практики кредитования корпоративного бизнеса 29
2.1. Анализ основных показателей кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье 29
2.2. Оценка эффективности кредитования корпоративного бизнеса в РФ 35
2.3. Проблемы и перспективы кредитования корпоративного бизнеса в РФ и Поволжье в условиях вступления в ВТО 44
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение 76

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитование предприятий корпоративного бизнеса.70%.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Создание интегрированных финансовых посредников, подобно финансовому супермаркету, — наиболее конкурентоспособная и клиенто-ориентированная стратегия. Конечно, другим направлением развития ряда российских банков может быть их участие в процессах слияния и поглощения, однако этот путь развития чреват потерей их самостоятельности, передачей контролирующих функций приобретающей компании. Преимуществом же модели рыночного финансового супермаркета является «самостоятельность в области принятия управленческих решений и контроля за эффективностью бизнес-процессов, возможность не ограничивать себя выбором только одного партнера или какой-то определенной группы партнеров, а также реализация своих продуктов и услуг через партнерскую сеть» [4, с. 52]. Такое объединение способно предложить не просто отдельный продукт или услугу, а комплексное решение проблем, отвечающее специфике бизнеса клиента либо сложным запросам частных лиц. Более того, важно создать банковский бренд и позитивный имидж супермаркета, что приведет к построению долгосрочных взаимовыгодных отношений и обеспечит доверие клиентов. По пути реализации рассмотренной стратегии уже идут АКБ «Промсвязьбанк» и ОАО «Сбербанк», играющие далеко не последнюю роль в банковской системе страны.

К преимуществам модели относят также рост объемов продаж финансовых услуг через развитые розничные сети, получение дополнительных комиссионных доходов, увеличение клиентской базы, расширение продуктовой линейки, что положительно сказывается на репутации финансового посредника и повышает его капитализацию. Взаимодействие банков с небанковскими финансовыми посредниками в рамках создания финансовых супермаркетов способствует достижению стратегической цели любого успешного финансового посредника — обеспечить комплексное финансовое обслуживание своих клиентов на высоком уровне и получить синергетический эффект за счет объединения своих конкурентных преимуществ.

Затормозить процесс внедрения данной модели в условиях российской экономики, на наш взгляд, могут невысокая финансовая грамотность россиян; ограничение их уровнем дохода в приобретении дополнительных продуктов в нагрузку к необходимым; требование к наличию высококлассных сотрудников в условиях необходимости использования индивидуального подхода к клиентуре, а также особенности российского законодательства, не способствующего развитию финансовых супермаркетов в стране.

Сложившаяся ситуация в банковском секторе России, а также принятые ограничения по вступлению страны в ВТО позволяют утверждать, что экспансии иностранных банков в краткосрочной перспективе не произойдет. Вместе с тем нерационально полностью исключать риск её возникновения, поскольку банки-нерезиденты обладают значительными конкурентными преимуществами по сравнению с отечественными кредитными организациями. Думается, что после присоединения страны к ВТО в банковском секторе страны появятся новые игроки, главным образом азиатские, становясь источником диверсифицированных инвестиций, а наиболее устойчивые европейские банки продолжат стабильно развиваться, укрепляя позиции на российском рынке банковских услуг. Межбанковскую конкуренцию свободнее всех выдержат банки с государственным участием, отличающиеся высокой степенью капитализации и имеющие значительный уровень доверия клиентов. Менее крупным банкам, на наш взгляд, следует осуществлять стратегию рыночного финансового супермаркета. Предложенная авторами модель может послужить основой для создания российскими банками различных по специфике финансовых супермаркетов в соответствии с приоритетными направлениями их банковской деятельности и особенностями клиентуры. Важно подчеркнуть, что подобная объединенная структура обладает большей степенью надежности и устойчивой репутацией, что очень важно для финансовых организаций, играющих ключевую роль в улучшении инвестиционного климата, повышении валютно-финансовой безопасности в стране и развитии национальной и международной экономики.

Прямым источником прибыли для банков являются активные операции, основу которых составляют операции по кредитованию. Выдача кредитов банком влечет за собой риск невозврата предоставленных средств, поэтому для успешного осуществления дальнейшей деятельности банку необходимо принимать необходимые меры по уменьшению кредитного риска.

В основе всех существующих мер, направленных на уменьшение кредитного риска, лежит грамотно разработанная система кредитования для каждой группы клиентов, то есть отдельно для физических и юридических лиц.

Система кредитования отечественных банков основана на разработках отечественных авторов. Применение  зарубежных моделей и методов ограничено. Работа осуществляется по обычной схеме: анкета, пакет документов, заведение в базу данных при их отсутствии. Затем проверка службой безопасности, оценка кредитоспособности, после чего принимается решение о предоставлении или отказе в выдаче кредита. А если речь идёт об организации, то больше ответственности, значит больше показателей для проверки и жестче требования, следовательно, больше времени. Система кредитования физических лиц более автоматизирована, поэтому есть смысл  усовершенствовать систему  кредитования юридических лиц [1, с.76].  В общем виде система кредитования состоит из трёх этапов: оценка заёмщика, предоставление кредита и последующий контроль [2, с.86]. На наш взгляд, систему банковского кредитования можно представить в виде схемы (рисунок приложения).

На каждом из этапов системы банковского кредитования возможны усовершенствования.

В современном мире существует много специализированных банковских программ, которые выполняют роль информационных баз. Переход с одной программы на другую - процедура достаточно сложная и затратная, поэтому банки, как правило, выбирают одну базу, а уже с течением времени совершенствуют её изнутри.

Одной  из новейших программных систем является Terrasoft XRM Bank [5, с.76]. Для данного программного продукта значимой является информация об изменении отношений банка с клиентом для управления жизненным циклом клиента. Критериями расположения клиента в той или иной фазе жизненного цикла являются активно используемые продукты и действующие договоры. Результатом запуска такого механизма отслеживания является своевременный старт процесса удержания и развития клиента [5, с.76].  Проанализировав предложенный подход, был разработан профиль клиентов по степени развитости отношений клиента с банком для соответствующей типологии (таблица 2.3.1).

 

Таблица 2.3.1

Типологии клиентов по степени развитости отношений с банком

Характеристики клиента

Тип клиента

Потенциаль-ный

Развивающийся

Развитый

Спящий

Характеристика отношений с банком

Ранее не использовал продукты банка.

Количество используемых услуг растет.

Положительная формирующаяся кредитная история.

Количество используемых услуг больше двух и продолжает увеличиваться.

Положитель-ная сформиро-вавшаяся кредитная история.

Активность использования банковских продуктов сведена к минимуму.

Клиент имеет сформирован-ную положи-тельную кредитную историю.

Количество используемых продуктов

0

1-2

3-4

0

Количество действующих договоров

0

1-2

3-4

0


 

К утерянным клиентам относятся те, кто находится в «чёрном списке» и кому на этом основании будет отказано в предоставлении кредита.

Благодаря этому методу облегчена работа на начальном этапе. Приходит человек в банк, и инспектор задаёт ему простой вопрос: «являетесь ли вы клиентом банка?», на основании ответа программа выдаёт либо анкету, либо досье клиента.

Поскольку у клиентов банка уже имеется и досье, и кредитная история, тратить на это время уже не надо. А если это потенциальный или спящий клиент, тогда необходимо понять, значим он для банка или нет. В то время как система Terrasoft XRM Bank предлагает оценивать значимость клиентов на основании матрицы по стратегическим и фактическим результатам, представляется более целесообразным и удобным использовать рейтинговую систему. В зарубежной практике популярностью пользуется система подробной оценки потенциального заёмщика (due diligence) [4, с.76]. Согласно предлагаемому подходу к системе кредитования определению значимости будут подвержены две из пяти категорий клиентов:  потенциальные, так как эта группа клиентов прежде не являлась клиентами банка, не имеет досье, клиент новый, поэтому банку для принятия решения необходима полная информация об этом клиенте; второй группой, которую необходимо проверить на «значимость», является категория спящих клиентов. Также показатели разработаны с учетом принадлежности клиентов к группе корпоративных и малого бизнеса. Данная система позволяет охарактеризовать внешнюю среду предприятия, показать его место на рынке и в отрасли, подтвердить или опровергнуть законность и эффективность деятельности, определить уровень диверсификации. Владея такого рода информацией, банк может определить целесообразность предоставления кредита.

Минимальное количество баллов, которое можно набрать - 9 баллов. Максимальный балл - 20. Исходя из этого можно определить уровень потенциального риска:

  • 0 - 12 баллов (0 - 60 %) - высокий уровень риска. Клиент не представляет никакого интереса для банка. Такому клиенту необходимо отказать в предоставлении кредита;
  • 13 - 16 баллов (65 - 80 %) - средний уровень риска. Такого клиента можно пропустить для дальнейшей проверки;
  • 17 - 20 баллов (85 - 100 %) - минимальный риск. Такого клиента можно пропустить для дальнейшей проверки.

Наличие адекватной системы рейтинговой оценки как отражение общей модели оценки кредитного риска приобретает все большую значимость в посткризисное время, с учетом ожидаемого ужесточения норм мирового банковского регулирования и глобального пересмотра подходов к риск-менеджменту. В связи с этим существуют рекомендации пересматривать собственные модели в сторону более консервативной оценки кредитного риска. В результате присваивание более низких рейтингов контрагентам и тем самым существенное увеличение применяемых коэффициентов риска могут привести к удорожанию стоимости сделки для клиента или вовсе отказу банка от принятия слишком высокого риска на свой баланс [4, с.45].

В качестве завершающего этапа выбора заёмщика выступает оценка его кредитоспособности. Суть данной оценки в российских банках заключается в проверке показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Согласимся, что это неотъемлемая и важная часть, от которой нет смысла отказываться. В соответствии с разработанной системой оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности осуществляется по балльной системе.

Вместе с тем, на наш взгляд, исследование баланса предприятия может производиться двумя методами - вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов). Исследование финансового состояния предприятия в «вертикальной» плоскости заключается в обработке информации по последнему зафиксированному балансу, отчету о финансовых результатах, приложениям к годовому балансу предприятия и данным аналитического учета, ведущегося заемщиком по счетам дебиторов-кредиторов. Для «горизонтального» анализа используются показатели, которые не имеют строго определенных нормативных значений. Характер таких показателей определяется их положительной или отрицательной динамикой. Исследование, по нашему мнению, может проводиться по следующим направлениям:

1. Выделение группы показателей, значения которых выражены конкретными  цифрами или интервалами цифр:

показатели финансовой устойчивости;

показатели платежеспособности.

2. Выделение группы показателей, значения которых выражены положительной  или отрицательной тенденциями:

абсолютные показатели;

показатели рентабельности;

показатели деловой активности.

Обычно требования к обеспечению реализуются на этапе выдачи кредита. Позволим себе с этим не согласиться. Ведь отсутствие имущества, способного выступить в качестве обеспечения по кредиту, может послужить поводом для отказа в предоставлении кредитных средств. В соответствии с зарубежной системой подробной оценки потенциального заёмщика (due diligence) [4, с.56] необходимо проводить предварительную оценку активов, которые могут служить обеспечением по кредиту.  

Проверяя «порядочность» деятельности предприятия, обходят стороной проверку «порядочности» её руководителей.  В последнее время, особенно в экономически развитых странах, большое значение приобретает оценка морально-этических качеств заемщиков банка (их порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и  т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества [3, с.67]. Одним из таких тестов является «Система красных сигналов». Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике:

1. «Сигналы» из истории заемщика;

2. «Сигналы», касающиеся руководства  и управления заемщика;

3. «Сигналы», отражающие производственную  деятельность заемщика;

4. «Сигналы», относящиеся к организации кредитования;

5. «Сигналы», фиксирующие отклонения  от установленных норм.

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просрочку кредитов либо выявить их возникновение. Подтвердить или опровергнуть эти критерии возможно при помощи анкет, которые заполняет заёмщик и службы безопасности. Система «красных сигналов» содержит негативные факторы, наличие которых может послужить причиной отказа в предоставлении кредита. В связи с этим данным показателям присваивается 1 балл со знаком «минус». Таким образом, при наличии какого-либо из «красных сигналов» набранные в ходе проверки баллы будут уменьшаться. Это, в свою очередь, окажет существенное влияние на уровень кредитоспособности.

По итогам собранной информации о финансовом состоянии заёмщика и о его морально-этических качествах, а также анализа имущества под обеспечения заёмщику присваивается одна из трёх групп кредитоспособности: высокая, средняя или низкая (таблица 2.3.2). Все учитываемые параметры принимаются равными 100 %. Группа присваивается в зависимости от  процента отклонений.

Информация о работе Кредитование предприятий корпоративного бизнеса