Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Кроме того, в упомянутом исследовании была предпринята попытка дифференцировать субъекты МП по стоимостному критерию (выручка, балансовая стоимость активов, чистая прибыль, годовой оборот и т.п.) (см. таблица 3).
Таблица 3 - Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства
Тип бизнеса |
Число занятых |
Объем выручки, млн. тенге |
микро- |
От 1 до 15 человек |
15 |
малый |
От 16 до 50 человек |
40 |
средний |
От 51 до 250 человек |
100 |
Однако, отраслевые различия эффективности МП, теневая экономика, проявляющаяся в искажении отчетности предприятий, и инфляционные процессы не позволили с достаточной уверенностью сформировать количественные данные о МП РК согласно приведенной классификации.
Создание в РК в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов даже минимальных благоприятных правовых условий для развития малого предпринимательства привело к его быстрому росту в эти годы. В 1992-1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. Но к началу 1995 г. этот рост снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капитала для казахстанских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий [5 ].
Сегодня отечественные авторы формируют различные определения предпринимательства. Проблемы определения сущности и функций, исполняемых МП в рыночной экономике, нашли отражение в работах Л.И. Абалкина, В.Е. Бачурина, М.А. Брыкалова, А.А. Галагана, А.Н. Дудкина, Б.К. Злобина, А.С. Калайчева, В.В. Котилко, В.П. Лященко, Ф.Ф. Хамидуллина и других авторов.
У А. Бусыгина предпринимательство – это особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [6, С. 15].
Малый бизнес Ф. Хамидуллин [4 С. 13] определяет как «самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов».
Следует заметить, что традиционно исследователи рассматривают предпринимательство и, отдельно, малое предпринимательство, тогда как именно в рамках так называемого малого предпринимательства (бизнеса) более всего проявляются положительные черты предпринимательства, отмеченные выше. Следует сказать, что в рамках данной работы при оценке тенденций развития отечественного МП мы будем ориентироваться на его определение, данное в казахстанском законодательстве. Пока отсутствует законодательно закрепленное определение крупного, среднего бизнеса в нашей стране. Однако многие исследователи выделяют данные категории при изучении социально-экономических процессов в отечественной экономике. Мы же при использовании статданных сектора МП будем относить к средним и крупным промышленным предприятиям фирмы, численность работников которых превышает 100 человек.
Помимо общих, традиционных черты у крупного и малого предпринимательства есть и различия, актуальные в рамках данного исследования: сложность организации крупного производства; долговременный (десятки лет) характер функционирования предприятий крупного бизнеса; возможность налаживания прямого диалога с властями (налоговые отчисления, социальная стабильность); более частое в сравнении с МП использование собственником крупного предприятия наемного управленческого персонала; разные механизмы обеспечения конкурентоспособности на рынке крупных и малых предприятий: крупный производитель ориентирован на использование эффектов синергии [Малые фирмы сегодня также пользуются эффектом синергии, достигаемым в рамках промышленных узлов, технологических кластеров, сетей при их взаимодействии друг с другом, с крупным бизнесом, инфраструктурными организациями], масштаба производства. Малое предприятие обеспечивает себе конкурентное преимущество, создавая свое, уникальное «торговое предложение», используя при этом любые доступные средства (ценовая политика, создание нового продукта, услуги, неценовые факторы).
Таким образом, в рамках исследования особенностей функционирования малых предприятий (в том числе и в инновационной сфере) существует объективная необходимость в дифференциации предпринимательства на малое, среднее и крупное. От масштабов предпринимательской деятельности часто зависит сфера деятельности предприятия, объем необходимых оборотных средств, величина, структура и соотношение постоянных и переменных издержек, оперативность управления, необходимость и возможность автоматизации производственных процессов, и другие основополагающие факторы деятельности компаний. С другой стороны, существует необходимость определения методологических подходов к стимулированию сбалансированного развития, как крупных производств, так и малого предпринимательства.
Сегодня отдельные специалисты связывают усиление развития малого и среднего бизнеса с процессом появления новых отраслей, поскольку, с одной стороны, малые фирмы имеют возможность быстро откликаться на новые тенденции и, зачастую, параллельно с передовыми крупными компаниями, инвестирующими в развитие новых технологий, создают точки роста новых отраслей. С другой стороны, МП сохраняет и традиционную для него функцию - социальную – и в ответ на ликвидацию старых технологий и отраслей, сокращение крупных промышленных предприятий правительства имеют возможность стимулировать развитие малых и средних предприятий для решения социальных задач [7, С. 16]. Кстати, государственные органы власти ведущих стран мира делают ставку именно на малое и среднее предпринимательство в отношении максимизации налоговых поступлений, снижения социальной напряженности, поддержки рыночной конкуренции. Об эффективности данного сектора экономики говорит тот факт, что в последние двадцать лет прошлого века в американской экономике, например, до 90% новых рабочих мест создано малыми компаниями, при этом занятость в крупнейших корпорациях сократилась за этот же период на 7% [8, С. 44].
Определим признаки предпринимательства, выделяемые большинством исследователей.
Данные признаки присущи всему сектору предпринимательства, однако в рамках настоящего исследования полезно будет сформулировать признаки малого предпринимательства:
Таким образом, малое предпринимательство, как особая сфера социально-экономических отношений, может выполнять следующие функции[11]:
Во-первых, МП (какую бы организационно-правовую форму оно ни принимало) способствует снижению социальной напряженности и социального неравенства через повышение занятости населения, быстрое насыщение рынка потребительскими товарами лучшего качества и ассортимента, повышение налоговых платежей.
Во-вторых, МП, представляя собой, множество самостоятельных хозяйствующих субъектов, формирует солидный источник бюджетных средств, предназначенных для осуществления государственной политики во многих сферах общественной жизни.
В-третьих, неограниченное количество малых предприятий создает предпосылки для установления конкурентного рынка товаров и услуг, что обуславливает полноценное удовлетворение потребностей населения страны (региона).
В-четвертых, малые формы предпринимательства – это «передовой отряд» в сфере создания, производства и распространения инноваций. Именно с малым бизнесом связываются начальные этапы внедрения новых технологий, товаров и услуг.
Учитывая вышесказанное, попробуем сформулировать определение МП. Итак, малое предпринимательство – это деятельность одного или группы лиц, направленная на осуществление предпринимательской идеи [Предпринимательская идея – замысел о реализации новой комбинации производственных факторов, сулящий предпринимателю повышенный доход] и получение максимальной прибыли. Деятельность малого предпринимательства отличается добровольным принятием большой степени риска, ограничениями численности трудового коллектива предприятия (или объемом производства, или объемом оборотных средств, или величиной основного капитала)[Данные показатели определяются законодательно в каждой конкретной стране (регионе) и зависят, как правило, от многих факторов].
Итак, сформировав определение МП, попробуем определить его социальную и экономическую сущность. На наш взгляд, социальная сущность МП заключается в том, что оно представляет собой универсальный социальный механизм, с помощью которого:
а) большинство людей способны достичь материального и морального благополучия, а также дать работу другим;
б) обеспечивается социальный, технологический прогресс общества, сохраняется и наращивается его трудовой, интеллектуальный потенциал;
в) «участие в МП способствует развитию предприимчивой, творческой личности» [7.с.22].
Простота в управлении и невысокий начальный капитал делают реальной возможность участия в МП людей различного социального статуса, уровня образования, возраста.
Исследование МП в регионах РК, предпринятое С.Ю. Лебедевой [10] в 2008 г., показало крайне неравномерное размещение предприятий малого бизнеса на территории Казахстана. Треть общего числа МП сосредоточена в Центральном районе, при этом в Костанай – 22%. В Астане их количество в 2 раза меньше, чем в Костанай (11%), в Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актауской, Костанайской областях – по 4-10 %, в Рудныйской, Жезкаганской, Павлодарской областях – по 2%.
По состоянию на начало 2008 года распределение МП РК по областям характеризовалось следующим образом: в абсолютном измерении в пятерку лидеров по развитию МП входили Костанай (34,6%), Южно-Казахстанская область (24,6%), Павлодарская (16,5%), Карагандинская (16,1%), Актауская (11,2%), Костанайская (11,0%). В относительном же измерении (по количеству МП на 1 тыс. чел. населения) ситуация выглядела иначе: Костанай (11,2 МП), Южно-Казахстанская область (8,8 МП), Карагандинская (5,3%), Павлодарская (5,1%), Актауская (5,0%) (по материалам [11]). В трех из семи областей сосредоточено почти 70% малых предприятий страны (г.Костанай, Южно-Казахстанская и Карагандинская области). Предпринимательская активность (с учетом численности МП на 1 тыс. чел. населения) в двух областях значительно превышает среднеказанстанский уровень (г.Костанай, Южно-Казахстанская область). В остальных уровень развития МП примерно одинаковый.