Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация

Краткое описание

Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
 Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_dissertatsia.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

В экономической науке существует множество методологических подходов к региональному регулированию сектора МП. Данный вопрос рассматривается в трудах Алебастровой И.А., Черкасова А.И., Яковлева В.М., Андреевой И.А., Фалмера Р.М. и др.

Различают следующие факторы, влияющие на интенсивность развития сектора в том или ином регионе:

  1. Высокая дифференциация уровней социально-экономического развития регионов;
  2. Деятельность региональной власти в области поддержки МП. Различные действия, предпринимаемые местными органами государственной власти, могут, как активизировать деятельность малого бизнеса в регионе, так и, наоборот, негативно повлиять на его развитие. Помимо основ государственной поддержки, создаваемых на государственном уровне, субъекты РК вправе создавать собственные приоритеты в отношении развития сектора МП. Региональные власти вправе создавать специальные фонды финансирования МП, привлекать субъектов МП к участию в выполнении госзаказов, создавать собственные региональные программы по развитию сектора, а также формировать региональную инфраструктуру поддержки МП. Особенности регионального законодательства в области поддержки МП также обуславливают региональные различия МП. В последние 4-6 лет значительно активизировалась региональная законотворческая деятельность в области МП. Создаваемая нормативно-правовая база затрагивает все больше сфер действия малых форм бизнеса. Местные власти обращают внимание на проблемы финансирования МП, его отраслевой реструктуризации, развитие новых видов деятельности МП;
  3. Региональная налоговая система. С помощью такого мощного инструмента региональная власть в состоянии активно регулировать темпы развития, отраслевую структуру и другие параметры сектора МП данного региона. Несмотря на недавнее сужение полномочий регионов в области налогообложения МП, у региональных органов власти остался определенный набор налоговых инструментов, позволяющих проводить самостоятельную, достаточно эффективную политику налогового льготирования. В первую очередь это относится к региональным и местным налогам и сборам. Кроме этого, в полномочия местных властей входит регулирование порядка и условий налогового кредитования [12]. Регионы могут назначать льготы по налогу на прибыль (в части, поступающей в региональный и местный бюджеты) для малых предприятий, не являющихся плательщиками единого налога. Что касается создания региональной инфраструктуры поддержки МП, то регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки МП, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых, а также других организаций, способствующих развитию сектора МП.

Таким образом, очевидна немалая роль МП в социально-экономическом развитии общества. Малые предприятия имеют свою нишу в национальном хозяйстве любой страны – они обеспечивают высокий уровень занятости населения, формирование широкого слоя частных собственников («средний класс»), способствуют более эффективному удовлетворению потребительского спроса на самые разные товары и услуги. В то же время необходимо отметить, что без определенных мер поддержки со стороны государства, различных общественных институтов малый бизнес, как правило, снижает темпы своего развития и, как следствие, менее эффективно выполняет свои социальные и экономические функции.

 

1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

Согласно Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» субъекты частного предпринимательства могут создаваться в любых организационно-правовых формах в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

 Субъекты частной предпринимательской деятельности могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, субъектам среднего предпринимательства, субъектам крупного предпринимательства.

Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции (кроме производства ювелирных изделий из золота, платины, серебра);
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность в области аккредитации сертификации, метрологии и управления качеством;
  • деятельность по хранению зерна хлебоприемным предприятием;
  • банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторская деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. [14]

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.[15 c. 98]

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:

  • индивидуальное, или частное предпринимательство;
  • товарищество, или партнерство;
  • корпорация (акционерное общество).

В целях отнесения субъекта предпринимательства к субъекту малого предпринимательства среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по индивидуальному трудовому договору, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.

Субъектами среднего предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсот двадцати пяти тысячекратного месячного расчетного показателя.

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т. п.

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:

  • ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;
  • неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;
  • сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции. К числу преимуществ корпораций относятся:
  • неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
  • разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
  • привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;
  • стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы. [16, c. 102]

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

  • двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса S-корпораций (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
  • благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
  • разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот. Существуют другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их недостатки.

В Казахстане существуют различные социально-экономические формы малого бизнеса, которые функционируют на основе различных типов собственности. К ним можно отнести следующие виды:

Кооперативное предприятие - хозяйственная единица, основанная на добровольном объединении граждан и их имущества для совместного ведения хозяйственной деятельности. В управлении кооперативом имеют равное участие все его члены, а распределение доходов осуществляется согласно величине пая и трудового участия.

Частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками и получают заработную плату по контракту. Все вопросы хозяйственной деятельности такого предприятия решает сам собственник и поэтому и ответственность за результаты производства, за выполнение договорных обязательств несет только он.

Семейное предприятие - предприятие, основанное на общей, совместной или долевой собственности родственников, но без юридического оформления внесенного пая. Здесь не требуется обязательное трудовое участие всех. Управление осуществляется единолично, а полученная продукция и доходы присваиваются всеми членами.

Арендное предприятие - предприятие, основанное на договорном и срочном владении собственностью при условии возмездности и возвратности, согласно договору. Специфической особенностью таких предприятий является то, что в нем разделение субъекта собственности и субъекта хозяйствования принимает законченную форму. На стороне собственника сохраняются его права в отношении имущества, а хозяйственник осуществляет управление деятельностью по своему усмотрению, распоряжается, оставшейся после уплаты арендной платы и других налогов, доходом.

Совместное предприятие - хозяйственная единица, основанная на разных формах собственности и созданная путем объединения имущества и денежных средств учредивших ее физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Управление совместным предприятием осуществляется посредством создаваемого учредителями специального органа. Доходы и ответственность по обязательствам предприятия распределяются в соответствии с внесенным паем.

Товарищество. Таковыми признаются "построенные на основе соглашения и на началах членства объединения предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе и иностранных), имеющие целью осуществление различных видов хозяйственной деятельности для удовлетворения своих и общественных потребностей".

Учредительными документами акционерного общества являются учредительный договор и устав, которые подлежат нотариальному удостоверению. Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров. Дочерней организацией является юридическое лицо, преобладающую часть уставного капитала (выпущенного уставного капитала) которого сформировало другое юридическое лицо (далее - основная организация), либо если в соответствии с заключенным между ними договором (либо иным образом) основная организация имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией. Дочерняя организация не отвечает по долгам своей основной организации.

Малое предприятие - относительно небольшая по численности и по объему хозяйственного оборота производственная единица, характеризующаяся одномерностью структуры производства и управления. Бурное развитие малых предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения. В то же время, малые предприятия прямо или косвенно находятся в сфере притяжения крупных предприятий, поставляя им комплектующие материалы и оказывая определенные услуги (дизайн, консультации и т.д.) и в конце концов, завися от них.

Страховая компания - коммерческая организация банковского типа, занятая мобилизацией денежных средств страхователей и вкладывающая их преимущественно в ценные бумаги (акции и облигации) промышленных и других предприятий. Инновационная фирма - обычно малые предприятия, деятельность которых связана с наукоемким производством и направлена на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Простота в управлении, способствующая быстрому принятию решений, узкая специализация и концентрация усилий на отдельных проблемах, единомыслие, Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.

Информация о работе Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай