Осуществление
кредитования и производство безналичных
расчётов – кредитные кооперативы,
ломбарды. Не входят в
БС!
1 уровень: ЦБ.
2 уровень: банковские
и небанковские КО.
3 уровень: филиалы и представительства
иностранных банков. В настоящее время
запрет создания (2005 г.). Создание филиалов
и представительств преждевременно. Помеха
конкурентному развитию. Участие иностранных
банков состоит в участии в уставном капитале.
Проблема агентства по страхованию вкладов:
оно вправе издавать акты по вопросам
своей компетенции, устанавливать ставки
по расчёту взносов, согласует издание
актов с Банком России, может участвовать
в проводимой ЦБ проверке КО. Имеются определённые
функции в сфере банкротства. Однако оно
- не государственный орган, не может налагать
определённые санкции на КО. Деятельность
агентства направлена на стабилизацию
отношений.
Банковская
система РФ – внутренне организованная,
объединённая общими целями и задачами,
способное к саморазвитию и саморегулированию
совокупность КО, органов управления и
организации банковской инфраструктуры.
БС – часть финансовой системы РФ. БС РФ
относится к централизованным, поскольку
функции банковского регулирования и
надзора сосредоточены у ЦБ. Такой вид
системы характерен для стран континентальной
Европы.
3 вопрос
Рыночные модели
и исторические пути развития государств
определяют банковскую систему. Виды:
- Англо-саксонская. Меньшая подконтрольность государству, раздробленность капиталов (США, Великобритания, Канада);
- Континентальная (Германия). Высокая доля государственной собственности, значимая роль банков в финансировании экономики;
- Мусульманская. Ростовщичество – 3 место в системе грехов, построение банковской системе на беспроцентной основе.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Старейшая банковская
система. В 1979 году принят банковский акт,
в соответствии с которым банком
является любая компания, которая
признаётся в качестве банка Банком
Англии. Основные требования к организации,
претендующей на звание банка: должна принимать вклады,
предлагать кредиты, осуществлять экспортно-импортные
финансовые операции, давать консультации
по финансовым вопросам, обладать значительным
уставным капиталом. Банк Англии был основан,
как частный банк в 1694 г. и занимался кредитованием
правительства Англии, в 1946 году был национализирован.
Эмиссия, надзор и контроль, поддержание
денежной системы.
ГЕРМАНИЯ
Единая денежно-кредитная
система появилась в 70-х годах
ХХ века после политического объединения
Германии. После 2МВ на территории Западной Германии
введена немецкая марка и создана система
банков по типу ФРС США. В 1948 году банки
объединились и был создан Банк земель.
В 1949 году после образования ФРГ 2-х ступенчатая
система банков ликвидирована. Создан
единый немецкий банк, в землях функционировали
управления. В настоящий момент немецкая
БС – 2-х уровневая (Бундес банк / универсальные
и специализированные кредитные учреждения).
США
БС своеобразна
в силу специфики взаимоотношений
штатов и федеральных властей. В
1780 г. в Пенсильвании создан первый банк.
1785 г. введён $. 30-е гг. XIX века: «эпоха свободной
банковской деятельности». Выпуск банкнот
нецентрализован, фактически осуществлялся
частными банками. 1913 г. – создан ЦБ (Федеральная
Резервная Система). В н.в. БС США состоит
из 2-х уровней:
- Совет управляющих ФРС, который подчинён Конгрессу; 12 федеральных резервных банков; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консультативный совет;
- Федеральные коммерческие банки. Нет филиалов, проще создать новый банк.
ЛЕКЦИЯ
№ 3 «Правовой статус
ЦБ РФ»
План:
- Основные черты правового статуса ЦБ РФ. Банк России как ЮЛ;
- ОПФ ЦБ;
- Ликвидация ЦБ;
- Правовой режим имущества ЦБ. УК ЦБ. Правовой режим прибыли ЦБ;
- Цели деятельности и функции ЦБ;
- НА ЦБ;
- Взаимоотношение ЦБ и ОГВ;
- Компетенция ЦБ;
- Структура ЦБ;
- Органы управления ЦБ и национальный банковский совет;
- Банковский надзор.
1 вопрос
Правовое положение
на основе К РФ и ФЗ «О ЦБ России».
Основные черты правового статуса:
- Свои функции и полномочия ЦБ осуществляет независимо от других органов ГВ и МС (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О ЦБ»);
- ЦБ является ЮЛ (ч. 3 ст. 1 ФЗ);
- УК и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью. В соответствии с целями своей деятельности ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы ЦБ. Изъятие или обременение указанного имущества без согласия ЦБ не допускается, если иное не предусмотрено ФЗ (ч. 1 ст. 2 ФЗ);
- Государство не отвечает по обязательствам ЦБ, а ЦБ по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства, или если иное не вытекает из положения ФЗ. ЦБ осуществляет свои расходы засчёт собственных доходов. ЦБ не отвечает по обязательствам КО, также, как и КО не отвечают по обязательствам ЦБ, если они не приняли на себя данные обязательства;
- Извлечение прибыли не является целью деятельности ЦБ (ч. 2 ст. 3 ФЗ);
- ЦБ вправе издавать обязательные для всех нормативные акты (ст. 7 ФЗ). Обязательны для ОГВ, ФЛ, ЮЛ;
- ЦБ вправе применять к КО меры административного воздействия.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦБ
- ЦБ является федеральным органом ГВ с особым статусом. ЦБ вправе издавать НА, которые распространяются на неограниченный круг лиц. ЦБ вправе применять юридические санкции. Буквальное толкование ч. 2 ст. 75 К РФ, речь в которой идёт о независимости ЦБ не просто от государственных органов, а от других государственных органов. При данном подходе ЦБ признаётся особой разновидностью государственных органов, который не относится ни к какой-либо ветви власти;
- ЦБ является юридическим лицом публичного права (некоммерческая организация, которая наделена властными полномочиями). ЦБ не подотчётен ни президенту, ни правительству. Однако служащие банка России не являются государственными служащими. ЦБ вправе осуществлять банковские операции и банковские сделки. ЦБ наделён статусом ЮЛ, что необходимо для его участия в имущественном обороте. В Российском праве отсутствует деление ЮЛ на частных и публичных. В связи с этим все ЮЛ подчиняются нормам частного гражданского права. Так, к государственным органам, которым для участия в имущественном обороте придаётся статус ЮЛ, как правило, в форме государственного учреждения, тоже применяются нормы ГП. Тем не менее существует доктринальная классификация ЮЛ по наличию у них публичного элемента (деятельности в интересах всего общества):
- ЮЛ частного права (только в собственных интересах);
- Смешанные ЮЛ (действуют в определённых целях публичного характера и соответственно для этого наделяются определёнными властными полномочиями);
- ЮЛ публичного права (действуют в публичных интересах – все государственные органы).
Можно сделать
вывод, что ЦБ имеет двойственный
правовой статус, который проявляется
в том, что для достижения целей
своей деятельности ЦБ наделён административными
полномочиями как государственный орган
и правом осуществлять приносящую доход
деятельность как некоммерческая организация.
2 вопрос
ЦБ относится
к некоммерческим организациям. Точки
зрения:
- ЦБ является государственной корпорацией. Однако ГК являются собственниками переданного им имущества (неприемлемо для золотовалютных резервов);
- ЦБ является государственным учреждением. Однако подобный подход ликвидирует его независимость от ОГВ. Реализация подобного подхода без внесения изменений в К РФ невозможна;
- Банк России – единственная ОПФ. Данный подход является оптимальным, т.к. перечень некоммерческих организации открытый и может дополняться в соответствии с ФЗ.
3 вопрос
Отличительной
особенностью ЦБ является то, что он может быть ликвидирован
только на основании принятия соответствующего
закона о поправках в К РФ. Учитывая положения К РФ, такой
закон должен приниматься в форме ФКЗ,
вступающего в силу после его одобрения
органами законодательной власти не менее,
чем 2/3 субъектами РФ.
4 вопрос
Имущество
ЦБ является федеральной собственностью.
При этом ЦБ самостоятельно владеет, пользуется
и распоряжается вверенной федеральной
собственностью без согласования с министерством
имущества. Право владения ЦБ своим имуществом
не относится к ХВ или ОУ. Правомочия ЦБ
по распоряжению вверенным ему имуществом
ограничены только целями его деятельности.
Как носители права ХВ (ГУП, МУП) или ОУ
(казённые предприятия и учреждения) могут
распоряжаться определёнными видами имущества
только с согласия собственника. ЦБ осуществляет
свои полномочия самостоятельно без каких-либо
согласований. ЦБ владеет этим имуществом
на особом вещном праве.
В ч. 1 ст. 26 ФЗ устанавливается
обязанность ЦБ по уплате налогов
и сборов. Прибыль ЦБ определяется, как разница между
суммой доходов от банковских операции
и сделок и доходов от участия в капиталах
КО и расходами, связанными с осуществлением
ЦБ своих функции (ст. 11 ФЗ). Половина полученной
прибыли после уплаты налогов отправляется
в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль
ЦБ направляется в совет директоров, в
резервы и фонды различного направления.
5 вопрос
В соответствии
с ч. 1 ст. 3 ФЗ целями деятельности ЦБ
являются:
- Защита и обеспечение устойчивости рубля;
- Развитие и укрепление банковской системы РФ;
- Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы. Извлечение прибыли не является целью деятельности ЦБ.
Функции ЦБ, осуществляемые
для достижения этих целей:
- Управление банковской системой и системой расчётов;
- Участие в разработке экономической политики государства;
- Осуществление единой государственной денежно-кредитной политики;
- Управление государственным имуществом;
- Осуществление надзора;
- Осуществление банковских операции и сделок;
- Участие в международных отношениях;
- Иные.
6 вопрос
ЦБ издаёт нормативные
акты в форме положений, указаний, инструкций. НА ЦБ подлежат
опубликованию в вестнике ЦБ. Порядок
принятия и подписания НА ЦБ установлен
положением о порядке и подготовке и вступления
в силу НА ЦБ (15.09.1997). НА ЦБ – это акты
ЦБ, направленные на установление, изменение
или отмену норм права, как постоянных,
так и временных предписаний, обязательных
для круга лиц, определённых ФЗ «О ЦБ»
и рассчитан на неоднократное применение.
7 вопрос
ЦБ подотчётен ГД (ст. 5 ФЗ).
Последняя назначает и
освобождает от должности председателя
ЦБ по представлению президента РФ. ГД назначает
и освобождает от должности членов совета
директоров ЦБ по представлению председателя
ЦБ, согласованному с президентом РФ. ГД в рамках
своей квоте направляет и
отзывает представителей ГД в национальном
банковском совете. ГД рассматривает
основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики и принимает
по ним решения. ГД утверждает
годовой отчёт ЦБ. ГД может
принять решение о проведении
проверки ЦБ Счётной палатой. Указанное решение
может быть принято на основе представления
национального банковского совета. ГД проводит
парламентские слушания о деятельности
ЦБ с участием его представителей, заслушивает
доклады председателя ЦБ о деятельности
ЦБ.
Взаимоотношения
ЦБ и ОИВ: не подчиняется ни президенту,
ни правительству. Не является ОИВ.
8 вопрос
- Управление банковской системой и системой расчётов. В рамках реализации данной функции ЦБ устанавливает правила осуществления расчётов в РФ. При этом в целях организации наличного денежного обращения ЦБ осуществляет прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет ЦБ, создание их резервных фондов. ЦБ устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денежных средств, устанавливает признаки платёжеспособности банкнот и монет ЦБ, а также правила уничтожения, замены повреждённых банкнот и монет. Также ЦБ устанавливает правила ведения кассовых операции. ЦБ устанавливает правила проведения банковских операции, а также правила организации внутреннего контроля КО, составления и предоставления статистической отчётности и иной информации, предусмотренной ФЗ. ЦБ организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. ЦБ устанавливает правила БУ и БО для КО. Также ЦБ устанавливает обязательные экономические нормативы для КО и банковских групп;
- Участие в разработке экономической политики государства. Для реализации данной функции ЦБ взаимодействует с правительством РФ (принцип взаимного представительства – как работники ЦБ участвуют в заседаниях правительства и наоборот). ЦБ вправе участвовать в заседаниях ГД при рассмотрении законопроектов, которые касаются экономической политики государства. Министр финансов и министр экономического развития вправе участвовать в заседании совета директоров с правом совещательного голоса. Правительство и ЦБ информируют друг друга о предполагаемых действиях, направленных на регулирование денежной и кредитной политики;
- Осуществление единой государственной денежно-кредитной политики. При осуществлении этой функции ЦБ совместно с правительством разрабатывает, принимает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию денежных средств, принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует его составление. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, публикует на основе проведённых работ различные материалы и статистические данные. Для проведения анализа и прогнозирования ЦБ вправе запрашивать различную информацию. Данная информация должна предоставляться безвозмездно. Согласно ст. 35 ФЗ основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ являются: