Лекции по "Банковскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:42, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 «Понятие банковского права. Банковские правоотношения»
ЛЕКЦИЯ № 2 «Банковская система РФ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «Правовой статус ЦБ РФ»
ЛЕКЦИЯ № 4 «Правовое положение КО»

Вложенные файлы: 1 файл

Bankovskoe_pravo лекции.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)
  1. Государственная регистрация КО. Пакет документов в главное управление ЦБ по субъекту. В течение 3 месяцев рассмотрение. При положительном заключении документы отправляются в Москву. Общий срок – 6 месяцев (включая 3 месяца). В случае, если в Москве положительное решение, то КО регистрируется как ЮЛ – ЦБ направляет документы в ФНС, откуда обратно возвращается свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учёт. После получения свидетельства внесение записи в книгу регистрации КО. Публикуется сообщение в вестнике ЦБ. Территориальное учреждение в итоге выдаёт все документы. После выдачи свидетельства даётся 1 месяц для внесения УК, открывается корреспондентский счёт в ЦБ, на который вносятся указанные средства. Все документы, подтверждающие 100 % оплату УК, направляются в ЦБ. После этого КО выдаётся лицензия. С момента получения лицензии КО вправе осуществлять банковские операции, сделки.

5 вопрос

В лицензии на осуществление  БО указываются БО, на осуществление которых КО имеет право, а также валюта, в которой БО могут осуществляться. Лицензия на осуществление БО выдаётся без ограничения сроков действия. Виды лицензии:

  • Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях без права привлечения во вклады ДС ФЛ;
  • Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях и в иностранной валюте без права привлечения во вклады ДС ФЛ;
  • Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • Лицензия на привлечение ДС ФЛ в рублях;
  • Лицензия на привлечение ДС ФЛ в рублях и в иностранной валюте;
  • Генеральная лицензия. Выдаётся при наличии вышеперечисленных лицензии и даёт право на создание филиалов и представительств в иностранном государстве.

По общему правилу, лицензии на привлечение во вклады ДС ФЛ не могут быть предоставлены КО, с момента ГР которых прошло менее 2 лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более ранний срок ГР. При смене ОПФ данный срок не прерывается. В порядке исключения указанная лицензия может быть предоставлена вновь зарегистрированному банку с даты ГР которого прошло менее 2 лет в случае, если размер УК такого банка составляет величину не менее суммы рублёвого эквивалента 100 млн. €. Банк при этом соблюдает установленную обязанность по раскрытию информации.

Небанковской КО могут быть выданы следующие лицензии:

    • Лицензия на осуществление операции в рублях или в иностранной валюте. Выдаётся расчётным небанковским КО;
    • Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях или со средствами в рублях и в иностранной валюте для небанковских КО, осуществляющих депозитно-кредитную деятельность.

Осуществление ЮЛ БО без лицензии повлёчет за собой  взыскание всей суммы, полученной в  результате совершения данной операции, а также взыскание штрафа в 2-х  кратном размере этой суммы в  федеральный бюджет. ЦБ также вправе предъявлять иски о ликвидации ЮЛ, осуществляющего БО без лицензии. Граждане и ДЛ, незаконно осуществляющие БО, могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, административно-правовой ответственности (ст. 14.1 КоАП), или к уголовной ответственности (ст. 172).

6 вопрос

Ч. 1 ст. 11 ФЗ «О Б  и БД». УК КО составляется из величины вкладов её учредителей и определяет минимальный размер её имущества, гарантирующего интересы её кредиторов. Требования:

  • Качественные – ограничение на формирование УК засчёт определённого имущества (ЦБ установлен предельный размер неденежной части УК КО – не более 20 %). Какое именно имущество – принадлежащие учредителю КО на ПС здания или помещения, банкоматы или подобные терминалы. ДС могут вноситься в УК как в рублях, так и в иностранной валюте. Не могут использоваться заёмные денежные средства;
  • Количественные – минимальный размер УК. Требование о минимальном размере УК дифференцируется в зависимости от того, к какому из видов относится КО. Ч. 2 ст. 11 ФЗ «О Б и БД» - минимальный размер УК вновь создаваемого банка на день подачи ходатайства о ГР и выдачи лицензии устанавливается в размере рублёвого эквивалента 5 млн. €. Минимальный размер УК небанковской КО – рублевый эквивалент 500000 €;
  • Процедурные – сроки и порядок формирования УК. Так, для формирования УК КО, установлен сокращённый по сравнению с иными хозяйствующими субъектами срок – 1 месяц с момента ГР. Ч. 5, 6 ст. 15 ФЗ «О Б и БД», ЦБ не позднее 3 рабочих дней со дня получения от налогового органа информации о внесении организации в ЕГРЮЛ, уведомляет об этом учредителей с требованием оплатить 100 % УК в месячный срок. Неоплата или неполная оплата УК в указанный срок является основанием для обращения ЦБ в суд с требованием о ликвидации КО.

7 вопрос

  • Обособленные подразделения (КО вправе открывать филиалы – её обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения КО и осуществляющее имени все или часть БО, предусмотренных лицензией ЦБ, выданной данной КО и представительства – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения КО, представляющее её интересы и осуществляющее их защиту. Представительства КО не вправе осуществлять БО. Ф и П не являются ЮЛ и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждённых КО. Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем КО и действуют на основе выданных им доверенностей. Сведения об открытых КО Ф и П вносятся в её устав. Филиал КО вправе начать осуществление БО с датой внесения сведений  о нём в книгу государственной регистрации КО);
  • Внутренние структурные подразделения КО или её филиала является подразделение, расположенное вне места их нахождения, и осуществляющее от имени КО БО, перечень которых установлен нормативными актами ЦБ в рамках лицензии КО. Возможные виды и формы структурных подразделений КО устанавливаются НА ЦБ. У филиалов КО могут быть полномочия по открытию внутренних структурных подразделений. Особенности: в отличие от Ф и П, внутренние структурные подразделения КО могут открывать не только сами КО, но и филиалы КО. Отличие ВСП от филиала – перечень операции ВСП ограничен лицензией КО и НА ЦБ. ВСП КО не предусмотрено открытие корреспондентских субсчетов. Открываются только лицевые счета, счета КО или её филиала.

ВИДЫ ВСП

    • Дополнительные офисы (рассчётно-кассовое обслуживание, кредитование, практически все функции КО);
    • Операционные офисы (расчётно-кассовое обслуживание);
    • Кредитно-кассовые офисы;
    • Операционные кассы некассового узла;
    • Обменные пункты;
    • Иные ВСП.

Данные о  всех ВСП КО вносятся в книгу ГР КО. Датой открытия первых 4 названных ВСП считаются открытыми с момента направления КО уведомления об их открытии в ЦБ. С этой даты ВСП вправе осуществлять БО. Обменные пункты вправе начать свою деятельность после получения положительного заключения ЦБ.

8 вопрос

Допускаются все  формы реорганизации КО – гражданское  законодательство, ФЗ о соответствующем  виде ХО. Решение о проведении реорганизации  принимается общим собранием. Принятое решение о реорганизации подлежит опубликованию в вестнике ЦБ. При реорганизации КО, в результате которой появляются новые КО, ЦБ рассматривает вопрос о выдаче им лицензии. При этом учитываются лицензии, на основе которых действовали реорганизованные КО. К КО, возникшим в результате образования в иную ОПФ, а также КО, к которым произошло присоединение других КО, либо КО, возникшим в результате слияния, не предъявляются требования по минимальному размеру УК для вновь создаваемых КО. Не является реорганизацией КО изменение вида АО (с открытого на закрытое и наоборот). Также не является реорганизацией изменение вида КО (банк становится небанковской КО). В итоге изменения в учредительные документы.  

ЛЕКЦИЯ  № 5 «Обеспечение надёжности КО»

Статус КО обуславливает  повышенные требования к ним. 4 приёма обеспечения надёжности КО:

  • Повышение эффективности корпоративного управления КО. Корпоративное управление осуществляет общее собрание акционеров (участников), совет директоров (наблюдательный совет), и исполнительный орган – руководитель (требования к образованию, стажу работы);
  • Управление банковскими рисками. Банковский риск – присущая банковской деятельности возможность (вероятность) возникновения у КО потерь, убытков, ухудшения её ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними или внешними факторами. К БР относятся кредитный риск (риск возникновения у КО убытков вследствие ненадлежащего исполнения своих обязательств перед КО должником – заёмщиком финансовых средств). КР учитывается КО при формировании резервов на возможные потери; рыночный риск (включает в себя фондовый риск / риск возникновения у КО убытков, связанных с неблагоприятным изменением цен на ценные бумаги и производные финансовые инструменты / валютный риск – риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов валютных ценностей / процентный риск – риск возникновения финансовых потерь вследствие неблагоприятного изменения %, % ставок в рамках обязательств с участием КО); риск ликвидности – риск возникновения убытков вследствие неспособности КО обеспечить исполнение своих обязательств в полном объёме, возникает в случае несбалансированности сроков исполнения обязательств по привлечённым и размещённым средствам, в т.ч. вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами КО, либо возникновение необходимости немедленного и единовременного исполнения КО своих финансовых обязательств; операционный риск – риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабу деятельности КО или требованиям законодательства внутренних процедур проведения БО и БС, нарушения этих процедур служащими КО, в результате недостаточности функциональных возможностей, применяемых КО информационных, технологических и других систем или нарушения их функционирования; стратегические риски – риск возникновения у КО убытков в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития КО, т.е. в стратегическом управлении, а также при выработке организационных мероприятий, которые должны обеспечить достижение стратегических целей, т.е. недостатки управленческих решений;
  • Создание обязательных резервов. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О Б и БД», КО обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Порядок депонирования обязательных резервов определяется ЦБ. Согласно ст. 38 ФЗ «О ЦБ», норматив обязательных резервов устанавливается ЦБ в % отношении к обязательствам КО, т.е. привлекая ДС, КО обязана произвести депонирование определённого процента на счёте в ЦБ. При этом нормативы обязательных резервов не должны превышать 20 % обязательств КО. В случае нарушения КО порядка депонирования обязательных резервов, ЦБ имеет право списать эти суммы с корреспондентского счёта КО в безакцептном порядке, а также взыскать с КО определённый штраф. Создание ОР является мерой ЦБ, направленной на ограничение денежной массы, находящейся в распоряжении КО, в т.ч. данные резервы обеспечивают исполнение КО своих обязательств. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О Б и БД», КО обязана создавать резервы или фонды на покрытие возможных убытков. Отличие данных резервов от резервов, депонируемых ЦБ – они отражаются только в БУ, в ЦБ ДС не перечисляются. Цель создания данных резервов связана с тем, что данные средства размещаются;
  • Соблюдение обязательных нормативов. Обязанность по соблюдению нормативов КО закреплена в ст. 24 ФЗ «О Б и БД». Перечень обязательных нормативов установлен в ст. 62 ФЗ «О ЦБ». Кроме того, законодательно устанавливаются в т.ч. и максимальные и минимальные показатели определённых нормативов. Методику расчётов устанавливает ЦБ. Основное значение имеет размер УК КО и размер собственных средств капитала КО. Помимо минимального размера собственных средств устанавливаются иные нормативы:
    • Норматив ликвидности, который определяет способность КО обеспечить своевременное и полное выполнение своих обязательств;
    • Норматив достаточности собственных средств капитала КО. Это минимальная величина собственных средств КО, необходимая для покрытия кредитного и рыночного рисков;
    • Норматив максимального размера риска на одного заёмщика (группу связанных заёмщиков);
    • Норматив максимального размера крупных кредитных рисков;
    • Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных КО своим участникам или акционерам;
    • Норматив использования собственных средств КО для приобретения акции или долей других ЮЛ.

ЛЕКЦИЯ  № 6 «Надзор за КО, осуществляемый ЦБ»

Надзор, осуществляемый ЦБ, связан с вмешательством в деятельность КО. Банковский надзор осуществляется на всех стадиях существования КО. Банковский надзор принято делить на 2 формы:

  • Надзор за соблюдением требований законодательства, который сводится к периодической проверке формального соблюдения требований законодательства;
  • Пруденциальный, осуществляемый на постоянной основе, носящий превентивный характер и направлен на обеспечение устойчивости не только конкретных КО, но и банковской системы в целом. Его осуществление позволяет обнаружить на ранней стадии возникновение проблем КО, которые могут повлечь её неплатёжеспособность. Данный надзор заключается в том, что ЦБ постоянно, ежедневно проверяет соблюдение КО действующих нормативов, осуществляется управления банковскими рисками, за каждой КО закрепляется куратор.

ФОРМЫ НАДЗОРА

  • Контактный надзор (куратор из территориального учреждения ЦБ);
  • Дистанционный надзор (проверка отчётности КО);
  • Инспекционный надзор (выездные проверки КО).

В целях организации  банковского надзора территориальное  учреждение относит КО с точки  зрения экономического положения к  одной из 5 квалификационных групп. При этом оценка экономического положения  КО осуществляется по результатам оценок капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных нормативов, качества управления, прозрачности структуры собственности КО.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

    • Комплексные (по всем направлениям деятельности КО за определённый период) и тематические (по отдельным направлениям деятельности или видам БО и БС, которые осуществляются КО или её филиалом за определённый период);
    • Плановые (проводятся в соответствии со сводным годовым планом комплексных и тематических проверок. СГП утверждается на 1 год) и внеплановые (проводятся по необходимости, основание – существенное изменение финансового состояния КО, наличие данных о нарушении КО законодательства, выявление фактов, свидетельствующих о возможной  недостоверности учёта);
    • Первичные и повторные (исключительный случай);
    • Региональные (проводятся одним территориальным учреждением) и межрегиональные;
    • Без предварительного уведомления КО (проверки соблюдения КО законодательства о противодействии легализации…). В случае проведения проверок, связанных с вкладами ФЛ, такие проверки проводятся с участием представителей Агентства по страхованию вкладов.

Меры воздействия  предусмотрены ФЗ «О ЦБ». Так, в случае нарушения КО ФЗ и издаваемых в  соответствии с ними НА ЦБ, непредоставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, ЦБ имеет право:

    • Взыскать с КО штраф в размере 0,1 % минимального размера УК КО;
    • Ввести ограничения на проведение КО отдельных операции на срок до 6 месяцев, что предполагает установление количественных ограничений на проведение соответствующих операций.

В случае, если КО не исполняет предписания ЦБ в установленный срок или нарушения, совершённые КО, создают угрозу интересам кредиторов КО, ЦБ вправе:

  • Взыскать с КО штраф в размере до 1 % оплаченного УК, но не более 1 % минимального размера УК КО;
  • Потребовать от КО осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению;
  • Провести замену членов совета директоров КО, главного бухгалтера КО, руководителей филиалов или осуществления реорганизации КО.

ЦБ имеет  право принимать иные меры финансовой ответственности.

ЛЕКЦИЯ № 7 «Прекращение деятельности КО и банкротство КО»

Прекращение деятельности –  реорганизация (права и обязанности  переходят к правопреемникам) или  ликвидация. Процедура ликвидации КО регулируется как специальными законами (ФЗ «О Б и БД», ФЗ от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО») + общий закон о банкротстве. Ликвидация КО:

  • Добровольная. Решение принимает общее собрание участников (акционеров). Промежуточный ликвидационный баланс, погашение долгов;
  • Принудительная. Решение принимается уполномоченным государственным органом.

2 основания ликвидации:

    • Нарушение законодательства;
    • Банкротство.

При этом действует  принцип: если стоимость имущества  КО, в отношении которой принято  решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то такая КО обязательно ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Данное правило действует на всех стадиях ликвидации. Ликвидатор при обнаружении признаков банкротства обязан в 10-дневный срок обратиться в АС с заявлением о признании организации банкротом.

ЛИКВИДАЦИЯ  КО В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основания для  принудительной ликвидации:

    • Неоплата или неполная оплата УК в установленный срок;
    • Установление АС отсутствия признаков банкротства КО;
    • Прекращение производства по делу о банкротстве КО;
    • Непринятие ЦБ в месячный срок решения о выдаче лицензии КО или отказ в выдаче указанной лицензии.

Информация о работе Лекции по "Банковскому праву"