- Государственная регистрация КО. Пакет документов в главное управление ЦБ по субъекту. В течение 3 месяцев рассмотрение. При положительном заключении документы отправляются в Москву. Общий срок – 6 месяцев (включая 3 месяца). В случае, если в Москве положительное решение, то КО регистрируется как ЮЛ – ЦБ направляет документы в ФНС, откуда обратно возвращается свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учёт. После получения свидетельства внесение записи в книгу регистрации КО. Публикуется сообщение в вестнике ЦБ. Территориальное учреждение в итоге выдаёт все документы. После выдачи свидетельства даётся 1 месяц для внесения УК, открывается корреспондентский счёт в ЦБ, на который вносятся указанные средства. Все документы, подтверждающие 100 % оплату УК, направляются в ЦБ. После этого КО выдаётся лицензия. С момента получения лицензии КО вправе осуществлять банковские операции, сделки.
5 вопрос
В лицензии на осуществление
БО указываются
БО, на осуществление которых КО
имеет право, а также валюта, в которой
БО могут осуществляться. Лицензия
на осуществление БО выдаётся без ограничения
сроков действия. Виды лицензии:
- Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях без права привлечения во вклады ДС ФЛ;
- Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях и в иностранной валюте без права привлечения во вклады ДС ФЛ;
- Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- Лицензия на привлечение ДС ФЛ в рублях;
- Лицензия на привлечение ДС ФЛ в рублях и в иностранной валюте;
- Генеральная лицензия. Выдаётся при наличии вышеперечисленных лицензии и даёт право на создание филиалов и представительств в иностранном государстве.
По общему правилу, лицензии на
привлечение во вклады ДС ФЛ не могут быть
предоставлены КО, с момента ГР которых
прошло менее 2 лет. При слиянии банков указанный
срок рассчитывается по банку, имеющему
более ранний срок ГР. При смене ОПФ данный
срок не прерывается. В порядке исключения
указанная лицензия может быть предоставлена
вновь зарегистрированному банку с даты
ГР которого прошло менее 2 лет в случае,
если размер УК такого банка составляет
величину не менее суммы рублёвого эквивалента
100 млн. €. Банк при этом соблюдает
установленную обязанность по раскрытию
информации.
Небанковской КО могут быть выданы следующие
лицензии:
- Лицензия на осуществление операции в рублях или в иностранной валюте. Выдаётся расчётным небанковским КО;
- Лицензия на осуществление БО со средствами в рублях или со средствами в рублях и в иностранной валюте для небанковских КО, осуществляющих депозитно-кредитную деятельность.
Осуществление
ЮЛ БО без лицензии повлёчет за собой
взыскание всей суммы, полученной в
результате совершения данной операции,
а также взыскание штрафа в 2-х
кратном размере этой суммы в
федеральный бюджет. ЦБ также вправе
предъявлять иски о ликвидации ЮЛ, осуществляющего
БО без лицензии. Граждане и ДЛ, незаконно
осуществляющие БО, могут быть привлечены
к гражданско-правовой ответственности,
административно-правовой ответственности
(ст. 14.1 КоАП), или к уголовной ответственности
(ст. 172).
6 вопрос
Ч. 1 ст. 11 ФЗ «О Б
и БД». УК КО составляется из величины
вкладов её учредителей и определяет
минимальный размер её имущества, гарантирующего
интересы её кредиторов. Требования:
- Качественные – ограничение на формирование УК засчёт определённого имущества (ЦБ установлен предельный размер неденежной части УК КО – не более 20 %). Какое именно имущество – принадлежащие учредителю КО на ПС здания или помещения, банкоматы или подобные терминалы. ДС могут вноситься в УК как в рублях, так и в иностранной валюте. Не могут использоваться заёмные денежные средства;
- Количественные – минимальный размер УК. Требование о минимальном размере УК дифференцируется в зависимости от того, к какому из видов относится КО. Ч. 2 ст. 11 ФЗ «О Б и БД» - минимальный размер УК вновь создаваемого банка на день подачи ходатайства о ГР и выдачи лицензии устанавливается в размере рублёвого эквивалента 5 млн. €. Минимальный размер УК небанковской КО – рублевый эквивалент 500000 €;
- Процедурные – сроки и порядок формирования УК. Так, для формирования УК КО, установлен сокращённый по сравнению с иными хозяйствующими субъектами срок – 1 месяц с момента ГР. Ч. 5, 6 ст. 15 ФЗ «О Б и БД», ЦБ не позднее 3 рабочих дней со дня получения от налогового органа информации о внесении организации в ЕГРЮЛ, уведомляет об этом учредителей с требованием оплатить 100 % УК в месячный срок. Неоплата или неполная оплата УК в указанный срок является основанием для обращения ЦБ в суд с требованием о ликвидации КО.
7 вопрос
- Обособленные подразделения (КО вправе открывать филиалы – её обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения КО и осуществляющее имени все или часть БО, предусмотренных лицензией ЦБ, выданной данной КО и представительства – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения КО, представляющее её интересы и осуществляющее их защиту. Представительства КО не вправе осуществлять БО. Ф и П не являются ЮЛ и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждённых КО. Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем КО и действуют на основе выданных им доверенностей. Сведения об открытых КО Ф и П вносятся в её устав. Филиал КО вправе начать осуществление БО с датой внесения сведений о нём в книгу государственной регистрации КО);
- Внутренние структурные подразделения КО или её филиала является подразделение, расположенное вне места их нахождения, и осуществляющее от имени КО БО, перечень которых установлен нормативными актами ЦБ в рамках лицензии КО. Возможные виды и формы структурных подразделений КО устанавливаются НА ЦБ. У филиалов КО могут быть полномочия по открытию внутренних структурных подразделений. Особенности: в отличие от Ф и П, внутренние структурные подразделения КО могут открывать не только сами КО, но и филиалы КО. Отличие ВСП от филиала – перечень операции ВСП ограничен лицензией КО и НА ЦБ. ВСП КО не предусмотрено открытие корреспондентских субсчетов. Открываются только лицевые счета, счета КО или её филиала.
ВИДЫ ВСП
- Дополнительные офисы (рассчётно-кассовое обслуживание, кредитование, практически все функции КО);
- Операционные офисы (расчётно-кассовое обслуживание);
- Кредитно-кассовые офисы;
- Операционные кассы некассового узла;
- Обменные пункты;
- Иные ВСП.
Данные о
всех ВСП КО вносятся в книгу ГР КО. Датой открытия
первых 4 названных ВСП считаются открытыми
с момента направления КО уведомления
об их открытии в ЦБ. С этой даты ВСП вправе
осуществлять БО. Обменные пункты вправе
начать свою деятельность после получения
положительного заключения ЦБ.
8 вопрос
Допускаются все
формы реорганизации КО – гражданское
законодательство, ФЗ о соответствующем
виде ХО. Решение о проведении реорганизации
принимается общим собранием. Принятое
решение о реорганизации подлежит
опубликованию в вестнике ЦБ. При реорганизации КО, в результате
которой появляются новые КО, ЦБ рассматривает
вопрос о выдаче им лицензии. При этом
учитываются лицензии, на основе которых
действовали реорганизованные КО. К КО,
возникшим в результате образования в
иную ОПФ, а также КО, к которым произошло
присоединение других КО, либо КО, возникшим
в результате слияния, не предъявляются
требования по минимальному размеру УК
для вновь создаваемых КО. Не является
реорганизацией КО изменение вида АО (с
открытого на закрытое и наоборот). Также
не является реорганизацией изменение
вида КО (банк становится небанковской
КО). В итоге изменения в учредительные
документы.
ЛЕКЦИЯ
№ 5 «Обеспечение надёжности
КО»
Статус КО обуславливает
повышенные требования к ним. 4 приёма
обеспечения надёжности КО:
- Повышение эффективности корпоративного управления КО. Корпоративное управление осуществляет общее собрание акционеров (участников), совет директоров (наблюдательный совет), и исполнительный орган – руководитель (требования к образованию, стажу работы);
- Управление банковскими рисками. Банковский риск – присущая банковской деятельности возможность (вероятность) возникновения у КО потерь, убытков, ухудшения её ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними или внешними факторами. К БР относятся кредитный риск (риск возникновения у КО убытков вследствие ненадлежащего исполнения своих обязательств перед КО должником – заёмщиком финансовых средств). КР учитывается КО при формировании резервов на возможные потери; рыночный риск (включает в себя фондовый риск / риск возникновения у КО убытков, связанных с неблагоприятным изменением цен на ценные бумаги и производные финансовые инструменты / валютный риск – риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов валютных ценностей / процентный риск – риск возникновения финансовых потерь вследствие неблагоприятного изменения %, % ставок в рамках обязательств с участием КО); риск ликвидности – риск возникновения убытков вследствие неспособности КО обеспечить исполнение своих обязательств в полном объёме, возникает в случае несбалансированности сроков исполнения обязательств по привлечённым и размещённым средствам, в т.ч. вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами КО, либо возникновение необходимости немедленного и единовременного исполнения КО своих финансовых обязательств; операционный риск – риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабу деятельности КО или требованиям законодательства внутренних процедур проведения БО и БС, нарушения этих процедур служащими КО, в результате недостаточности функциональных возможностей, применяемых КО информационных, технологических и других систем или нарушения их функционирования; стратегические риски – риск возникновения у КО убытков в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития КО, т.е. в стратегическом управлении, а также при выработке организационных мероприятий, которые должны обеспечить достижение стратегических целей, т.е. недостатки управленческих решений;
- Создание обязательных резервов. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О Б и БД», КО обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Порядок депонирования обязательных резервов определяется ЦБ. Согласно ст. 38 ФЗ «О ЦБ», норматив обязательных резервов устанавливается ЦБ в % отношении к обязательствам КО, т.е. привлекая ДС, КО обязана произвести депонирование определённого процента на счёте в ЦБ. При этом нормативы обязательных резервов не должны превышать 20 % обязательств КО. В случае нарушения КО порядка депонирования обязательных резервов, ЦБ имеет право списать эти суммы с корреспондентского счёта КО в безакцептном порядке, а также взыскать с КО определённый штраф. Создание ОР является мерой ЦБ, направленной на ограничение денежной массы, находящейся в распоряжении КО, в т.ч. данные резервы обеспечивают исполнение КО своих обязательств. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О Б и БД», КО обязана создавать резервы или фонды на покрытие возможных убытков. Отличие данных резервов от резервов, депонируемых ЦБ – они отражаются только в БУ, в ЦБ ДС не перечисляются. Цель создания данных резервов связана с тем, что данные средства размещаются;
- Соблюдение обязательных нормативов. Обязанность по соблюдению нормативов КО закреплена в ст. 24 ФЗ «О Б и БД». Перечень обязательных нормативов установлен в ст. 62 ФЗ «О ЦБ». Кроме того, законодательно устанавливаются в т.ч. и максимальные и минимальные показатели определённых нормативов. Методику расчётов устанавливает ЦБ. Основное значение имеет размер УК КО и размер собственных средств капитала КО. Помимо минимального размера собственных средств устанавливаются иные нормативы:
- Норматив ликвидности, который определяет способность КО обеспечить своевременное и полное выполнение своих обязательств;
- Норматив достаточности собственных средств капитала КО. Это минимальная величина собственных средств КО, необходимая для покрытия кредитного и рыночного рисков;
- Норматив максимального размера риска на одного заёмщика (группу связанных заёмщиков);
- Норматив максимального размера крупных кредитных рисков;
- Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных КО своим участникам или акционерам;
- Норматив использования собственных средств КО для приобретения акции или долей других ЮЛ.
ЛЕКЦИЯ
№ 6 «Надзор за КО, осуществляемый ЦБ»
Надзор, осуществляемый
ЦБ, связан с вмешательством в деятельность
КО. Банковский надзор осуществляется
на всех стадиях существования КО.
Банковский надзор принято делить на 2 формы:
- Надзор за соблюдением требований законодательства, который сводится к периодической проверке формального соблюдения требований законодательства;
- Пруденциальный, осуществляемый на постоянной основе, носящий превентивный характер и направлен на обеспечение устойчивости не только конкретных КО, но и банковской системы в целом. Его осуществление позволяет обнаружить на ранней стадии возникновение проблем КО, которые могут повлечь её неплатёжеспособность. Данный надзор заключается в том, что ЦБ постоянно, ежедневно проверяет соблюдение КО действующих нормативов, осуществляется управления банковскими рисками, за каждой КО закрепляется куратор.
ФОРМЫ НАДЗОРА
- Контактный надзор (куратор из территориального учреждения ЦБ);
- Дистанционный надзор (проверка отчётности КО);
- Инспекционный надзор (выездные проверки КО).
В целях организации
банковского надзора территориальное
учреждение относит КО с точки
зрения экономического положения к
одной из 5 квалификационных групп.
При этом оценка экономического положения
КО осуществляется по результатам оценок
капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных
нормативов, качества управления, прозрачности
структуры собственности КО.
ВИДЫ ПРОВЕРОК
- Комплексные (по всем направлениям деятельности КО за определённый период) и тематические (по отдельным направлениям деятельности или видам БО и БС, которые осуществляются КО или её филиалом за определённый период);
- Плановые (проводятся в соответствии со сводным годовым планом комплексных и тематических проверок. СГП утверждается на 1 год) и внеплановые (проводятся по необходимости, основание – существенное изменение финансового состояния КО, наличие данных о нарушении КО законодательства, выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учёта);
- Первичные и повторные (исключительный случай);
- Региональные (проводятся одним территориальным учреждением) и межрегиональные;
- Без предварительного уведомления КО (проверки соблюдения КО законодательства о противодействии легализации…). В случае проведения проверок, связанных с вкладами ФЛ, такие проверки проводятся с участием представителей Агентства по страхованию вкладов.
Меры воздействия
предусмотрены ФЗ «О ЦБ». Так, в случае
нарушения КО ФЗ и издаваемых в
соответствии с ними НА ЦБ, непредоставление
информации, предоставление неполной
или недостоверной информации, ЦБ
имеет право:
- Взыскать с КО штраф в размере 0,1 % минимального размера УК КО;
- Ввести ограничения на проведение КО отдельных операции на срок до 6 месяцев, что предполагает установление количественных ограничений на проведение соответствующих операций.
В случае, если КО не исполняет
предписания ЦБ в установленный срок или
нарушения, совершённые КО, создают угрозу
интересам кредиторов КО, ЦБ вправе:
- Взыскать с КО штраф в размере до 1 % оплаченного УК, но не более 1 % минимального размера УК КО;
- Потребовать от КО осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению;
- Провести замену членов совета директоров КО, главного бухгалтера КО, руководителей филиалов или осуществления реорганизации КО.
ЦБ имеет
право принимать иные меры финансовой
ответственности.
ЛЕКЦИЯ № 7 «Прекращение
деятельности КО и банкротство КО»
Прекращение деятельности –
реорганизация (права и обязанности
переходят к правопреемникам) или
ликвидация. Процедура ликвидации КО
регулируется как специальными законами
(ФЗ «О Б и БД», ФЗ от 25.02.1999 № 40-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве) КО»)
+ общий закон о банкротстве. Ликвидация
КО:
- Добровольная. Решение принимает общее собрание участников (акционеров). Промежуточный ликвидационный баланс, погашение долгов;
- Принудительная. Решение принимается уполномоченным государственным органом.
2 основания ликвидации:
- Нарушение законодательства;
- Банкротство.
При этом действует
принцип: если стоимость имущества
КО, в отношении которой принято
решение о ликвидации, недостаточно
для удовлетворения требований кредиторов, то такая КО обязательно
ликвидируется в порядке, предусмотренном
законодательством о банкротстве. Данное
правило действует на всех стадиях ликвидации.
Ликвидатор при обнаружении признаков
банкротства обязан в 10-дневный срок обратиться
в АС с заявлением о признании организации
банкротом.
ЛИКВИДАЦИЯ
КО В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Основания для
принудительной ликвидации:
- Неоплата или неполная оплата УК в установленный срок;
- Установление АС отсутствия признаков банкротства КО;
- Прекращение производства по делу о банкротстве КО;
- Непринятие ЦБ в месячный срок решения о выдаче лицензии КО или отказ в выдаче указанной лицензии.