Лекции по "Банковскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:42, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 «Понятие банковского права. Банковские правоотношения»
ЛЕКЦИЯ № 2 «Банковская система РФ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «Правовой статус ЦБ РФ»
ЛЕКЦИЯ № 4 «Правовое положение КО»

Вложенные файлы: 1 файл

Bankovskoe_pravo лекции.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Практически исключена  возможность принудительной ликвидации КО по общим основаниям, предусмотренных  п. 2 ст. 61 ГК РФ. Для ликвидации КО в принудительном порядке ЦБ должна быть отозвана лицензия. Если ЦБ лицензия у КО отозвана, то в течение 15 дней ЦБ обязан обратиться в АС с требованием о ликвидации КО, либо с заявлением о признании КО банкротом. Ликвидатором КО, которая имела лицензию на привлечение ДС ФЛ, является ГК Агентство по страхованию вкладов. При принудительной ликвидации, не связанной с банкротством, ликвидатором может являться ФЛ, если КО не имела лицензии на привлечение ДС ФЛ. При этом данное ФЛ должно соответствовать требованиям ст. 20 ФЗ «О банкротстве» и должно быть аккредитовано в ЦБ в качестве конкурсного управляющего при банкротстве КО.

Требование  ЦБ о принудительной ликвидации КО должно быть рассмотрено АС в месячный срок. Принятое АС решение о ликвидации КО вступает в законную силу со дня его принятия и обжалование данного решения не приостанавливает его действия. АС направляет решение о ликвидации КО в ФНС. ФНС вносит в государственный реестр запись о процессе ликвидации КО. Объявление о ликвидации КО публикуется в вестнике ЦБ. С момента вступления в законную силу решения о ликвидации КО наступают последствия, предусмотренные ст. 50.19 ФЗ «О банкротстве КО». Сама процедура ликвидации осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О банкротстве КО» для конкурсного производства. Кредиторы ликвидируемой КО обладают правами, предусмотренными ст. 50.25 ФЗ «О банкротстве КО». Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней .

После окончания  этого срока ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который будет содержать сведения о составе имущества КО, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и утверждается ЦБ. С момента утверждения ЦБ ПЛБ начинается удовлетворение требований кредиторов в очерёдности, предусмотренной ст. 50.36 ФЗ «О банкротстве КО». В случае, если у КО недостаточно ДС для удовлетворения требований всех кредиторов, то осуществляется реализация имущества. Порядок реализации предусмотрен ст. 139 ФЗ «О банкротстве» и ст. 50.33 ФЗ «О банкротстве КО». Срок ликвидации КО не может превышать 12 месяцев. Указанный срок может быть продлён по обоснованному ходатайству арбитражного управляющего на срок не более 6 месяцев.

По результатам  составляется ликвидационный баланс, отчёт арбитражного управляющего. Оба  документа должны быть утверждены ЦБ и в последствии АС. В течение 10 дней ликвидатор предоставляет утверждённые АС документы в ЦБ для ГР ликвидации КО. ЦБ предоставляет данные документы в ФНС для исключения КО из ЕГРЮЛ. С этого момента процедура ликвидации КО считается законченной, а КО ликвидированной.

ОТЛИЧИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТ БАНКРОТСТВА

    • Короткие сроки;
    • Конкурсный управляющий в процедуре банкротства обладает более широкими полномочиями по сравнению с ликвидатором. Это касается оспаривания сделок и привлечения учредителей, руководителей к субсидиарной ответственности.

ОТЗЫВ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ

Сложный правовой феномен: исключительная санкция за совершённые КО правонарушения; предпосылка  для ликвидации КО; Отзыв БЛ –  форма и основание прекращения  КО банковской деятельности. Основания  в ст. 20 ФЗ «О Б и БД»:

  • ЦБ вправе отозвать лицензию (ч. 1 ст. 20):
    • Установление недостоверности сведений на основе которых лицензия выдана;
    • КО не осуществляет банковские операции, предусмотренные лицензией более, чем 1 год с момента выдачи лицензии;
    • Существенные недостатки в сданной отчётности;
    • Задержка сдачи отчётности более, чем на 15 дней;
    • Осуществление БО, не предусмотренных лицензией (даже однократное осуществление – основание для отзыва);
    • Неоднократное в течение 1 года виновное неисполнение исполнительных документов при наличии ДС на счетах или во вкладах должников;
    • Иные нарушения законодательства и НА ЦБ.
  • ЦБ обязан отозвать лицензию в течение 15 дней с момента получения информации (ч. 2 ст. 20 ФЗ «О Б и БД»):
    • Если достаточность собственного капитала КО становится ниже 2 %;
    • Размер собственных средств КО ниже минимального размера УК на дату государственной регистрации. Данное основание не применяется к КО в течение 2 лет со дня ГР;
    • КО в течение 45 дней не исполняет требования ЦБ о приведении в соответствие величины УК  и размера собственных средств;
    • КО не способна удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их исполнения. Указанные требования в совокупности должны составлять не менее 100000 рублей.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в недельный срок в вестнике ЦБ.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ

  • ЦБ назначает в КО временную администрацию;
  • Считается начатым срок исполнения обязательств до дня отзыва лицензии; 
    Прекращается начисление предусмотренных законом и договором % и финансовых санкции; 
    Приостанавливается исполнение исполнительных документов.

До дня вступления в силу решения АС о признании  КО банкротом или решения о  ликвидации запрещается:

    • Совершение сделок с имуществом КО;
    • Исполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
    • Прекращение обязательств перед КО путём зачёта встречных однородных требований;
    • Прекращается проведение по корреспондентским счетам КО платежей её клиентов.

Все платежи, которые  поступают после отзыва лицензии, возвращаются обратно. Исполнительные документы, поступившие в КО, также возвращаются отправившим их лицам. Т.о, формируется имущество КО, принимаются меры, направленные на выведение имущества, меры, направленные на соблюдение очерёдности кредиторов, поэтому запрещаются операции по отчуждению, зачёты. Готовимся к процедуры банкротства или ликвидации. Указанные ограничения не касаются текущих расходов КО (коммунальные платежи, з/п сотрудников, содержание временной администрации).

В период после  отзыва банковской лицензии и до дня вступления в силу решения АС о признании банкротом КО или о её ликвидации, КО имеет право:

    • Взыскивать задолженность в т.ч. по выданным кредитам;
    • Получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам;
    • Осуществлять возврат имущества КО, находящегося у третьих лиц;
    • Получать доходы от ранее совершённых сделок и операции;
    • Кроме того, КО вправе осуществлять возврат ДС, ошибочно зачисленных на корреспондентский счёт КО но только по согласованию с ЦБ;
    • КО возвращает клиентам ценные бумаги и имущество, собственником которого она не является.

Отзыв или аннулирование  банковской лицензии является также  основанием для аннулирования ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) лицензии КО на осуществление  профессиональной деятельности на рынке ЦБ.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ

Это запрет на осуществление  КО отдельных БО, предусмотренных  выданной ей лицензии на срок до 1 года. Применение данной меры не влечёт последствий  отзыва лицензии.

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ  ЦБ ОБ ОТЗЫВЕ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ

Решение об отзыве вступает в силу в день принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения  об отзыве в вестнике ЦБ. Обжалование  не приостанавливает действия указанного решения и не препятствует принятию АС заявления о признании данной КО банкротом или о ликвидации данной КО и не является основанием для приостановления производства по такому делу. Решение АС о признании недействительным приказа ЦБ об отзыве лицензии, вступившее в законную силу, не препятствует рассмотрению дела о банкротстве или о ликвидации КО по существу. Если данное решение вступает в силу после открытия конкурсного производства, то этот факт также не является основанием для отмены решения о признании КО банкротом или пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

ЛЕКЦИЯ  № 8 «Процедура банкротства КО»

План:

    1. Меры по предупреждению банкротства КО;
    2. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства) КО;
    3. .

1 вопрос

Реализуются вне рамок  процедуры о банкротстве. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О банкротстве КО» к таким мерам относятся:

  • Финансовое оздоровление. Согласно ст. 7 ФЗ «О банкротстве КО», мерами по финансовому оздоровлению являются:
    • Оказание финансовой помощи учредителям;
    • Изменение структуры активов и пассивов КО;
    • Изменение организационной структуры КО;
    • Приведение в соответствие размера УК КО и величины её собственных средств.

Руководитель  КО сообщает на общем собрании о  проблемах. Принимается решение  о финансовой помощи учредителям. Составляется план (аудиторская организация, временная администрация…), утверждаёмый ЦБ.

  • Назначение временной администрации. ВА является специальным органом управления КО, которая назначается ЦБ. Статус временной администрации устанавливается как ФЗ «О Б  и БД» Положением ЦБ от 09.11.2005 «О временной администрации по управлению КО». Следует различать назначение ВА при отзыве лицензии, что является обязанностью ЦБ и случаи назначения ВА как меры по предупреждению банкротства, что соответственно является правом ЦБ. Основания для назначения ВА содержатся в п. 1 ст. 17 ФЗ «О банкротстве КО». Полномочия исполнительных органов КО могут быть либо ограничены, либо приостановлены. ВА назначается в КО на срок не более 6 месяцев. В отношении банков, имеющих лицензию на привлечение ДС ФЛ в качестве ВА назначается ГК АСВ. Если к моменту окончания действия ВА остаются основания для её назначения, она направляет в ЦБ ходатайство об отзыве лицензии КО. В случае, если такие основания отпали, деятельность ВА прекращается, исполнительные органы восстанавливают свои полномочия;
  • Реорганизация КО как мера предупреждения банкротства может происходить в форме слияния или присоединения. При этом ЦБ только инициирует рассмотрение вопроса о проведении реорганизации.

Меры по предупреждению банкротства осуществляются при возникновении обстоятельств, установленных ст. 4 ФЗ «О несостоятельности КО», которые являются более мягкими, чем признаки банкротства КО и основания для отзыва лицензии. Меры могут вводиться как учредителями (участниками КО), так и по инициативе ЦБ. При этом требование об осуществлении требовании по предупреждению банкротства не направляются в КО в случае, если ЦБ обязан отозвать у КО лицензию на совершение БО.

2 вопрос

1 особенность – меры  по предупреждению не входят  в процедуру банкротства. У  КО имеются особые признаки несостоятельности (банкротства). В соответствии ст. п. 1 ст. 2 ФЗ «О банкротстве КО» под банкротством КО понимается признанная АС её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом у КО обязанность по уплате платежей – обязанность КО как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность по исполнению поручений своих клиентов по перечислению обязательных платежей в соответствующие бюджеты с их счетов. КО считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если присутствуют следующие признаки:

  • Соответствующая обязанность не исполнена ею в течение 14 дней. Для обычного хозяйствующего субъекта в течение 3 месяцев;
  • После отзыва у КО лицензии стоимость её имущества недостаточна для исполнения обязательств. Порядок расчёта стоимости имущества и обязательств КО устанавливается ЦБ;
  • Сумма требований КО в совокупности должна составлять не менее 1000 МРОТ без учёта штрафных санкций.

Отсутствие  цели восстановления платёжеспособности КО в рамках процедуры банкротства  как особенность. Право на обращение  с заявлением о признании КО банкротом  возникает только после отзыва лицензии; к КО не применяются никакие процедуры банкротства кроме конкурсного производства; меры по предупреждению банкротства применяются только до отзыва лицензии при наличии особых оснований.

Назначение  временной администрации как  особенность. Не позднее дня следующего за днём отзыва лицензии ЦБ назначает в КО ВА, если она не была введена ранее. ВА действует до конкурсного управляющего. На период действия ВА полномочия исполнительных органов приостанавливаются, т.е. исполнительные органы не вправе принимать решения по вопросам их компетенции, а решения иных органов вступают в силу после утверждения их ВА. ВА ведёт реестр требований кредиторов.

Особый конкурсный управляющий как особенность. В  соответствии с ФЗ «О банкротстве  КО» функции КУ выполняет АСВ, «корпоративный конкурсный управляющий». ФЛ могут быть КУ только в случае, если КО не имеет лицензии на привлечение ДС ФЛ. В соответствии со ст. 50.21 ФЗ «О банкротстве КО», КУ осуществляет полномочия руководителя КО и иных органов управления. Со дня принятия АС решения об открытии конкурсного производства полномочия органов управления КО прекращаются. Из числа работников АСВ выбирается представитель, который фактически выполняет функции КУ.

Информация о работе Лекции по "Банковскому праву"