Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:42, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1 «Понятие банковского права. Банковские правоотношения»
ЛЕКЦИЯ № 2 «Банковская система РФ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «Правовой статус ЦБ РФ»
ЛЕКЦИЯ № 4 «Правовое положение КО»
Практически исключена возможность принудительной ликвидации КО по общим основаниям, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. Для ликвидации КО в принудительном порядке ЦБ должна быть отозвана лицензия. Если ЦБ лицензия у КО отозвана, то в течение 15 дней ЦБ обязан обратиться в АС с требованием о ликвидации КО, либо с заявлением о признании КО банкротом. Ликвидатором КО, которая имела лицензию на привлечение ДС ФЛ, является ГК Агентство по страхованию вкладов. При принудительной ликвидации, не связанной с банкротством, ликвидатором может являться ФЛ, если КО не имела лицензии на привлечение ДС ФЛ. При этом данное ФЛ должно соответствовать требованиям ст. 20 ФЗ «О банкротстве» и должно быть аккредитовано в ЦБ в качестве конкурсного управляющего при банкротстве КО.
Требование ЦБ о принудительной ликвидации КО должно быть рассмотрено АС в месячный срок. Принятое АС решение о ликвидации КО вступает в законную силу со дня его принятия и обжалование данного решения не приостанавливает его действия. АС направляет решение о ликвидации КО в ФНС. ФНС вносит в государственный реестр запись о процессе ликвидации КО. Объявление о ликвидации КО публикуется в вестнике ЦБ. С момента вступления в законную силу решения о ликвидации КО наступают последствия, предусмотренные ст. 50.19 ФЗ «О банкротстве КО». Сама процедура ликвидации осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О банкротстве КО» для конкурсного производства. Кредиторы ликвидируемой КО обладают правами, предусмотренными ст. 50.25 ФЗ «О банкротстве КО». Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней .
После окончания
этого срока ликвидатор составляет
промежуточный ликвидационный баланс,
который будет содержать
По результатам составляется ликвидационный баланс, отчёт арбитражного управляющего. Оба документа должны быть утверждены ЦБ и в последствии АС. В течение 10 дней ликвидатор предоставляет утверждённые АС документы в ЦБ для ГР ликвидации КО. ЦБ предоставляет данные документы в ФНС для исключения КО из ЕГРЮЛ. С этого момента процедура ликвидации КО считается законченной, а КО ликвидированной.
ОТЛИЧИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТ БАНКРОТСТВА
ОТЗЫВ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
Сложный правовой феномен: исключительная санкция за совершённые КО правонарушения; предпосылка для ликвидации КО; Отзыв БЛ – форма и основание прекращения КО банковской деятельности. Основания в ст. 20 ФЗ «О Б и БД»:
Сообщение об отзыве лицензии публикуется в недельный срок в вестнике ЦБ.
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ
До дня вступления в силу решения АС о признании КО банкротом или решения о ликвидации запрещается:
Все платежи, которые поступают после отзыва лицензии, возвращаются обратно. Исполнительные документы, поступившие в КО, также возвращаются отправившим их лицам. Т.о, формируется имущество КО, принимаются меры, направленные на выведение имущества, меры, направленные на соблюдение очерёдности кредиторов, поэтому запрещаются операции по отчуждению, зачёты. Готовимся к процедуры банкротства или ликвидации. Указанные ограничения не касаются текущих расходов КО (коммунальные платежи, з/п сотрудников, содержание временной администрации).
В период после отзыва банковской лицензии и до дня вступления в силу решения АС о признании банкротом КО или о её ликвидации, КО имеет право:
Отзыв или аннулирование банковской лицензии является также основанием для аннулирования ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) лицензии КО на осуществление профессиональной деятельности на рынке ЦБ.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
Это запрет на осуществление КО отдельных БО, предусмотренных выданной ей лицензии на срок до 1 года. Применение данной меры не влечёт последствий отзыва лицензии.
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ЦБ ОБ ОТЗЫВЕ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
Решение об отзыве вступает в силу в день принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве в вестнике ЦБ. Обжалование не приостанавливает действия указанного решения и не препятствует принятию АС заявления о признании данной КО банкротом или о ликвидации данной КО и не является основанием для приостановления производства по такому делу. Решение АС о признании недействительным приказа ЦБ об отзыве лицензии, вступившее в законную силу, не препятствует рассмотрению дела о банкротстве или о ликвидации КО по существу. Если данное решение вступает в силу после открытия конкурсного производства, то этот факт также не является основанием для отмены решения о признании КО банкротом или пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
ЛЕКЦИЯ № 8 «Процедура банкротства КО»
План:
1 вопрос
Реализуются вне рамок процедуры о банкротстве. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О банкротстве КО» к таким мерам относятся:
Руководитель КО сообщает на общем собрании о проблемах. Принимается решение о финансовой помощи учредителям. Составляется план (аудиторская организация, временная администрация…), утверждаёмый ЦБ.
Меры по предупреждению банкротства осуществляются при возникновении обстоятельств, установленных ст. 4 ФЗ «О несостоятельности КО», которые являются более мягкими, чем признаки банкротства КО и основания для отзыва лицензии. Меры могут вводиться как учредителями (участниками КО), так и по инициативе ЦБ. При этом требование об осуществлении требовании по предупреждению банкротства не направляются в КО в случае, если ЦБ обязан отозвать у КО лицензию на совершение БО.
2 вопрос
1 особенность – меры по предупреждению не входят в процедуру банкротства. У КО имеются особые признаки несостоятельности (банкротства). В соответствии ст. п. 1 ст. 2 ФЗ «О банкротстве КО» под банкротством КО понимается признанная АС её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом у КО обязанность по уплате платежей – обязанность КО как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность по исполнению поручений своих клиентов по перечислению обязательных платежей в соответствующие бюджеты с их счетов. КО считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если присутствуют следующие признаки:
Отсутствие цели восстановления платёжеспособности КО в рамках процедуры банкротства как особенность. Право на обращение с заявлением о признании КО банкротом возникает только после отзыва лицензии; к КО не применяются никакие процедуры банкротства кроме конкурсного производства; меры по предупреждению банкротства применяются только до отзыва лицензии при наличии особых оснований.
Назначение временной администрации как особенность. Не позднее дня следующего за днём отзыва лицензии ЦБ назначает в КО ВА, если она не была введена ранее. ВА действует до конкурсного управляющего. На период действия ВА полномочия исполнительных органов приостанавливаются, т.е. исполнительные органы не вправе принимать решения по вопросам их компетенции, а решения иных органов вступают в силу после утверждения их ВА. ВА ведёт реестр требований кредиторов.
Особый конкурсный управляющий как особенность. В соответствии с ФЗ «О банкротстве КО» функции КУ выполняет АСВ, «корпоративный конкурсный управляющий». ФЛ могут быть КУ только в случае, если КО не имеет лицензии на привлечение ДС ФЛ. В соответствии со ст. 50.21 ФЗ «О банкротстве КО», КУ осуществляет полномочия руководителя КО и иных органов управления. Со дня принятия АС решения об открытии конкурсного производства полномочия органов управления КО прекращаются. Из числа работников АСВ выбирается представитель, который фактически выполняет функции КУ.