Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение основных теоретических и практических аспектов методики проведения банковских кредитных операций и на основе полученных данных предложить рекомендации по их улучшению. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды кредитных операций банка;
охарактеризовать современные российские и зарубежные методики проведения кредитных операций банком;
раскрыть нормативно-правовые акты, регулирующие проведение банковских кредитных операций;
привести организационно-экономическую характеристику деятельности банка;
провести анализ кредитования банком;
оценить методики проведения кредитных операций банком;
предложить и экономически обосновать направления совершенствования кредитных операций.
Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретические основы методики проведения банковских
кредитных операций……………………………………………………...6
Сущность и виды кредитных операций банка…………………….6
Методика проведения кредитных операций банком…………….16
Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение банковских кредитных операций…………………………………31
II. Оценка эффективности методики проведения банковских
кредитных операций в ВТБ 24 (ЗАО)…………………………………42
Краткая организационно-экономическая характеристика
ВТБ 24 (ЗАО)……………………………………………………….42
Анализ кредитования банком ВТБ 24 (ЗАО)………………….….58
Оценка методики проведения кредитных операций банком……65
III. Основные направления совершенствования кредитных операций
ВТБ 24 (ЗАО) …………………………………………………………….77
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитных
операций ВТБ 24 (ЗАО)……………………………………………77
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий……………..83
Заключение……………………………………………………………….85
Список использованной литературы ………………………………...88
В соответствии с Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» коммерческие банки должны соблюдать ряд нормативов, дающих оценку кредитного риска и качества кредитного портфеля банка.
Рассмотрим основные нормативы.
Максимальный риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков:
Н6 = Кра / К × 100%, (1)
где Кра - совокупная сумма требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков но кредитам (в том числе межбанковским), размещенным депозитам, учтенным векселям, займам, кредитам и депозитам л драгоценных металлах и суммы, взысканные банком по своим гарантиям; К - капитал банка.
Максимально допустимое значение Н6 - 25%.
Максимальный размер крупных кредитных рисков (при кредитах, превышающих 5% собственных средств банка):
Н7 = Кскр / К × 100%, (2)
где Кскр - совокупная величина крупных кредитных рисков.
Максимально допустимое значение норматива Н7 - 800%.
Максимальный размер риска на одного акционера (участника):
Н9 = Кра / К × 100%, (3)
где Кра - значение показателя Кра (см. Н6) в отношении тех акционеров, вклад (доля) которых в уставный капитал превышает 5% его зарегистрированной Банком России величины.
Максимально допустимое значение Н9 - 20'%.
Совокупная величина кредитных рисков на акционеров (участников) банка Н9.1 определяется как суммарное значение кредитных рисков Кра по всем акционерам (участникам), вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% его зарегистрированной Банком России величины.
Максимально допустимое значение Н9.1 устанавливается в размере 50%.
Максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных инсайдерам:
Н10 = Kри / K × 100%,
где Кри - совокупная сумма требований банка, взвешенных с учетом риска в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц.
Допустимое значение Н10 - 2%. Совокупный кредит, выданный инсайдерам, не может быть более 3% собственных средств капитала банка.
Помимо расчета обязательных нормативов но кредитному риску, коммерческие банки должны создавать резерв на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Резерв на возможные потери по ссудам формируется всеми банками, небанковскими кредитными организациями по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной, по всем группам риска. Банк обязан ежемесячно пересматривать величину резерва и производить доначисление резерва, но ссудам соответствующей группы риска или производить списание на доходы банка, если ссуда погашается. Использование суммы резерва производится по ссудам, по которым принято решение в судебном порядке к их взысканию (в том случае, когда ссуда признана безнадежной). Списание суммы ссуды за счет резерва не означает полностью списание этой задолженности. Ее величина переносится на внебалансовый счет, на котором она находится в течение пяти лет. То же осуществляется по просроченным процентам.
Для получения кредита заемщик представляет в банк пакет документов, в состав которых входят:
В процессе кредитования банк
должен оценить степень
Особенно тщательно следует изучить порядок предоставления кредита, который включает следующее этапы.
1 этап. Подача заемщиком заявки на получение кредита с приложением пакета документов, отражающих его финансовое состояние и возможность погасить ссуду.
2 этап. Изучение документов (договора, ТЭО, баланса и т.д.). Так как предприятие может иметь несколько расчетных счетов в разных банках, выписка о движении денежных средств по расчетному счету за последние 6 месяцев предоставляется по тому счету, по которому проходят основные обороты. Также клиент представляет справку из банка об отсутствии кредиторской задолженности и задолженности по картотеке № 2 (платежи в бюджет).
3 этап. Составляется заключение о целесообразности предоставления кредита.
4 этап. Подготовка документов по кредиту и заключение договора. Кредитный договор содержит следующие основные разделы: предмет договора; права и обязанности сторон; сроки пользования ссудой; условия погашения ссуды; ответственность сторон: порядок начисления процентов: прочие условия.
5 этап. Выдача ссуды и отражение ее в учете; текущий контроль, начисление и списание процентов за пользование ссудой; погашение ссуды.
Оценка финансового состояния заемщика включает несколько этапов.
Первым этапом анализа финансового состояния предприятия является определение величины его чистых активов.
Для признания финансового состояния заемщика хорошим величина его чистых активов должна быть положительной.
Вторым этапом, анализа финансового состояния заемщика является анализ его динамики на основании представленных заемщиком данных бухгалтерской отчетности (Бухгалтерский баланс). Для этих целей используется расчет темпов роста и прироста показателей, характеризующих стабильность бизнеса заемщика.
Третьим этапом анализа финансового состояния заемщика является расчет следующих оценочных показателей на основе данных Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках:
Финансовое положение заемщика может быть оценено как хорошее, среднее или плохое.
Анализ состояния ликвидности осуществляется на базе следующих показателей:
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение денежных средств и прочих краткосрочных финансовых вложений к краткосрочной задолженности:
К1 = , (5)
Полученные значения коэффициента относятся в одну
из трех категорий: 1 категория - 0,2 и выше; 2 категория - от 0,1 до 0,2; 3 категория - менее 0,1.
Промежуточный коэффициент покрытия рассчитывается как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам:
К2 = , (6)
Полученные значения коэффициента относятся в одну
из трех категорий: 1 категория - 0,8 и выше; 2 категория - от 0,4 до 0,8; 3 категория - менее 0,4.
Коэффициент текущей ликвидности представляет собой частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства. Расчет производится по формуле:
К3 = (7)
Полученные значения коэффициента относятся в одну
из трех категорий: 1 категория – 1 и выше; 2 категория - от 0,50 до 1; 3 категория - менее 0,5.
Данная группа показателей характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств, демонстрируя при этом степень защищенности банка от финансовых рисков.
Анализ платежеспособности заемщика осуществляется с помощью расчета показателей, характеризующих общую ситуацию с платежеспособностью, объемами заемных средств и сроками возможного погашении задолженности перед кредиторами. Для этого используются:
Показатель степени платежеспособности рассчитывается по формуле:
К4 = , (8)
Полученные значения коэффициента относятся в одну из трех категорий: 1 категория - 1 и выше; 2 категория - от 0,50 до 0,99; 3 категория - менее 0.49.
Общий показатель платежеспособности вычисляется, но формуле:
К5 = , (9)
Полученные значения коэффициента относятся в одну из трех категорий: 1 категория - 1 и выше; 2 категория от 0,50 до 0,99; 3 категория менее 0,49.
Анализ финансовой устойчивости включает расчет следующих показателей:
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива, финансируется за счет устойчивых источников:
К6 = , (10)
Полученные значения коэффициента относятся в одну из трех категорий: 1 категория - 0,6 и выше; 2 категория -от 0,40 до 0,59; 3 категория - менее 0,40,
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (коэффициент финансирования) показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств. Рассчитывается следующим образом:
К7 = , (11)
Существует множество
различных методик анализа
1. Характер заемщика. Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент может достаточно точно указать цель получения кредита, и имеет серьезные намерения погасить его. Если у инспектора нет должной уверенности относительно цели испрашиваемого кредита, то она должны быть уточнена. Даже в этом случае кредитному инспектору надлежит установить: ответственно ли клиент относиться к заемным средствам, дает ли правдивые ответы на вопросы банка и приложит ли все усилия для выплаты задолженности по кредиту. Ответственность, правдивость и серьезность намерений клиента погасить всю задолженность составляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.
Таблица 2
Характер ( Character) |
Способность (Capacity) |
Денежные средства (Cash) |
Обеспечение (Collateral) |
Условия (Conditions) |
Контроль (Control) |
Кредитная история клиента. |
|
|
|
|
|
Информация о работе Методика проведения банковских кредитных операций