Методика проведения банковских кредитных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основных теоретических и практических аспектов методики проведения банковских кредитных операций и на основе полученных данных предложить рекомендации по их улучшению. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды кредитных операций банка;
охарактеризовать современные российские и зарубежные методики проведения кредитных операций банком;
раскрыть нормативно-правовые акты, регулирующие проведение банковских кредитных операций;
привести организационно-экономическую характеристику деятельности банка;
провести анализ кредитования банком;
оценить методики проведения кредитных операций банком;
предложить и экономически обосновать направления совершенствования кредитных операций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретические основы методики проведения банковских
кредитных операций……………………………………………………...6
Сущность и виды кредитных операций банка…………………….6
Методика проведения кредитных операций банком…………….16
Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение банковских кредитных операций…………………………………31
II. Оценка эффективности методики проведения банковских
кредитных операций в ВТБ 24 (ЗАО)…………………………………42
Краткая организационно-экономическая характеристика
ВТБ 24 (ЗАО)……………………………………………………….42
Анализ кредитования банком ВТБ 24 (ЗАО)………………….….58
Оценка методики проведения кредитных операций банком……65
III. Основные направления совершенствования кредитных операций
ВТБ 24 (ЗАО) …………………………………………………………….77
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитных
операций ВТБ 24 (ЗАО)……………………………………………77
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий……………..83
Заключение……………………………………………………………….85
Список использованной литературы ………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

Методика проведения банковских кредитных операций (Диплом).docx

— 340.28 Кб (Скачать файл)

Иные федеральные законы также   регулируют  взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления  кредитной  организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию  кредитных  отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:

ФЗ «Об акционерных обществах»- в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» - в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения  кредитного  обязательства;

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - в части предоставления кредитов в иностранной валюте и  кредитных  взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;

ФЗ «Об исполнительном производстве» - в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по  кредитным  обязательствам;

ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» - в части регулирования такого способа обеспечения  кредитных  обязательств, как предоставления в залог драгоценных металлов и драгоценных камней.

Помимо приведенных выше федеральных  законов отношения, возникающие  в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.  

Нормативно-правовые   акты  Центрального банка. Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» . ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

Таким образом,  акты  Центрального банка РФ также нельзя отнести к  актам  органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии  нормативно-правовых   актов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О Центральном банке РФ»: Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные  акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования  кредитных  отношений можно привести следующие  акты  ЦБ РФ:

Положение о порядке предоставления (размещения)  кредитными  организациями денежных средств и их возврата (погашения), определяющее порядок осуществления  операций  по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных  операций.

Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами,  регулирующее  порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по  кредитным  договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в  кредитных  организациях, расположенных на территории РФ, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми  кредитными  организациями на территории Российской Федерации.

Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной  регистрации  кредитных  организаций и выдаче лицензий на осуществление  банковских   операций, устанавливающая порядок регистрации  кредитной  организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений  кредитной  организации, получения лицензий на осуществление  банковских   операций , внесения изменений в учредительные и иные документы  кредитной  организации, согласования руководителей  кредитной  организации.

До формальной отмены продолжают действовать  некоторые  акты  Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания «О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат», причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу.

Указы Президента. Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечив федеральным законам РФ.

Среди  актов  Президента,  регулирующих   кредитные  отношения, можно выделить Указ «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам». Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

Также, можно привести и Указ «Вопросы Управления делами Президента РФ», который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных  договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

Указ «О совершенствовании работы  банковской  системы РФ»  устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы  банковской  системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации  кредитно-денежной  политики.  

Акты  Правительства. Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования  кредитных  отношений можно привести следующие  акты  Правительства РФ:

Постановление «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» , устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов  по кредитам, полученным организациями  различных отраслей промышленности и деятельности в российских  кредитных  организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

Акты министерств и ведомств. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом, они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

В качестве примера  актов, принятых в сфере регулирования  кредитных  отношений, можно привести:

Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 «О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств»;

Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 «Об изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств»;

Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 «Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России»;

Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 «О валютных  операциях  между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте;

Приказ Минсельхозпрода РФ и Минфина РФ «Об утверждении типового договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 г.».

Международные Соглашения. Среди международных  актов,  регулирующих   кредитные  отношения, можно выделить:

Соглашение стран СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и  банковской  практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного  банка «О порядке и правилах совершения межгосударственным банком  банковской  деятельности на территории РФ». Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных  банковских   операций  и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

Между ЦБ РФ и национальными банками  различных государств были подписаны  соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной  банковской  практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным  кредитным  организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана, ЦБ РФ и Банком Латвии, а также иные соглашения.

Обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование  банковских  отношений императивными нормами законами и подзаконными  актами. Кроме того,  банковская  система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по  проведению  определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт).

Локальные нормативные   акты. Локальные  акты  не являются  нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти  акты  не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

Упоминание о таких  актах  целесообразно включать в  кредитный  договор, также может быть предусмотрена обязанность  кредитной  организации в информировании клиентов о принятии локальных  актов , касающихся кредитования, за исключением локальных  актов , определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов  кредитной  организации.

Таким образом, рассмотрев систему   нормативно-правовых   актов,  регулирующих   кредитные  отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных  актов, а также необходимости приведения различных  актов  в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации  банковского  законодательства и выделения сектора  кредитного  законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

 

II. Оценка эффективности методики проведения банковских

кредитных операций в ВТБ 24 (ЗАО)

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика

ВТБ 24 (ЗАО)

Банк ВТБ 24 - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную банковскую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (общества с ограниченной ответственностью) о его преобразовании от 31 марта 2000 г. с наименованиями Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК», ЗАО «КБ» ГУТА-БАНК». Банк является правопреемником КБ «ГУТА-БАНК» ООО по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом. В 2005 г. в рамках концепции развития группы ВТБ было начато выделение розничного бизнеса в отдельную, самостоятельную структуру. В соответствии с решением общего собрания акционеров от 06 июня 2005 г. наименование банка изменено на ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги.

24 октября 2006 г. началась  смена бренда Внешторгбанк Розничные  услуги на ВТБ 24. В соответствии  с решением общего собрания  акционеров от 10 октября 2006 г. (протокол  №05/06) наименование банка изменено  на Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное  общество), ВТБ 24 (ЗАО). Ребрендинг явился частью общего процесса перехода на новый бренд всех банков, входящих в международную финансовую группу ВТБ.

Банк является кредитной  организацией и входит в банковскую  систему РФ  и в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральными законами «Об акционерных обществах», другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, нормативными актами Банка России и уставом (приложение 1).

Информация о работе Методика проведения банковских кредитных операций