Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и анализ торгово-технологического процесса в магазине и выявление путей его совершенствования, изучение и закрепление практических знаний по данной теме, и возможность раскрыть и проанализировать их на практике. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, синтез.
В процессе выполнения работы были изучены формы организации торгово-технологического процесса в магазине, изучены и проанализированы литературные и практические материалы по теме работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………...…..……4
1.Сущность и виды магазинов……………………………………………….......6
1.1. Сущность и виды магазинов………………………………………………...6
1.2.Организация расчётной зоны магазина……………………………………13
2.Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО"Универсам Фрунзенский"……………………………………………………………………19
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО”Универсам Фрунзенский”……………………………………………………………………19
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности……………………….23
3.Пути совершенствования организации Расчётной зоны магазина……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…...………………………38
Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения.
Развитие электронной
техники и средств
В настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции: электронная торговая компания с потребителями – физическими лицами и электронная торговля между бизнес-партнерами.
В выводах следует исходить из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение Белорусии в мировое информационно-экономическое пространство, способное существенно повысить прозрачность коммерческих сделок, как следствие этого, снизить объемы реально возможного вывоза капитала зарубеж, благодаря трансграничности финансовых операций.
Развитие розничной торговой сети должно идти по следующим основным направлениям:
В торговой отрасли, в результате реформ были разрушены основы развития различных видов и типов торговых предприятий, разорваны сложившиеся розничные и оптово-розничные "цепи", которые были основаны на общих подходах к формированию ассортимента, выборе технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению однообразных форм обслуживания.[3, с.20]
Необходимо возродить деятельность предприятий определенных видов и типов, которые выполняли бы функции ведущего звена, способствовали бы внедрению новых форм организации торговли и современных технологических процессов.
Опыт зарубежных стран
свидетельствует о быстром
Такие корпорации окажут положительное воздействие на восстановление позиций отечественных товаропроизводителей. Торговую корпорацию можно создать по реализации, например, продукций легкой промышленности, которая совместно с акционерным обществом могла бы принять участие в размещении заказов на производство одежды и обуви на свободных мощностях, закупку на выгодных условиях сырья и материалов. Возможно при этом предусмотреть осуществление целевых программ отечественной промышленности и торговли по таким направлениям, как "Одежда и обувь для детей", "Одежда и обувь для старшего поколения" и др.
Цепные торговые организации могут стать для розничного звена наиболее характерной структурой. Сущность такого объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга).
В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.[8, с.25]
Считается, что в данное
время важно вмешательство
Так же все предприятия
должны руководствоваться
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров.
Только базы могут
предложить им широкий ассортимент
продукции и гарантировать
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.
Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения). Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.
Следует отметить, что сегодня должно быть уделено определенное внимание корпоративному управлению торговыми предприятиями. Т.е. такая модель ведения хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей и наемного персонала.
Особенностью этой формы управления в торговле должно быть стремление вовлечь в корпоративное управление также интересы покупателей, сделать их постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Корпоративные магазины должны использовать хорошо организованный менеджмент, руководствоваться в торговой деятельности данными маркетинга, добиваться эффективной организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
обеспечение комплексного подхода к его построению;
создание максимальных удобств для покупателей;
достижение наиболее
рационального использования
1.2.Организация расчётной зоны магазина.
В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала. Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению. Однако этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Отношение торговой площади к общей площади магазина рассчитывается по формуле:
К = S[Т]/S[0, ] (1)
где S[т] — торговая площадь;
S[0] — общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина. Например, общая площадь ЗАО «Универсам «Фрунзенский» составляет 1814 м.кв, а торговая площадь - 667 м.кв., то: К = 667 / 1814 = 0,36 т.е. торговая площадь универсама составляет лишь 36% общей, а неторговая площадь — 64%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания ЗАО «Универсам «Фрунзенский» используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского помещения.
Показатель рациональной расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) — установочный коэффициент (К[у]), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала рассчитывается по формуле:
К[у] = S[т.об.] / S[т.з.] (2)
где S[т.о6] — площадь, занятая торговым оборудованием;
S[т.з.] — общая площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.
Проведем расчет установочной площади оборудования (табл.1.1)
Таблица 1.1 Расчет установочной площади оборудования
Оборудование |
Кол-во ед. |
длина |
ширина |
Уст.S |
Общая уст.S |
прилавок-витрина «Дельта-1» |
5 |
2.9 |
1.4 |
4,06 |
20,3 |
витрина холодильная островная
|
3 |
2.8 |
0.3 |
0,84 |
2,52 |
Продолжение таблицы 2.2.
устройство термоупаковочное |
2 |
1.3 |
1.3 |
1,69 |
3,38 |
горка пристенная 22-30
|
4 |
3.9 |
1.5 |
5,85 |
23,4 |
холодильный агрегат ВСР-500
|
3 |
0.8 |
1.6 |
1,28 |
3,84 |
прилавок остекленный 7 секций |
4 |
2.7 |
0.5 |
1.35 |
5,4 |
горка пристенная 8 секций |
4 |
3.8 |
1.6 |
6,08 |
24,32 |
весы электронные ВР-1038 |
3 |
0.2 |
0.2 |
0.4 |
0.12 |
морозильная камера |
5 |
1.4 |
0.5 |
0.7 |
3,5 |
холодильная камера ХК-6 |
2 |
0.4 |
0.5 |
0.20 |
0.40 |
тестомесильная машина |
1 |
0.6 |
0.8 |
0.48 |
0.48 |
холодильная витрина 1500F/1500*920 |
4 |
5.7 |
0.9 |
5,12 |
20,52 |
витрина В-152 |
5 |
2.5 |
1.4 |
3,5 |
17,5 |
витрина упаковочная В 102у |
4 |
1.8 |
1.7 |
3,06 |
12,24 |
стеллаж Чарли
|
3 |
5.9 |
2.8 |
16,52 |
49,56 |
стеклянный шкаф для дорогостоящей вино-водочной продукции |
1 |
6,7 |
2,6 |
17,52 |
17,52 |
Итого |
205 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таким образом, К уст = 205 / 667 = 0,3
В нашем случае коэффициент установочной площади равен 0,3 , т.е. установочная площадь универсама составляет 30% общей, что говорит о рациональном ее использовании площади.
С точки зрения покупателей, одними из наиболее важных причин, вызывающих их неудовлетворённость тем или иным магазином, являются теснота (отсутствие достаточного пространства между прилавками и стеллажами с продукцией), недостаточный выбор продукции возле касс, неудобное расположение зоны хранения личных вещей покупателей и, конечно же, неудобное расположение касс и длинные очереди на выходе из торгового зала.
Нужно отметить, что большинство вышеназванных причин легко устраняется при помощи перепланировки торгового зала и правильной организации процесса обслуживания покупателей. Рассмотрим эти причины более подробно.
Существует несколько
основных причин, вызывающих очереди
в узлах расчёта магазина. Прежде
всего, к таким причинам можно
отнести недостаточное
Для того, чтобы ликвидировать или снизить до минимума негативное воздействие всех вышеперечисленных факторов на работу магазина, нужно правильно организовать как расчётные зоны, так и весь торговый зал, а также должным образом организовать работу персонала.
Так, при организации процесса расчётов с покупателями магазины должны руководствоваться соответствующими стандартами обслуживания покупателей и организации торговли.
Согласно вышеупомянутым
положениям, юридические и физические
лица, применяющие кассовые аппараты,
обязаны устанавливать их в местах,
доступных для визуального
В магазине самообслуживания
покупатель сохраняет чек до выхода
из магазина. Контрольная лента