Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и анализ торгово-технологического процесса в магазине и выявление путей его совершенствования, изучение и закрепление практических знаний по данной теме, и возможность раскрыть и проанализировать их на практике. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, синтез.
В процессе выполнения работы были изучены формы организации торгово-технологического процесса в магазине, изучены и проанализированы литературные и практические материалы по теме работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………...…..……4
1.Сущность и виды магазинов……………………………………………….......6
1.1. Сущность и виды магазинов………………………………………………...6
1.2.Организация расчётной зоны магазина……………………………………13
2.Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО"Универсам Фрунзенский"……………………………………………………………………19
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО”Универсам Фрунзенский”……………………………………………………………………19
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности……………………….23
3.Пути совершенствования организации Расчётной зоны магазина……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…...………………………38
Но в настоящее время всё более широкое применение в магазинах находит штриховое кодирование.
Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.
Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.
Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.
В универсаме кассовые терминальные комплексы применяются с 2005 года, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.
Но, планируя организацию торгового зала, следует помнить о том, что избыток оборудования в зале может привести к ряду негативных последствий. Это, прежде всего, ухудшение прибыльности супермаркета и его конкурентных преимуществ из-за высоких единовременных и эксплуатационных трат. Сужение проходов в залах самообслуживания затрудняет движение покупателей и персонала по пополнению запаса, вдобавок, товар на нижних полках становится практически не виден, и эти полки рационально использовать только как накопитель. Часто при планировке зала не проектируются места для продвижения, дополнительных точек продаж, в результате без перестановки оборудования усилить слабые места в зале и заставить покупателей проходить через весь магазин бывает довольно сложно.
По статистике, для
создания комфортных условий перемещения
покупателей в среднем
Эффективность же использования площади торгового зала определяют такие показатели, как установочная площадь и демонстрационная площадь.
Установочная площадь магазина — часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товара, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей (в нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещённых на полу).
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Планировка контрольно–
Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.
Например, при использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием камер, закрывающихся на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:
2.Анализ финансово-
2.1.Организационно-
ЗАО «Универсам «Фрунзенский» является торговой организацией по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. 18 сентября 1991 года Фрунзенским райпищеторгом был открыт магазин № 53, в последствии преобразованный в арендное торговое предриятие «Фрунзенский».
ЗАО «Универсам «Фрунзенский» создано на базе АТП «Фрунзенский» решением Мингорисполкома от 23.09.1996 № 725.
ЗАО «Универсам «Фрунзенский» является субъектом частной формы собственности, является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Общество создано с
целью осуществления
1) розничная торговля
в неспециализированных
2) производство свежего и замороженного мяса, в том числе в порциях, производство изделий из мяса, производство готовых мучных смесей и теста для выпечки хлеба, пирожных, бисквитов, блинов, производство свежевыпеченного хлеба и булочных изделий, производство свежих пирожных, тортов, пирогов, производство какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара.
3) оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.
4) бары.
5) прочая коммерческая деятельность, не включенная в другие группировки.
6) внешнеэкономическая деятельность.
Имущество Общества
составляют основные фонды,
В состав ЗАО «Универсам «Фрунзенский» входят:
1) универсам «Фрунзенский» общей площадью 1814 кв.м., торговая площадь - 667 кв.м.;
2) приемный пункт стеклотары, расположенный в переоборудованном помещении ЖЭСа - 103 общей площадью 62 кв.м.
Магазин рассчитан на различные слои населения как по возрасту, так и по доходу.
Здание универсама, являясь отдельно стоящим, в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса, чем здании других типов. Здание универсама является: по капитальности - капитальное, по особенностям объемно-планировочных решений — одноэтажное.
По типизации товарного профиля магазины - универсальные, по типизации форм продажи — магазины самообслуживания (включает также мелкорозничную сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующие товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.
Универсам «Фрунзенский» работает ежедневно с 9 до 23 часов, без выходных и без перерыва на обед.
Управление ЗАО «Универсам «Фрунзенский» осуществляется согласно уставу Общим собранием акционеров и директором, при этом высшим органом управления является Общее собрание акционеров.
ЗАО «Универсам «Фрунзенский» возглавляет директор, назначаемый Общим собранием акционеров. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением отнесенных законодательством к компетенции контролирующего органа.
Связь между директором и основными подразделениями линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом — администрацией.
Целесообразность структуры
управления в данном случае определяется
из потребности нижестоящих
В целом структура управления ЗАО «Универсам «Фрунзенский» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.
Организация оплаты труда построена на тарифной системе, включающей тарифную ставку первого разряда и тарифную сетку, основной формой оплаты труда, применяемой в организации, является повременно-премиальная оплата.
Трудовые отношения в организации регулируются коллективным договором, трудовыми договорами, контрактами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о персонале, о премировании, должностными инструкциями и квалификационными характеристиками.
Коллективный договор является нормативным актом, регулирующим трудовые отношения и социально-экономические отношения между нанимателями (в лице директора ЗАО «Универсам «Фрунзенский») и работающими у него работниками (в лице профсоюзной организации универсама).
Коллективный договор состоит из девяти разделов: 1 - «Общие положения», 2 - «Обязательства сторон», 3 - «Регулирование производственных и трудовых отношений», 4 - «Оплата труда», 5 — «Режим труда и отдыха», 6 - «Охрана труда, здороье и социальное обеспечение», 7 - «Льготы женщинам, ветеранам и пенсионерам, иные социальные гарантии», 8 - «Правовые гарантии деятельности профсоюза», 9 - «Контроль за исполнением коллективного договора». Для расчетов с работниками применяется повременно-премиальная форма оплаты труда. Оплата труда работников ЗАО «Универсам «Фрунзенский» определяется коэффициентом по ЕТКС и его личным трудовым вкладом. Ставка 1-го разряда устанавливается организацией самостоятельно, и может быть увеличена в связи с изменением минимальной заработной платы Республики Беларусь и с наличием средств на увеличение заработной платы работникам организации. Надбавка за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа работы в универмаге. ЗАО «Универсам «Фрунзенский» имеет надёжные, годами сложившиеся хозяйственные связи не только с ведущими предприятиями-производителями г. Минска, но и с многими организациями области и республики.
Среди основных поставщиков
можно назвать предприятия «
2.2.Анализ финансово-
Основные показатели хозяйственной деятельности ЗАО «Универсам «Фрунзенский» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Универсам «Фрунзенский» за 2011 – 2012 г.г.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012г. |
Отклонение |
Темп изменения, % | |||
|
| |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Товарооборот , всего |
|
|
|
|
| |||
в действующих ценах |
млн.руб. |
13933 |
16624 |
+2691 |
119,3 | |||
в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
13933 |
15392,6 |
+1459,6 |
110,5 | |||
Розничный товарооборот |
|
|
|
|
| |||
в действующих ценах |
млн.руб. |
13918 |
16616 |
+2698 |
119,4 | |||
в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
13918 |
15385,2 |
+1467,2 |
110,5 | |||
Товарооборот без НДС и налога на продажу |
|
|
|
| ||||
в действующих ценах |
млн.руб. |
11977 |
14394 |
+2309 |
119,1 | |||
в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
12082 |
13325 |
+1243 |
110,3 | |||
Торговая площадь |
кв.м. |
1147 |
1147 |
- |
100,0 | |||
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади |
|
|
|
|
| |||
в действующих ценах |
млн.руб. |
12,13 |
14,49 |
+2,36 |
119,4 | |||
в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
12,13 |
13,41 |
+1,28 |
110,6 | |||
Доходы от реализации товаров в % к товарообороту, в сумме |
% |
17,0 |
17,29 |
+0,29 |
- | |||
Налоги и отчисления, уплачиваемые из доходов от реализации в % к товарообороту |
% |
0,86 |
0,67 |
-0,19 |
- | |||
Расходы на реализацию, в сумме |
млн.руб. |
1846 |
2266 |
+420 |
122,8 | |||
Расходы на реализацию в % к товарообороту |
% |
15,28 |
15,75 |
+0,47 |
- | |||
Прибыль от реализации, в сумме |
млн.руб. |
104 |
125 |
+21 |
120,2 | |||
Прибыль от реализации в % к товарообороту |
% |
0,86 |
0,87 |
+0,01 |
- | |||
Прибыль от операционных доходов и расходов |
млн.руб. |
4 |
9 |
+5 |
225,0 | |||
Прибыль от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
38 |
-6 |
-44 |
||||
Общая прибыль за отчетный период |
млн. руб. |
146 |
128 |
-18 |
87,7 | |||
Общая прибыль в % к товаров обороту
|
% |
1,21 |
0,89 |
-0,32 |
- | |||
Налог на прибыль и другие обязательные платежи
|
млн. руб |
39 |
53 |
14 |
133,4 | |||
Нераспределенная прибыль |
млн. руб |
14 |
15 |
1 |
107,1 | |||
Среднесписочная численность |
чел. |
219 |
218 |
-1 |
99,5 | |||
Средняя выработка на 1 работника |
|
|
|
|
| |||
в действующих ценах |
млн.руб. |
63,62 |
76,26 |
+12,64 |
119,9 | |||
в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
63,62 |
70,61 |
+6,99 |
111,0 |