Организация расчётной зоны магазина и пути улучшения её функционирования(на примере ЗАО “Универсам Фрунзенский”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и анализ торгово-технологического процесса в магазине и выявление путей его совершенствования, изучение и закрепление практических знаний по данной теме, и возможность раскрыть и проанализировать их на практике. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, синтез.
В процессе выполнения работы были изучены формы организации торгово-технологического процесса в магазине, изучены и проанализированы литературные и практические материалы по теме работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………...…..……4
1.Сущность и виды магазинов……………………………………………….......6
1.1. Сущность и виды магазинов………………………………………………...6
1.2.Организация расчётной зоны магазина……………………………………13

2.Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО"Универсам Фрунзенский"……………………………………………………………………19
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО”Универсам Фрунзенский”……………………………………………………………………19
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности……………………….23


3.Пути совершенствования организации Расчётной зоны магазина……..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…...………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Расчетная зона -курс.Лущик Новый.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Но в настоящее время  всё более широкое применение в магазинах находит штриховое  кодирование.

Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.

Большие возможности  штриховое кодирование дает при  продаже товаров с помощью  кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.

Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота.

В универсаме кассовые терминальные комплексы применяются с 2005 года, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.

Но, планируя организацию  торгового зала, следует помнить  о том, что избыток оборудования в зале может привести к ряду негативных последствий. Это, прежде всего, ухудшение прибыльности супермаркета и его конкурентных преимуществ из-за высоких единовременных и эксплуатационных трат. Сужение проходов в залах самообслуживания затрудняет движение покупателей и персонала по пополнению запаса, вдобавок, товар на нижних полках становится практически не виден, и эти полки рационально использовать только как накопитель. Часто при планировке зала не проектируются места для продвижения, дополнительных точек продаж, в результате без перестановки оборудования усилить слабые места в зале и заставить покупателей проходить через весь магазин бывает довольно сложно.

По статистике, для  создания комфортных условий перемещения  покупателей в среднем необходимо от 4 до 10 м2 площади торгового зала на одного покупателя. Так, на одного покупателя приходится 4,5 м2 площади торгового зала, но несмотря на это в часы пик в зале становится довольно тесно от наплыва покупателей, и движение и работа персонала по дополнению товара затруднены.

Эффективность же использования  площади торгового зала определяют такие показатели, как установочная площадь и демонстрационная площадь.

Установочная площадь  магазина — часть площади торгового  зала, занятая оборудованием, предназначенным  для выкладки, демонстрации товара, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей (в нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещённых на полу).

Планировка рабочих  мест продавцов в магазинах, применяющих  традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно–кассового узла должна обеспечить беспрепятственное  движение потоков покупателей, исключая встречное движение. Помимо кассовых кабин при организации узла расчёта такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями.

Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Например, при использовании  зоны хранения личных вещей покупателей  с использованием камер, закрывающихся  на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:

  1. Покупатель может машинально положить ключ в карман и унести его.
  2. Покупатель может потерять ключ в магазине (потребуется помощь в открытии камеры).
  3. Сумка (пакет, рюкзак) покупателя может быть слишком велика для помещения в камеру.
  4. В часы пик все камеры могут оказаться заняты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ финансово-экономической  деятельности ЗАО"Универсам Фрунзенский"

 

2.1.Организационно-экономическая  характеристика ЗАО”Универсам Фрунзенский”

 

          ЗАО «Универсам «Фрунзенский» является торговой организацией по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. 18 сентября 1991 года Фрунзенским райпищеторгом был открыт магазин № 53, в последствии преобразованный в арендное торговое предриятие «Фрунзенский».

ЗАО «Универсам «Фрунзенский» создано на базе АТП «Фрунзенский» решением Мингорисполкома от 23.09.1996 № 725.

ЗАО «Универсам «Фрунзенский»  является субъектом частной формы  собственности, является юридическим  лицом, имеет в собственности  обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Общество создано с  целью осуществления хозяйственной  деятельности и для извлечения прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива. Предметом деятельности общества являются:

1) розничная торговля  в неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля через палатки, ларьки и киоски.

2) производство свежего  и замороженного мяса, в том  числе в порциях, производство изделий из мяса, производство готовых мучных смесей и теста для выпечки хлеба, пирожных, бисквитов, блинов, производство свежевыпеченного хлеба и булочных изделий, производство свежих пирожных, тортов, пирогов, производство какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара.

3) оптовая торговля  широким ассортиментом товаров  без какой-либо конкретизации.

4) бары.

5) прочая коммерческая  деятельность, не включенная в другие группировки.

6) внешнеэкономическая  деятельность.

 Имущество Общества  составляют основные фонды, оборотные  средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается  в балансе Общества. Источниками формирования имущества являются: уставный фонд; доходы, полученные от реализации товаров, продукции, работ, услуг, а также других видов деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

  В состав ЗАО «Универсам  «Фрунзенский» входят:

1) универсам «Фрунзенский» общей  площадью 1814 кв.м., торговая площадь  - 667 кв.м.;

2) приемный пункт стеклотары, расположенный в переоборудованном помещении ЖЭСа - 103 общей площадью 62 кв.м.

Магазин рассчитан на различные  слои населения как по возрасту, так и по доходу.

Здание универсама, являясь  отдельно стоящим, в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса, чем здании других типов. Здание универсама является: по капитальности - капитальное, по особенностям объемно-планировочных решений — одноэтажное.

По типизации товарного  профиля магазины - универсальные, по типизации форм продажи — магазины самообслуживания (включает также мелкорозничную сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующие товары первой необходимости, частого спроса, размещенный в жилой зоне.

Универсам «Фрунзенский»  работает ежедневно с 9 до 23 часов, без  выходных и без перерыва на обед.

Управление ЗАО «Универсам «Фрунзенский» осуществляется согласно уставу Общим собранием акционеров и директором, при этом высшим органом управления является Общее собрание акционеров.

ЗАО «Универсам «Фрунзенский»  возглавляет директор, назначаемый Общим собранием акционеров. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением отнесенных законодательством к компетенции контролирующего органа.

Связь между директором и основными подразделениями  линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом — администрацией.

Целесообразность структуры  управления в данном случае определяется из потребности нижестоящих звеньев  в функциональных подразделениях вышестоящего уровня, которые бы способствовали эффективной работе нижестоящих звеньев.

В целом структура  управления ЗАО «Универсам «Фрунзенский» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.

Организация оплаты труда  построена на тарифной системе, включающей тарифную ставку первого разряда  и тарифную сетку, основной формой оплаты труда, применяемой в организации, является повременно-премиальная оплата.

Трудовые отношения  в организации регулируются коллективным договором, трудовыми договорами, контрактами, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о персонале, о премировании, должностными инструкциями и квалификационными характеристиками.

Коллективный договор  является нормативным актом, регулирующим трудовые отношения и социально-экономические отношения между нанимателями (в лице директора ЗАО «Универсам «Фрунзенский») и работающими у него работниками (в лице профсоюзной организации универсама).

Коллективный договор  состоит из девяти разделов: 1 - «Общие положения», 2 - «Обязательства сторон», 3 - «Регулирование производственных и  трудовых отношений», 4 - «Оплата труда», 5 — «Режим труда и отдыха», 6 - «Охрана труда, здороье и социальное обеспечение», 7 - «Льготы женщинам, ветеранам и пенсионерам, иные социальные гарантии», 8 - «Правовые гарантии деятельности профсоюза», 9 - «Контроль за исполнением коллективного договора». Для расчетов с работниками применяется повременно-премиальная форма оплаты труда. Оплата труда работников ЗАО «Универсам «Фрунзенский» определяется коэффициентом по ЕТКС и его личным трудовым вкладом. Ставка 1-го разряда устанавливается организацией самостоятельно, и может быть увеличена в связи с изменением минимальной заработной платы Республики Беларусь и с наличием средств на увеличение заработной платы работникам организации. Надбавка за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа работы в универмаге. ЗАО «Универсам «Фрунзенский» имеет надёжные, годами сложившиеся хозяйственные связи не только с ведущими предприятиями-производителями г. Минска, но и с многими организациями области и республики.

Среди основных поставщиков  можно назвать предприятия «Минсккрах-молпром», УП «Рыбокомплекс», УП «Минский ликероводочный завод «Кристалл»», ОАО «Оливария», ОАО «Криница», ОАО «Белбакалея», Минский мясокомбинат, Минский хладокомбинат №2, Гродненский, Березовский, Волковысский, Сновский, Пинский и многие другие мясокомбинаты республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ финансово-хозяйственной  деятельности

 

Основные показатели хозяйственной деятельности ЗАО  «Универсам «Фрунзенский» представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Универсам «Фрунзенский» за 2011 – 2012 г.г.

Показатели

Ед. изм.

2011 г.

2012г.

Отклонение

Темп изменения, %

 

 

1

2

3

4

5

6

Товарооборот , всего

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн.руб.

13933

16624

+2691

119,3

в сопоставимых ценах

млн.руб.

13933

15392,6

+1459,6

110,5

Розничный товарооборот

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн.руб.

13918

16616

+2698

119,4

в сопоставимых ценах

млн.руб.

13918

15385,2

+1467,2

110,5

Товарооборот без НДС  и налога на продажу

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн.руб.

11977

14394

+2309

119,1

в сопоставимых ценах

млн.руб.

12082

13325

+1243

110,3

Торговая площадь

кв.м.

1147

1147

-

100,0

Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн.руб.

12,13

14,49

+2,36

119,4

в сопоставимых ценах

млн.руб.

12,13

13,41

+1,28

110,6

Доходы от реализации товаров в % к товарообороту, в  сумме

%

17,0

17,29

+0,29

-

Налоги и отчисления, уплачиваемые из доходов от реализации в % к товарообороту

%

0,86

0,67

-0,19

-

Расходы на реализацию, в  сумме

млн.руб.

1846

2266

+420

122,8

Расходы на реализацию в % к товарообороту

%

15,28

15,75

+0,47

-

Прибыль от реализации, в  сумме

млн.руб.

104

125

+21

120,2

Прибыль от реализации в  %

к товарообороту

%

0,86

0,87

+0,01

-

Прибыль от операционных доходов и расходов

млн.руб.

4

9

+5

225,0

Прибыль от внереализационных доходов и расходов

 

млн. руб.

 

38

 

-6

 

-44

 

Общая прибыль  за отчетный период

млн. руб.

146

128

-18

87,7

Общая прибыль в % к товаров обороту

 

%

1,21

0,89

-0,32

-

Налог на прибыль и  другие обязательные платежи

 

млн. руб

39

53

14

133,4

Нераспределенная прибыль

млн. руб

14

15

1

107,1

Среднесписочная численность

чел.

219

218

-1

99,5

Средняя выработка на 1 работника

 

 

 

 

 

в действующих ценах

млн.руб.

63,62

76,26

+12,64

119,9

в сопоставимых ценах

млн.руб.

63,62

70,61

+6,99

111,0

Информация о работе Организация расчётной зоны магазина и пути улучшения её функционирования(на примере ЗАО “Универсам Фрунзенский”)