Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и анализ торгово-технологического процесса в магазине и выявление путей его совершенствования, изучение и закрепление практических знаний по данной теме, и возможность раскрыть и проанализировать их на практике. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, синтез.
В процессе выполнения работы были изучены формы организации торгово-технологического процесса в магазине, изучены и проанализированы литературные и практические материалы по теме работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………...…..……4
1.Сущность и виды магазинов……………………………………………….......6
1.1. Сущность и виды магазинов………………………………………………...6
1.2.Организация расчётной зоны магазина……………………………………13
2.Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО"Универсам Фрунзенский"……………………………………………………………………19
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО”Универсам Фрунзенский”……………………………………………………………………19
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности……………………….23
3.Пути совершенствования организации Расчётной зоны магазина……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…...………………………38
Примечание. Источник: собственная разработка
Товарооборот в действующих ценах за 2012 год по сравнению с 2011 годом возрос на 2691 млн.руб., или на 19,3 %. На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение цен на товары. Фактический товарооборот за 2012 год в сопоставимых ценах составил 15392,6 млн.руб. Следовательно, за счет ценового фактора товарооборот ЗАО «Универсам «Фрунзенский» в динамике увеличился на 1231,4 млн.руб. (16624 - 15392,6). Темп роста товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 110,5 %. Физический объем товарооборота в динамике повысился на 1459,6 млн.руб.
Уровень доходов от реализации возрос
за анализируемый период на 0,29 % к
товарообороту в результате роста
реализации и ускорения оборачиваемости
товаров с высоким уровнем
надбавки. Уровень чистого дохода увеличился
в динамике на 0,48 % к обороту. Сумма
налогов и отчислений, взимаемых за счет
доходов от реализации, снизились на 8
млн.руб., или на 7,6 %, уровень - на 0,19 %-ных
пунктов и составил 0,67 % к обороту.
Расходы на реализацию увеличились на 420 млн.руб. и составили за
2012 год 2266 млн.руб. Темп прироста товарооборота
без налогов составил 19,1 %, а сумма расходов
на реализацию возросла на 22,8 %, что и обусловило
рост их уровня на 0,47 % к обороту. Темп увеличения
уровня расходов на реализацию ЗАО «Универсам
«Фрунзенский» составил 3,1 % (0,47/15,28*100).
Такая ситуация свидетельствует о снижении
эффективности использования текущих
затрат.
ЗАО «Универсам «Фрунзенский» за 2011 год получена прибыль от реализации в сумме 104 млн.руб., за 2012 год - 125 млн.руб. Уровень рентабельности товарооборота за отчетный период увеличился на 0,01 %-ный пункт и составил 0,87 % к обороту.
Общая прибыль на 2012 год составила 128 млн.руб., что на 18 млн.руб. меньше, чем за 2011 год.
Выработка на одного работника увеличилась на 19,9 % в фактических ценах при темпе прироста товарооборота 19,3 % и за 2012 год составила 76,26 млн.руб.
Розничный товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в сопоставимых ценах увеличился с 12,13 до 13,41 млн.руб.
3.Пути совершенствования
организации Расчётной зоны
Планировочная структура торгового зала ЗАО «Универсам «Фрунзенский» определяется системой движения товаров и создает условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.
Планировка торгового зала ЗАО «Универсам «Фрунзенский» заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования.
Структура и планировка торгового зала ЗАО «Универсам «Фрунзенский» представлена на рисунке 3.1
Рисунок 3.1.Планировка торгового зала ЗАО «Универсам Фрунзенский»
Из рис.3.1 видно, что взаимное расположение основных групп помещений универсама распланировано таким образом, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.
Помещение для хранения
и продажи одноименных товаров
размещается на одном уровне (этаже),
что предусматривает кратчайшие
пути между разгрузочными
Расстановка оборудования в торговом зале ЗАО «Универсам «Фрунзенский» не препятствует эвакуации из магазина, способствует эффективному использованию торговой площади, создает максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями.
Всю площадь торгового зала ЗАО «Универсам «Фрунзенский» можно условно разделить на:
• установочную площадь;
• площадь проходов для
покупателей и перемещения
• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
• площадь контрольно-кассового узла.
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием (для выкладки товаров, денежных расчетов и обслуживания покупателей) и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров. Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. д.).
Проведем расчет экспозиционной площади (табл.3.3)
Таблица 3.3 Расчет экспозиционной площади
Оборудование |
Кол-во ед. |
длина |
ширина |
высота |
Эксп..S |
Общая эксп.S |
Стеллажи для напитков |
5 |
8.9 |
1.4 |
2,5 |
37, 64 |
188,2 |
Стеллажи для круп , сахара и муки |
6 |
7.8 |
1.4 |
2,5 |
27,3 |
163, 8 |
Горки |
6 |
7.3 |
1.3 |
2,6 |
24, 6 |
148 |
Итого |
500 |
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Таким образом, К эксп = 500 / 667 = 0, 75
Следовательно, в ЗАО
«Универсам «Фрунзенский» оптимальное
соотношение между экспозиционн
Рассчитаем далее
коэффициент емкости
Он будет равен:
К емк.обор. = К эксп./ К уст.
где К эксп - коэффициент экспозиционной площади,
К уст - коэффициент установочной площади,
К емк.обор. = К эксп./ К уст. = 0,75 / 0,3 = 2,5
Планировка в ЗАО «Универсам «Фрунзенский» - линейная.
Линейная планировка — это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных линий торгового зала. Различают одно-, двухлинейные и более, а также Г – и П-образные планировки. Такая планировка позволяет рационально организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать торговые площади, средства внутримагазинной рекламы и информации, обеспечить лучший просмотр торгового зала и контроль за торгово-технологическим процессом. Именно по этим причинам линейная планировка получила наибольшее развитие в торговле как в нашей стране, так и за рубежом.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств.
Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.
Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала.
Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними.
Количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) - 6.
Ширина прохода между кассами – 0,8 м.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла. Вход и выход совмещены и расположены у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
К устройству и планировке торгового зала в ЗАО «Универсам «Фрунзенский» предъявляется ряд требований:
- удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;
-создание наилучших
условий для перемещения
-эффективное использование
площади торгового зала при
размещении торгового
- обеспечение свободного движения потоков покупателей;
-рациональная организация
По функциональному назначению в торговом зале выделяются площади под оборудование, для размещения товаров, примерки, проходы для покупателей, для узлов расчета, для дополнительных услуг и т. д.
Площадь склада торгового зала составляет 30 м.кв. Площадь склада кафе составляет 8 м.кв. Площадь склада кафетерия составляет 5 м.кв. Площадь склада подсобного помещения составляет 11,7 м.кв. Площадь склада рабочего помещения составляет 11,6 м.кв. Площадь склада фасовочных помещений составляет 72,1 м.кв. Площадь склада хлеба составляет 18,3 м.кв. Ширина прохода для покупателей составляет 1,8 м.кв.
Островные и навесные витрины в ЗАО «Универсам «Фрунзенский» используются большей частью в торговом зале магазина, хотя не исключено их применение и в качестве уличных витрин. И наоборот, внутри магазина иногда используют встроенные витрины, которые оборудуют в стенных нишах, а также приставные витрины, устанавливаемые вдоль свободных стен торгового зала, вестибюля, в переходах из одного помещения магазина в другое.
В ЗАО «Универсам «Фрунзенский» используются такие виды оборудования как:
Немеханическое торговое оборудование играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса магазина. Оно представлено в следующем ассортименте:
В магазине имеются следующие отделы: мясной, колбасный, молочный, кондитерский, вино-водочный, хлебобулочный, кафетерий, а также небольшой отдел промышленных товаров.
Большое внимание администрация магазина совместно с торговыми работниками уделяет украшению и оформлению витрин, а также чистоте и порядку, как на рабочих местах, так и в целом по магазину.
Основным методом обслуживания в магазинах является частичное самообслуживание (52,6 % в товарообороте), что приводит к уменьшению затрат живого труда, издержек обращения и потребления и увеличению пропускной способности магазинов, росту товарооборота.
Применяется и традиционный метод продажи товаров через прилавок (мелкорозничная торговая сеть, вино-водочный отдел, отдел промышленных товаров).
Отдел мясной гастрономии – обслуживание производится традиционным методом: покупатель выбирает товар, продавец взвешивает отобранный товар, упаковывает его, рассчитывает за покупку. При необходимости производится нарезка товара.