Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального Банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежного обращения и роль Банка России в его организации
1.1 Эволюция и характерные особенности современных денежных систем…5
1.2 Денежная масса и методы ее оценки……………………………………….12
Глава 2. Деятельность Центрального Банка России в регулировании денежного обращения
2.1 Организационная структура и функции Центрального Банка……………19
2.2 Регулирование денежного обращения Центральным Банком……………23
Глава 3. Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации
3.1 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным Банком РФ…………………………………………37
3.2 Направление политики Центрального Банка в области денежного обращения на 2011-2013 года…………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………….....48
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по финансам.docx

— 99.89 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Регулирование денежного  обращения Центральным банком

 

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок  с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

    • объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
    • объем спроса;
    • цена кредита.

Возможность воздействия  на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением  субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного  субъекта регулирования. Во-первых, монополия  на эмиссию банкнот предоставляет  базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы  в целом создает основу для  определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного  обращения повышает значение регулирования  центральным банком именно объема предложения  банковских кредитов. Регулирование  центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине  прежде всего через регулирование  условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности  положения в ней банков, степени  развитости инструментов денежного  рынка, степени включения денежного  рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного  обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения  вслед за изменением, например, объекта  регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности  придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе  меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения  их соотношения или разработки новых  инструментов регулирования.[8, с. 65]

Эволюция методов регулирования  денежного обращения стимулируется  отчасти и его особенностями  как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает  определенные ограничения на условия  денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение  одного из параметров рынка ведет  к изменению состояния всей системы  в направлении достижения рыночного  равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие  регулирующих мер или позволяющем  обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования  денежного обращения можно назвать:

    • достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;
    • изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;
    • интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

Центральный банк имеет в  своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. [1, с. 68]

На разных этапах промышленного  цикла Центральный банк, благодаря  своему положению имеет возможность  либо увеличивать денежную массу  в экономике (проводить кредитную  экспансию), а это впоследствии вызывает увеличение ВНП, либо уменьшать денежную массу (кредитная рестрикция), что  приводит к удорожанию денег и  снижению инвестиций, а как следствие  – к уменьшению ВНП.

Основными методами увеличения или уменьшения денежной массы становится не элементарное «печатание денег» или  фискальное их изъятие, а воздействие  на имеющуюся в стране денежную массу  посредством регулирования денежных потоков у коммерческих банков. На денежном рынке в качестве основных «продавцов» денежных средств выступают  коммерческие банки, покупателей –  корпорации, население, государство. Периодически они могут меняться ролями. Общий  же объем представляемой денежной массы  на рынке зависит от Центрального банка. Выступая как кредитор коммерческих банков, он всегда имеет возможность  увеличить или сократить денежную массу.

Основными методами денежно-кредитной  политики Центрального банка являются:

    • Операции на открытом рынке;
    • Учетно-процентная (дисконтная) политика;
    • Регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

 

     Проводя операции  на открытом рынке и изменяя  учетную ставку, Центральный банк  влияет непосредственно на денежную  базу. Изменение нормы обязательных  резервов, как уже отмечалось, воздействует  на процесс мультипликации.

     Операции на  открытом рынке – купля или  продажа Центральным банком государственных  ценных бумаг, как правило,  на вторичном рынке, так как  подобная деятельность Центрального  банка на первичном рынке носит  инфляционный характер и ограничена  или запрещена законом во многих  странах.

     Покупая ценные  бумаги у частного лица или  коммерческого банка, Центральный  банк увеличивает резервы коммерческих  банков, находящиеся на их корреспондентских  счетах, соответственно растет денежная  база. Получив дополнительные ресурсы,  коммерческие банки увеличивают  объемы выдаваемых кредитов, включается  механизм кредитной эмиссии и  сопровождающего ее мультипликативного  распределения денежной массы:

 

                                        ∆M = m*∆B.

     Если Центральный  банк продает ценные бумаги, то  процесс протекает в обратном  направлении и происходит уменьшение  денежной массы.

     Операции на  открытом рынке, как метод денежно-кредитного  регулирования, значительно отличаются  от двух других. Главное отличие  - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная  ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением  политики центрального банка.  Коммерческие банки, учитывая  указанную особенность данного  метода, должны внимательно следить  за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения  ликвидности.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают  быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета [1, с. 69].

Выпуск государственных  ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности  использования денежных средств  непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют  спекулятивный характер, и это  ведет к повышению стоимости  денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и  т.д. Поэтому выпуск государственных  ценных бумаг должен согласовываться  с общими принципами денежно-кредитной  политики. Необходимы точные расчеты  основных параметров выпуска государственных  ценных бумаг

     Изменение  учетной ставки. Увеличение ресурсов  коммерческий банков может также  происходить, если Центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим  банкам. Процесс кредитования коммерческих  банков Центральным банком называется  рефинансированием. Ставка, по которым  Центральный банк выдает кредиты  коммерческим банкам, называется  учетной ставкой (если кредит  в основном предоставляется в  форме учета векселей) или ставкой  рефинансирования (при других методах  кредитования).

     Ссуды Центрального  банка попадают на резервные  счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

     Повышение  учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые  банки могут получить путем  заимствований у Центрального  банка, что приводит к сокращению  из объемов, а следовательно,  к уменьшению ссудных операций  коммерческих операций. В то же  время, приобретая более дорогие  ресурсы, банки повышают свои  ставки по кредитам. Условия кредитования  ухудшаются, кредиты становятся  менее доступными, происходят кредитное  сжатие и удорожание денег.  Предложение денег в экономике  снижается.

      Снижение  учетной ставки косвенно способствует  росту денежной массы в обращении.

     Мы видим,  что изменение официальной процентной  ставки оказывает влияние на  кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих  банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность  кредитных учреждений. Во-вторых, изменение  официальной ставки означает  удорожание или удешевление кредита  коммерческих банков для клиентуры,  так как происходит изменение  процентных ставок по активным  кредитным операциям.

     Также изменение  официальной ставки центрального  банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки  вносить необходимые коррективы  в свою деятельность.

     Недостатком  использования рефинансирования  при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот  метод затрагивает лишь коммерческие  банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется  не в центральном банке, то  указанный метод почти полностью  теряет свою эффективность.

     Центральный  банк  проводит  политику учетной  ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок своего баланса.

     Когда банк  берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое  обязательство, обычно обеспеченное  государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС  взыскивает процентные платежи,  размер которых определяется  процентной ставкой.

     Давая ссуду,  ФРС увеличивает резервы коммерческого  банка, причем для ее поддержания  не нужны обязательные резервы,  т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его  способность к кредитованию.

     Если ФРС  уменьшает учетную ставку,  то  это поощряет банки к приобретению  дополнительных резервов путем  заимствования у  ФРС. В   этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных  учреждений ограничить предложение  денег.

     Изменив учетную  ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков.  Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму,  необходимую государству.  В своей  дисконтной политике Центральный  Банк  может играть лишь пассивную  роль. Только в операциях на  открытом рынке центральный банк  может играть активную роль. Но  никогда не стоит недооценивать   роль учетной ставки:  изменяя  ее,  центральный банк имеет  большую силу для того,  чтобы  оказать ограничивающее влияние  на банки. И  все  же  по эффективности применения  политика учетной ставки стоит  после операций на открытом  рынке.

     Изменение  нормы обязательных резервов. Обязательные  резервы – это часть суммы  депозитов, которую коммерческие  банки должны хранить на специальных  счетах в Центральном банке  и не могут использовать для  осуществления активных операций, и прежде всего кредитовании.

     Впервые практика  обязательных резервов была официально  введена в 1913г. в США при  создании ФРС. Впоследствии ФРС  получила право пересматривать  норму обязательных резервов.

     После второй  мировой войны принцип изменяющихся  обязательных резервов был введен  центральными банками многих  развитых стран.

     Обязательные  резервы представляют собой минимальный  размер резервов, которые должны  иметь коммерческие банки, и  выполняют две функции. Во-первых, они должны обеспечивать необходимый  уровень ликвидности коммерческих  банков для бесперебойного выполнения  платежных обязательств по возвращению  депозитов вкладчикам и проведения  расчетов с другими банками.  Периодическим изменением нормы  обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально  допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации. Во-вторых, они являются инструментом Центрального  банка для регулирования денежной  массы. Изменение нормы обязательных  резервов непосредственно влияет  на величину кредитно-финансового  потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных  резервов, тем меньше сумма ресурсов  для выдачи кредитов, тем меньше  кредитная эмиссия. Кредитные  институты могут расширять ссудные  операции, если их обязательные  резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте  (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной  рестрикции путем увеличения  нормативов отчисления, то есть  процента резервирования средств  в Центральном Банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций.

Информация о работе Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации