На предложение
денег в экономике изменение
нормы обязательных резервов
влияет через изменение денежного
мультипликатора. Увеличение нормы
обязательных резервов уменьшает
денежный мультипликатор и снижает
степень воздействия коммерческих
банков на объем денежной массы
в обращении. Понижение резервных
требований высвобождает часть
ресурсов коммерческих банков
для осуществления кредитных
операций, усиливает мультипликационный
эффект и приводит к росту
предложения денег.
Изменение
нормы обязательных резервов
влияет на рентабельность кредитных
учреждений. Так, в случае увеличения
обязательных резервов происходит
как бы недополучение прибыли.
Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит
наиболее эффективным антиинфляционным
средством.
Недостаток
этого метода заключается в
том, что некоторые учреждения,
в основном специализированные
банки, имеющие незначительные
депозиты, оказываются в преимущественном
положение по сравнению с коммерческими
банками, располагающими большими
ресурсами.
В последние
полтора-два десятилетия произошло
уменьшение роли указанного метода
кредитно-денежного регулирования.
Об этом говорит тот факт, что
повсеместно (в западных странах)
происходит снижение нормы обязательных
резервов и даже ее отмена
по некоторым видам депозитов.
В современных
условиях в различных странах
основные инструменты денежно-кредитной
политики используются с разной
степенью активности. Например, в
развитых странах наблюдается
тенденция к отходу от активного
использования резервных требований
Центрального банка в качестве
регулирующего инструмента. Практика
показала, что использовать этот
инструмент необходимо очень
осторожно вследствие его жесткости.
Норма обязательных
резервов не может часто изменяться,
так как это нарушает конкурентное
равновесие между банками и
другими финансовыми посредниками.
Изменение нормы обязательных резервов
может вызвать резкие изменения в объеме
“работающих” активов банков и повлиять
на их финансовое состояние.
При увеличении
резервных требований коммерческие
банки вынуждены держать большую
долю активов в форме, не
приносящей процентов, и тем
самым нести потери из-за падения
своей доходности. В связи с
этим центральные банки, заинтересованные
в устойчивости банковской системы,
прибегают к изменению нормы
обязательных резервов очень
редко или вообще стараются
ее не изменять.
Использование
учетной ставки (ставки рефинансирования)
в качестве инструмента денежно-кредитной
политики также имеет свои
особенности. Дело в том, что
объем кредитов, получаемых коммерческими
банками в центральных банках,
обычно составляет незначительную
долю привлекаемых ими средств.
Поэтому изменение учетной ставки
– прежде всего индикатор денежной
политики Центрального Банка.
В условиях стабильного экономического
развития, как правило, не происходит
резкого изменения курса, а,
следовательно, и частного изменения
учетной ставки. Иногда даже, как,
например, в США, учетная ставка
изменяется вслед за движением
процентных ставок на рынке
капиталов, с тем, чтобы разница
между учетной ставкой и рыночной
ставкой была не слишком велика.
Таким образом, в развитых странах
основным активным инструментом
оперативного регулирования предложения
денег в экономике являются
операции на открытом рынке.
Следующим инструментом, при
помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную
политику, является процентная политика
по операциям Банка России, т.е. политика
учетной ставки. Учетная ставка –
это процент, под который Центральный
банк предоставляет кредиты коммерческим
банкам, выступая как кредитор в
последней инстанции. Причем Центральный
банк предоставляет этот кредит не
всем желающим банкам, а лишь тем, кто
имеет прочное финансовое положение,
но терпит временные трудности. Учетную
ставку устанавливает Центральный банк.
Уменьшение ее делает для коммерческих
банков займы резервных фондов дешевыми.
Коммерческие банки стремятся получить
кредит. При этом увеличиваются избыточные
резервы коммерческих банков, вызывая
мультипликационное увеличение количества
денег в обращении. И наоборот, увеличение
учетной ставки делает займы резервных
фондов невыгодными. Более того, некоторые
коммерческие банки, имеющие заемные резервы,
пытаются возвратить их, так как они становятся
очень дорогими. Сокращение банковских
резервов приводит к мультипликационному
сокращению денежного предложения. Изменение
ставки рефинансирования, вызывая соответствующее
изменение рыночного процента, отражается
на состоянии платежного баланса и валютного
курса. Повышение ставки способствует
привлечению в страну иностранного краткосрочного
капитала, а в итоге активизирует платежный
баланс, увеличивается предложение иностранной
валюты, соответственно снижается курс
национальной валюты. Снижение ставки
приводит к противоположным результатам. [10, с. 66]
В целом
же методы и инструменты денежно-кредитной
политики в той или иной
стране определяются сложившимися
традициями или законами и
зависят от степени развития
кредитно-банковской системы, а
также финансовых рынков.
С помощью
денежно-кредитного регулирования
государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать
рост инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство использует
кредит для стимулирования капиталовложений
в различные отрасли экономики
страны.
Нужно отметить,
что денежно-кредитная политика
осуществляется как косвенными (экономическими),
так и прямыми (административными)
методами воздействия. Различие
между ними состоит в том,
что центральный банк либо
оказывает косвенное воздействие
через ликвидность кредитных
учреждений, либо устанавливает
лимиты в отношении количественных
и качественных параметров деятельности
банков.
Возложенную на него функцию
контроля за денежным обращением
центральный банк может осуществлять
в нескольких формах. Во-первых, только
ему подчинена денежная эмиссия.
Здесь надо заметить, что для
эффективного выполнения центральным
банком своих задач необходимо
исключить возможность любого
давления со стороны правительства
либо других государственных
структур для осуществления своей
политики или ведения других
операций, так как подобное вмешательство
может вызвать бесконтрольное
увеличение ликвидности банковской
системы. В подавляющем большинстве
стран есть специальный закон
о Центральном (Национальном, Федеральном
резервном, др. - от названия не
меняется сущность) банке, устанавливающий
его независимость от правительства,
главы государства и парламента.
Но, естественно, мероприятия ЦБ
проводятся по согласованию с
правительством и в рамках
общей национальной политики.
Во-вторых, центральный банк осуществляет
косвенный контроль над денежной
массой через воздействие на
процентную ставку - норму минимальных
обязательных резервов на счетах
в центральном банке для коммерческих
банков, который осуществляется
законодательно, с дифференциацией
по видам депозитов и кредитных
институтов.
Для понимания этой операции
необходимо остановиться подробнее
на таком термине, как банковская
ликвидность, то есть способность
превращаться в наличные деньги.
Совокупная ликвидность банковской
системы обеспечивается центральным
банком путем обмена платежных
исков к нему самому на долгосрочные
активы коммерческих банков (в
реальной практике в качестве
залога). Таким образом, ЦБ выступает
в роли «последнего кредитора
в критической ситуации». Эта
операция позволяет коммерческим
банкам-держателям неликвидов удовлетворять
требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности
при низкой норме процента
прежде всего расширяет спрос
на кредиты и государственные
ценные бумаги со стороны частного
сектора, а также стимулирует рост расходов
частных лиц на товары и услуги, вызывает
повышение уровня экономической активности,
то есть оказывает давление на рост цен,
уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение
нормы минимальных обязательных резервов
путь к уменьшению ликвидности банковской
системы, ограничению кредитных операций
и, как конечный результат, вызывает сокращение
темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной
ликвидности центральный банк
в соответствии с целями национальной
политики, кроме изменения нормы
процентной ставки, прибегает к
ряду других методов, осуществляя
прямое финансирование правительственных
расходов, покупая ценные бумаги,
ведя операции на открытом
рынке.
В-третьих, это сокращение кредита,
неизбежное в условиях высокого
уровня притока капитала из-за
границы. Необходимо отметить, что
долгосрочные сберегательные активы
небанковских структур тоже могут
колебаться. Поэтому кредитная экспансия
только частично увеличивает
количество денежной массы, а
сокращение объемов предоставляемых
кредитов лишь частично ее
уменьшает.
В целом можно сказать, что влияние ЦБ
значительно, но отнюдь не имеет определяющего
значения. Проводя политику по обузданию
инфляции в масштабах целого государства,
необходимо помнить, что денежные отношения
не оторваны от других сфер экономической
и социальной жизни страны. Активные действия,
проводимые исключительно в рамках возможностей
ЦБ, без других комплексных мер могут не
иметь должного действия, и даже вызвать
обратный эффект. Ограничение эмиссии,
повышение минимальных обязательных резервов
и уменьшение спроса на кредиты, особенно
в условиях олигополистической структуры
рынка, может привести к сокращению инвестиций
и объемов производства.
Тем не менее, повышение регулирующей
роли ЦБ - важная предпосылка успеха.
Необходимо предоставить ему
самостоятельность в осуществлении
денежной политики, законодательно закрепленную
возможность контролировать каналы, по
которым возникает нагнетание денежного
обращения в стране, в то же время, обеспечив
согласованность его мероприятий с общей
политикой, проводимой правительством.
В условиях экономического кризиса,
неразвитости рыночных отношений,
слабости денежной и кредитно-финансовой
системы центральный банк неизбежно
будет пользоваться жесткими
административными методами регулирования,
и только в перспективе
- переход к косвенному регулированию,
в том числе через установление
целевых ориентиров.
Глава 3. Основные направления
оптимизации анализа денежного
обращения в Российской Федерации.
3.1. Анализ применяемых методов
регулирования налично-денежного обращения
Центральным Банком РФ.
В 2010 году реализация
денежно-кредитной политики происходит
в условиях, когда основные последствия
наиболее острой фазы мирового
финансово-экономического кризиса
преодолены, но российская экономика
еще не вышла на траекторию
устойчивого роста. Масштабные
антикризисные меры, принятые Правительством
Российской Федерации и Банком
России в 2008 - 2009 годах, позволили
преодолеть дефицит ликвидности
и не допустить дестабилизации
функционирования банковской системы.
Наметившееся улучшение основных
макроэкономических показателей
и индикаторов финансовой системы
позволило Банку России приступить
к постепенному сворачиванию мер, которые
были введены им в острую фазу кризиса.
Вместе с тем неустойчивое восстановление
экономической активности и медленный
рост банковского кредитования определяют
задачу поддержания и расширения совокупного
спроса.
Процентная политика.
В условиях
замедления инфляции и снижения
инфляционных ожиданий Банк России
в первой половине 2010 года продолжил
начатое в апреле 2009 года снижение
процентных ставок по своим
операциям, направленное на уменьшение
стоимости заимствований в экономике,
стимулирование кредитной активности
и экономического роста, а также
ограничение притока краткосрочного
спекулятивного капитала. К началу
июня 2010 года Совет директоров
Банка России 4 раза принимал решение
о снижении ставки рефинансирования
и ставок по отдельным операциям.
В условиях
сложившегося в банковском секторе
структурного избытка ликвидности
ключевое значение для формирования
динамики процентных ставок на
денежном рынке приобрели процентные
ставки по депозитным операциям
Банка России. Для повышения эффективности
процентной политики и сокращения
волатильности ставок межбанковского
рынка Банк России с 29 марта
2010 года возобновил проведение
депозитных операций по фиксированной
процентной ставке на условии
"овернайт", а в сентябре
продлил время приема заявок
кредитных организаций о заключении
сделок по ним с использованием
системы "Рейтерс-Дилинг". После
выравнивания процентных ставок
по депозитным операциям на
условиях "овернайт", "том-некст",
"спот-некст" и "до востребования"
с 1.06.2010 единая процентная ставка
по этим видам депозитов стала
формировать нижнюю границу коридора
процентных ставок Банка России,
а его ширина при этом сократилась
на 0,25 процентного пункта.