В июне 2010 года
процентные ставки денежного
рынка вышли на уровень, обеспечивающий
приемлемый баланс между доступностью
заемных средств и инфляционными
рисками и являющийся нейтральным
относительно трансграничного движения
краткосрочного капитала. Это позволило
Совету директоров Банка России в июне
- октябре принять решения о сохранении
на неизменном уровне ставки рефинансирования
и процентных ставок по операциям Банка
России.
При этом учитывалась
необходимость сохранения стимулирующей
денежно-кредитной политики для
поддержки внутренних факторов
роста.
В июне - октябре
2010 года ситуация на денежном
рынке оставалась спокойной, процентные
ставки в основном находились
вблизи нижней границы коридора
процентных ставок по операциям
Банка России. В частности, средневзвешенная
ставка MIACR по однодневным кредитам
в рублях, составлявшая в январе
2010 года 4,0% годовых, с июня по
сентябрь находилась на уровне
2,6% годовых, в октябре - 2,7% годовых.
В августе -
сентябре было отмечено ускорение
роста потребительских цен, вызванное
увеличением инфляционных ожиданий
в условиях неопределенности
оценок последствий воздействия
аномальных погодных условий
на производство сельскохозяйственной
продукции и ростом цен на
зерно на мировом рынке. Однако,
по мнению Банка России, это
не является достаточным основанием
для того, чтобы сделать вывод
о негативном влиянии последствий
указанных ценовых шоков на
инфляционные процессы в среднесрочной
и долгосрочной перспективе.
Денежное предложение.
Динамика денежной
массы определяет инфляционные
риски в средне- и долгосрочный
период. Достаточно продолжительное
(в течение предыдущих двух
лет) снижение годовых темпов
роста денежной массы ограничивало
давление со стороны денежных
факторов на динамику инфляции
в 2009 году и первой половине
2010 года.
Оживление экономики,
укрепление рубля (преимущественно
в I квартале 2010 года), а также замедление
инфляции обусловливали продолжение
начавшегося в предыдущем году
увеличения спроса на деньги.
Росло и денежное предложение. После острой
фазы финансово-экономического кризиса
рост денежной массы во многом носил восстановительный
характер и на 1.10.2010 годовой темп прироста
денежного агрегата М2 составил 31,2%. Оценка
темпов прироста денежного агрегата М2
в целом за 2010 год повышена до 25 - 28%.
В настоящее
время Банк России считает,
что инфляционные риски, обусловленные
монетарными факторами, находятся
на приемлемом уровне. Повышение
гибкости курсообразования и
уменьшение дефицита федерального
бюджета способствовали снижению
инфляционных рисков, связанных
с формированием денежного предложения.
Курсовая динамика
оказывала заметное влияние на
выбираемую экономическими агентами
валютную структуру финансовых
активов. По предварительным оценкам
платежного баланса Российской
Федерации, объем наличной иностранной
валюты вне банков за девять
месяцев 2010 года сократился на
13,0 млрд. долларов США. Согласно
предварительным данным, объем депозитов
в иностранной валюте в долларовом
эквиваленте за январь - сентябрь
2010 года сократился на 6,1%, в то
время как за аналогичный период
предыдущего года этот показатель
возрос на 15,6%. В результате доля
депозитов в иностранной валюте
в структуре денежного агрегата
М2Х (включающего депозиты в
иностранной валюте) снизилась до
16,8% на 1.10.2010 (на 1.10.2009 - 22,1%). Тем не
менее годовые темпы прироста
широкой денежной массы М2Х
в январе - сентябре 2010 года увеличивались
и, по предварительным данным,
на 1.10.2010 составили 22,9%.
С марта 2010 года
на увеличение совокупного денежного
предложения стало оказывать
влияние банковское кредитование
реального сектора экономики.
Смягчение денежно-кредитной политики
приводило к постепенному уменьшению
стоимости заемных средств для
нефинансового сектора экономики.
Так, средневзвешенная процентная
ставка по рублевым кредитам
нефинансовым организациям на
срок до 1 года снизилась с 14,7%
годовых в сентябре 2009 года до 9,7% годовых
в сентябре 2010 года, на срок свыше 1 года
- с 15,3 до 11,0% годовых соответственно.
Помимо снижения
стоимости кредитов расширению
кредитной деятельности способствовали
некоторое оживление спроса на
кредитные ресурсы со стороны
нефинансовых заемщиков в условиях
начавшегося восстановления экономической
активности, рост депозитной базы
кредитных организаций, реализация
механизма государственных гарантий
по банковским кредитам нефинансовым
организациям, поддержка ипотечного
кредитования и программа субсидирования
процентных ставок по автокредитам.
Объем задолженности
по кредитам нефинансовым организациям
в рублях и иностранной валюте
(в рублевом выражении) за январь
- сентябрь 2010 года увеличился на
8,7%, по кредитам физическим лицам
- на 8,3%. Вместе с тем в настоящее
время более быстрый рост кредитов
реальному сектору экономики
сдерживается рядом факторов.
Продолжается
рост просроченной задолженности
по банковским кредитам нефинансовым
организациям и физическим лицам,
однако в 2010 году он был менее
интенсивным, чем в 2009 году. Объем
просроченной задолженности нефинансовых
организаций за январь - сентябрь
2010 года возрос на 7,3%, физических
лиц - на 18,8%. Сохраняющаяся повышенная
неопределенность и кредитные
риски удерживают на относительно
высоком уровне премии за риск,
входящие в рыночную стоимость
заимствований.
Объем денежной
базы в широком определении
(денежная база в широком определении
включает выпущенные в обращение Банком
России наличные деньги (с учетом остатков
средств в кассах кредитных организаций),
средства на счетах обязательных резервов,
депонируемых кредитными организациями
в Банке России, средства на корреспондентских
счетах в валюте Российской Федерации
(включая усредненные остатки обязательных
резервов) и депозитных счетах кредитных
организаций в Банке России, вложения
кредитных организаций в облигации Банка
России (по рыночной стоимости)), характеризующий
денежное предложение со стороны органов
денежно-кредитного регулирования, за
январь - сентябрь 2010 года увеличился на
10,2% (за соответствующий период 2009 года
он снизился на 13,9%). Годовой темп прироста
широкой денежной базы на 1.10.2010 составил
48,3% (на 1.10.2009 ее объем сократился по сравнению
с аналогичной датой предыдущего года
на 9,7%). Опережающий рост денежной базы
по сравнению с денежной массой отражает
снижение денежного мультипликатора,
составившее за рассматриваемый период
11,6%. Такая динамика стала следствием существенного
роста уровня ликвидности банковского
сектора: отношение совокупных банковских
резервов (совокупные резервы кредитных
организаций включают остатки наличных
денег в кассах кредитных организаций,
средства на счетах обязательных резервов,
депонируемых кредитными организациями
в Банке России, средства на корреспондентских
счетах в валюте Российской) к депозитам,
включаемым в состав денежной массы (М2),
возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010.
Это отражает потенциальную возможность
расширения банковского кредитования.
Изменение динамики денежной базы по сравнению
с предыдущим годом было обусловлено главным
образом ускорением роста международных
резервов органов денежно-кредитного
регулирования. За январь - сентябрь 2010
года объем чистых международных резервов
в долларовом эквиваленте, рассчитанный
по фиксированным курсам валют к доллару
США, повысился на 14,4% (на 0,7% за тот же период
2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной
валюты Банком России на внутреннем валютном
рынке в январе - сентябре 2010 года составил
44,5 млрд. долларов США, в результате чего
в банковский сектор поступила ликвидность
в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный
канал в текущем году оказывал сдерживающее
влияние на рост денежной базы вследствие
формирования профицита расширенного
бюджета (в январе - августе текущего года
его величина по отношению к ВВП составила
0,9% по сравнению с дефицитом в размере
2,3% ВВП в январе - августе 2009 года). В этих
условиях чистый кредит расширенному
правительству со стороны органов денежно-кредитного
регулирования за январь - сентябрь 2010
года сократился на 129,0 млрд. рублей.
С учетом фактически
складывающихся тенденций Банк
России уточнил параметры денежной
программы на 2010 год. В целом,
ожидаемые на конец года показатели
близки к значениям параметров
денежной программы по IV варианту,
представленному в "Основных
направлениях единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010
год и период 2011 и 2012 годов"
и соответствующему среднегодовой
цене на нефть сорта "Юралс"
80 долларов США за баррель.
Прирост денежной базы в узком
определении в 2010 году оценивается
в 26%, и на конец 2010 года ее
объем может составить 5,9 трлн.
рублей (в IV варианте программы
- тот же объем). Прирост чистых
международных резервов органов
денежно-кредитного регулирования
в 2010 году в соответствии с
прогнозом платежного баланса
может составить 1,9 трлн. рублей (2,0
трлн. рублей исходя из IV варианта
денежной программы на 2010 год). Прирост
чистого кредита расширенному
правительству со стороны Банка
России в 2010 году оценивается
в 0,8 трлн. рублей (в IV варианте
денежной программы на 2010 год
- 0,9 трлн. рублей).
3.2. Направление политики Центрального
Банка в области денежного обращения на
2011-2013 года.
В соответствии
со сценарными условиями функционирования
экономики Российской Федерации
и основными параметрами прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов
Правительство Российской Федерации
и Банк России определили задачу
снизить инфляцию в 2011 году
до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году
- до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь
к декабрю предыдущего года). Указанной
цели по инфляции на потребительском
рынке соответствует базовая инфляция
на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году
и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по
денежной программе на 2011 - 2013 годы
осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих
целевым ориентирам по инфляции,
прогнозной динамике ВВП и
валютных курсов, а также прогнозных
показателей платежного баланса
и параметров проекта Федерального
закона "О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов".
В соответствии
с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации
ожидается, что в 2011 году экономический
рост будет обеспечиваться за
счет как внешних факторов, связанных
с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала,
так и внутренних, включая рост
внутреннего спроса и постепенное
восстановление кредитования банками
реального сектора российской
экономики. Тем не менее в
соответствии с прогнозными оценками
в 2011 - 2013 годах не ожидается
существенного увеличения темпов
экономического роста по сравнению
с 2010 годом. При снижающейся
инфляции это обусловит замедление
роста трансакционной составляющей
спроса на деньги. В то же
время стабильный курс рубля
будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как
средство сбережения. В зависимости
от вариантов прогноза прирост
денежного агрегата М2 в 2011
году может составить 11 - 23%, в
2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России
разработал три варианта денежной
программы в зависимости от
основных параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на период
2011 - 2013 годов. При этом второй
вариант базируется на макроэкономических
показателях, использованных при
формировании проекта федерального
бюджета на 2011 год и плановый
период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста
денежной базы в узком определении,
рассчитанные исходя из необходимости
достижения целевых показателей
по инфляции и соответствующие
оценкам динамики экономического
роста и валютного курса, в зависимости
от варианта программы могут составить
в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году
- 9 - 13%.
При предполагаемом
в прогнозный период ослаблении
платежного баланса и повышении
гибкости курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все
в большей степени будет формироваться
за счет увеличения чистых
внутренних активов (ЧВА) органов
денежно-кредитного регулирования
при уменьшении роли чистых
международных резервов (ЧМР). При
этом важное значение для реализации
денежно-кредитной политики будет
иметь предполагаемое изменение
чистого кредита банкам, которое,
согласно прогнозу, в 2011 году будет
происходить за счет увеличения
объема свободной ликвидности
банковского сектора, а в 2012
- 2013 годах - за счет ее сокращения.
При этом по первому варианту
программы предполагается также
значительный рост валового кредита
банкам к концу прогнозного
периода.
Планируемое в
2011 - 2013 годах сокращение дефицита
федерального бюджета, в том
числе монетарных источников
его финансирования, будет способствовать
ограничению воздействия бюджетного
канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе
в соответствии с первым сценарием
социально-экономического развития,
в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли
бюджета в формировании денежного
предложения.
В рамках первого
варианта денежной программы,
рассчитанного исходя из значительного
снижения цен на нефть - до 60
долларов США за баррель, снижение
ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей
в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012
году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения
роста денежной базы на уровне,
соответствующем параметрам данного
варианта программы, увеличение
ЧВА должно составить в 2011 году 0,7
трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн.
рублей соответственно.