Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального Банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежного обращения и роль Банка России в его организации
1.1 Эволюция и характерные особенности современных денежных систем…5
1.2 Денежная масса и методы ее оценки……………………………………….12
Глава 2. Деятельность Центрального Банка России в регулировании денежного обращения
2.1 Организационная структура и функции Центрального Банка……………19
2.2 Регулирование денежного обращения Центральным Банком……………23
Глава 3. Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации
3.1 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным Банком РФ…………………………………………37
3.2 Направление политики Центрального Банка в области денежного обращения на 2011-2013 года…………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………….....48
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по финансам.docx

— 99.89 Кб (Скачать файл)

    Как предусмотрено  "Основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на 2011 год  и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на  нефть ниже 75 долларов США за  баррель для финансирования бюджетного  дефицита возможно использование  средств Фонда национального  благосостояния в объемах, превышающих  показатели, предусмотренные проектом  федерального бюджета. Данный  сценарий может быть реализован  в рамках первого варианта  программы. При этом объем чистого  кредита расширенному правительству  может увеличиться на 0,9 трлн. рублей  как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе,  в 2011 году такое увеличение  чистого кредита расширенному  правительству с учетом динамики  ЧМР может вызвать необходимость  уменьшения чистого кредита банкам  на 0,2 трлн. рублей и осуществления  Банком России операций по  дополнительной стерилизации свободной  банковской ликвидности. Однако  в 2012 и 2013 годах в рамках  первого варианта будет необходима  активизация других источников  роста денежного предложения:  прогнозируется увеличение чистого  кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет  сокращения объемов свободных  денежных средств в банковском  секторе, а в 2013 году - также  за счет увеличения валового  кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

    Во втором варианте  денежной программы, предполагающем  умеренный рост цен на нефть  в рамках прогнозного периода,  соответствующий показателям прогноза  платежного баланса прирост ЧМР  составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в  2013 году он будет близок к  нулевому.

    В 2011 и 2012 годах  указанный прирост ЧМР будет  частично компенсирован сокращением  ЧВА, которое с учетом динамики  денежной базы, определенной в  соответствии с ориентирами по  инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

    В условиях  предполагаемого по данному варианту  сокращения дефицита федерального  бюджета и изменения источников  его финансирования ожидается,  что динамика чистого кредита  расширенному правительству не  окажет существенного влияния  на ЧВА: в 2011 году объем чистого  кредита расширенному правительству  возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в  2012 и 2013 годах он будет снижаться  примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

    При прогнозируемой  динамике кредита расширенному  правительству в 2011 году сокращение  ЧВА будет обеспечено за счет  изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый  для увеличения денежного предложения  прирост ЧВА будет обеспечен  за счет повышения чистого  кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

    В соответствии  с третьим вариантом денежной  программы, основанным на предположении  о существенном росте цен на  нефть, в 2011 году прогнозируется  увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и  1,0 трлн. рублей соответственно. При  этом с учетом оцениваемой  динамики денежной базы ожидается,  что сокращение ЧВА по данному  варианту должно составить в  2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост  ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

    С учетом предполагаемой  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры и более значительного  роста ВВП по данному варианту  можно ожидать более существенного,  чем по второму варианту, увеличения  остатков средств на бюджетных  счетах в Банке России, что  соответствует снижению чистого  кредита расширенному правительству  на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

    Параметры денежной  программы не являются жестко  заданными и могут быть уточнены  при изменении экономической  конъюнктуры и отклонении фактических  значений от исходных условий  формирования вариантов развития  экономики. В целях адекватного  реагирования на изменение состояния  денежно-кредитной сферы и учета  возможных рисков при реализации  денежно-кредитной политики Банк  России будет использовать весь  спектр инструментов, имеющихся  в его распоряжении.

 

 
 
 
 
Заключение

 

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок  с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

- объем предложения денег  в наличной и безналичной формах;

- объем спроса;

- цена кредита.

Возможность воздействия  на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением  субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности  положения в ней банков, степени  развитости инструментов денежного  рынка, степени включения денежного  рынка в процессе интеграции.

Центральный банк России активно  взаимодействует с Правительством РФ: совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику, направленную на защиту и  обеспечение устойчивости рубля.

Высшая цель денежно-кредитной  политики заключается в обеспечении  стабильности цен, эффективности занятости  и росте реального объема ВВП.

Особенности развития экономических  процессов в нашей стране в  последнее время определялись последствиями  финансового кризиса 1998 года, результатом  которых явились девальвация  рубля и резкий рост инфляции, сопровождавшиеся ускорением экономического спада, снижением  уровня жизни населения, кризисом банковской системы, свертыванием основных сегментов финансового рынка.

В этих условиях основными  целями экономической политики стали  преодоление негативных экономических  и социальных последствий кризиса, ограничение темпов инфляции, создание условий для предотвращения снижения производства, максимальное смягчение  социальных проблем, связанных со снижением  уровня жизни населения.

При проведении денежно-кредитной  политики в 2009 году Банк России предполагает использовать не только имеющиеся в  настоящие время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001

2. Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления // Экономист. – 2003. – №4.

3. Букато В. И., Лапидус М. X. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. — М.: Финансы, 2006.

4. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: Практикум. – Москва 2008.

5.  Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. – Москва 2009.

6. Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития// Деньги и кредит, №4, 2007.

7. Казан А.Ю. и др. Финансы и кредит. Учебник. - Екатеринбург, 2006.

8. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Лаптырев Д.А. Система управления финансовыми ресурсами банка. - Издательство: М.: БДЦ-Пресс, 2005.

11. Моисеев С.Р. Анализ эффективности российских банков. - М.: Маркет ДС, 2007.

12. Морозов Ю.В. Банковская система - пути и перспективы развития. //Деньги и кредит, №8, 2005.

13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2013 года. www.cbr.ru

 


Информация о работе Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации