Основы безналичных расчетов и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера при­менения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тен­денция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития пла­тежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналич­ных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУ­ЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАР­ТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

    - простота оформления и прохождения через банк.

    Недостатки:

    - нет должной гарантии платежа;

    - своевременное поступление платежа  поставщику зависит не только  от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления  плательщиком поручений в банк;

    - возможно возникновение взаимной (дебеторско-кредиторской) задолженности, замедление расчетов [1, с.56]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями

    Платежное требование-поручение является платежной  инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором. [2].

    Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

    Первый  экземпляр должен быть оформлен в  установленном порядке подписями лиц поставщика, распоряжающихся счетом, и оттиском печати.

    Покупатель, определив возможность оплаты полученного  платежного требования-поручения, сдает  его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная по платежному требованию-поручению сумма была перечислена со счета плательщика на поставщика. При согласии оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати (на первом и втором экземплярах) и сдает в обслуживающее учреждение банка.

    Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк акцептованные платежные требования-поручения, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

    Платежное требование-поручение принимается  к исполнению банком в сумме, акцептованной  плательщиком. При отсутствии средств  на счете плательщика платежное требование-поручение помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с начислением пени за просрочку платежа (в установленном порядке).

    По  принятым в картотеку №2 требованиям-поручениям в банки поставщиков высылаются извещения о причинах неоплаты.

    В том случае, если на счете плательщика  имеется необходимая для проведения расчетов сумма, банк плательщика производит списание средств со счета плательщика (на основании первого экземпляра) и переводит их в банк поставщика для зачисления на счет поставщика.

    Об  отказе оплатить платежное требование-поручение (в полной или частичной сумме) плательщик уведомляет непосредственно поставщика в порядке и сроки, определенные договором. Традиционными мотивами отказов от акцепта являются:

  • товар не заказан
  • счет бестоварный
  • товар ранее оплачен
  • отсутствует согласованная цена
  • отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика. [7, с. 87].

    Порядок движения документов при расчете платежными требованиями-поручениями представлен на рис.2.

    Рис.2. Документооборот при расчетах платежными требованиями- поручениями

    При расчетах платежными требованиями-поручениями  совершаются следующие операции:

  1. - пересылка платежных требований-поручений и документов на отгрузку продукции (оказание услуг, выполнение работ) 
    покупателю;
  2. - предъявление акцептованных покупателем платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;
  3. - оплата платежного требования-поручения путем списания 
    денежных средств со счета плательщика;
  4. - перечисление платежа в банк поставщика;
  5. - зачисление денежных средств на счет поставщика;

    6 - извещение поставщика о поступлении  на его счет денежных средств. [6, с.60].

    Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями:

    - упрощение документооборота;

    - сокращение издержек по ведению  расчетов;

    - повышается ответственность поставщика  за организацию расчетов (в связи  с тем, что расчетные документы  пересылаются непосредственно покупателю и из привычной схемы документооборота выпадает такое звено, как банк).

    Недостатки  проявляются в:

    - отсутствии гарантии платежа;

    - в возможности замедления оборачиваемости  средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцепта (особенно необоснованных). По существу, рассматриваемой форме расчетов присущи недостатки, которыми страдают расчеты платежными требованиями и платежными поручениями. [1, с.57]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Расчеты платежными требованиями

    Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк. [2].

    Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности:

    1) они применяются после отгрузки  продукции, оказания услуг, выполнения работ;

    2) оплата платежного требования  производится согласия (акцепта)  плательщика;

    3) в основе расчетов лежит система  инкассо, при которой банк поставщика по поручению поставщика востребует (инкассирует)  с покупателя причитающиеся ему денежные суммы и зачисляет на его счет.

    Существует  акцептная или безакцептная форма  инкассо.

    Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.

    Безакцептная  форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

    Акцепт  требований может быть предварительным или последующим. В настоящее время преобладает предварительный акцепт.

    Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования. Если в течение установленного срока в банк не поступит от покупателя отказ от акцепта, производится оплата платежного требования и перевод средств в банк, обслуживающий поставщика.

    Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение установленного срока. Плательщик должен представить в обслуживающий его банк список поставщиков продукции (услуг), с которыми заключены договоры на применение в расчетах платежных требований с последующим акцептом с указанием номера договора и даты его заключения. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на его часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

    Требование  составляется на бланках установленного образца и представляется в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов. Банк, обслуживающий поставщика, приняв платежные требования на инкассо, пересылает их в банк, в котором ведется расчетный счет покупателя, для взыскания платежа.

    Большое значение для документооборота имеет  четкое указание всех реквизитов, обозначенных в платежном требовании. В нем в обязательном порядке указываются:

    - дата и номер договора, предусматривающего  отгрузку товаров и форму расчетов;

    - дата отгрузки или отпуска  продукции (оказания услуг);

    - способ отпуска продукции;

    - обоснование цен на продукцию;

    - другие реквизиты, предусмотренные  формой требования.

    Платежное требование представляется в банк вслед  за отгрузкой продукции (оказанием услуг) в сроки, определенные договором. Требование, не отвечающее правилам, установленным для представления документов в банк, возвращаются без исполнения.

    Платежное требование, поступившее в банк плательщика  из банка поставщика, не принимается к оплате и возвращается в банк поставщика в следующих случаях:

    а)  отсутствия в нем даты и номера договора отгрузки (отпуска) товара (оказания услуг, выполнения работ), а также  даты отгрузки (отпуска) продукции (услуг, работ);

    б) когда невозможно установить плательщика или сумму требования;

    в) при поступлении требования пусть  даже оформленного штампом банка поставщика не через предприятие связи, а непосредственно от представителя поставщика.

    До  наступления срока оплаты платежные  требования хранятся в специальной (срочной) картотеке. Покупателю (плательщику) передается экземпляр платежного требования с указанием срока платежа.

    В случае несогласия с оплатой требования плательщик представляет в банк заявление  об отказе акцепта, однако требуется, чтобы его мотив был обоснован. Отказ может быть полным или частичным. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

    -  отсутствия данной формы расчетов  в договоре;

    - предъявления поставщиком бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически не отгруженных (не отпущенных) покупателю;

    -  предъявления поставщиком платежного  требования за ранее оплаченный товар (услуги);

    - в других случаях, если они  предусмотрены в договоре с  поставщиком.

    При приеме отказов банк обязан проверить  договор на наличие в нем или  подтверждение представленных мотивов  отказа.

    Платежные требования, по которым поступил полный отказ от акцепта, в тот же день изымаются из картотеки и отсылаются в тот банк поставщика, откуда они поступили с указанием мотива отказа от оплаты, поступившего от плательщика. При частичном отказе от акцепта та часть суммы платежного требования, с оплатой которой покупатель согласен, находится в картотеке до наступления срока оплаты.

    При наступлении срока платежа и отсутствии средств на счете плательщика неоплаченные платежные требования передаются в картотеку с просроченным сроком платежа (картотеку №2).

    Оплата  расчетных документов, находящихся  в картотеке №2, производится по мере появления средств на расчетном счете плательщика. Списание средств со счетов плательщиков в этом случае осуществляется в очередности, установленной действующим законодательством Республики Беларусь с начислением пени за просрочку.[1, с. 53].

    Порядок движения документов при расчете платежными требованиями представлен на рис. 3.

    Рис. 3. Документооборот при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом

    1 — отгрузка продукции (оказание  услуг, выполнение работ) и   вручение  или  отсылка  по  почте плательщику товарных и других документов, предусмотренных договором или условиями поставки до сдачи в банк поставщиком платежного требования;

  1. — предоставление комплекта расчетных документов постав 
    щиком в обслуживающий его банк (сдача на инкассо), а в случае 
    согласования с предприятием банки разрешают направление пла 
    тежного требования непосредственно в банк плательщика, минуя 
    банк поставщика с целью ускорения расчетов;
  2. — проверка и пересылка платежных требований в банк по 
    купателя;
  3. — установление банком покупателя сроков акцепта, оплаты 
    платежных требований вручение экземпляра платежного требова 
    ния плательщику;
  4. — согласие плательщика на оплату платежного требования 
    или отказ от акцепта;
  5. — оплата платежных требований путем снятия денег со счета 
    плательщика (при согласии покупателя на оплату) или возврат 
    платежных требований в банк поставщика (в случае отказа от

диплом ОБР1.doc

— 488.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к курсовой.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Операции с пластиковыми карточками.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

показатели функционирования платежной системы.doc

— 137.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации