Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера применения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тенденция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития платежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналичных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
простота оформления и
Недостатки:
- нет должной гарантии платежа;
-
своевременное поступление
-
возможно возникновение
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором. [2].
Платежное
требование-поручение
Первый
экземпляр должен быть оформлен в
установленном порядке
Покупатель, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная по платежному требованию-поручению сумма была перечислена со счета плательщика на поставщика. При согласии оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати (на первом и втором экземплярах) и сдает в обслуживающее учреждение банка.
Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк акцептованные платежные требования-поручения, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.
Платежное
требование-поручение
По принятым в картотеку №2 требованиям-поручениям в банки поставщиков высылаются извещения о причинах неоплаты.
В том случае, если на счете плательщика имеется необходимая для проведения расчетов сумма, банк плательщика производит списание средств со счета плательщика (на основании первого экземпляра) и переводит их в банк поставщика для зачисления на счет поставщика.
Об отказе оплатить платежное требование-поручение (в полной или частичной сумме) плательщик уведомляет непосредственно поставщика в порядке и сроки, определенные договором. Традиционными мотивами отказов от акцепта являются:
Порядок движения документов при расчете платежными требованиями-поручениями представлен на рис.2.
Рис.2. Документооборот при расчетах платежными требованиями- поручениями
При расчетах платежными требованиями-поручениями совершаются следующие операции:
6
- извещение поставщика о
Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями:
- упрощение документооборота;
-
сокращение издержек по
-
повышается ответственность
Недостатки проявляются в:
- отсутствии гарантии платежа;
-
в возможности замедления
2.3. Расчеты платежными требованиями
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк. [2].
Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности:
1)
они применяются после
2) оплата платежного требования производится согласия (акцепта) плательщика;
3)
в основе расчетов лежит
Существует акцептная или безакцептная форма инкассо.
Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон.
Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.
Акцепт требований может быть предварительным или последующим. В настоящее время преобладает предварительный акцепт.
Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования. Если в течение установленного срока в банк не поступит от покупателя отказ от акцепта, производится оплата платежного требования и перевод средств в банк, обслуживающий поставщика.
Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение установленного срока. Плательщик должен представить в обслуживающий его банк список поставщиков продукции (услуг), с которыми заключены договоры на применение в расчетах платежных требований с последующим акцептом с указанием номера договора и даты его заключения. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на его часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.
Требование составляется на бланках установленного образца и представляется в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов. Банк, обслуживающий поставщика, приняв платежные требования на инкассо, пересылает их в банк, в котором ведется расчетный счет покупателя, для взыскания платежа.
Большое значение для документооборота имеет четкое указание всех реквизитов, обозначенных в платежном требовании. В нем в обязательном порядке указываются:
- дата и номер договора, предусматривающего отгрузку товаров и форму расчетов;
- дата отгрузки или отпуска продукции (оказания услуг);
- способ отпуска продукции;
- обоснование цен на продукцию;
-
другие реквизиты,
Платежное требование представляется в банк вслед за отгрузкой продукции (оказанием услуг) в сроки, определенные договором. Требование, не отвечающее правилам, установленным для представления документов в банк, возвращаются без исполнения.
Платежное требование, поступившее в банк плательщика из банка поставщика, не принимается к оплате и возвращается в банк поставщика в следующих случаях:
а) отсутствия в нем даты и номера договора отгрузки (отпуска) товара (оказания услуг, выполнения работ), а также даты отгрузки (отпуска) продукции (услуг, работ);
б) когда невозможно установить плательщика или сумму требования;
в) при поступлении требования пусть даже оформленного штампом банка поставщика не через предприятие связи, а непосредственно от представителя поставщика.
До наступления срока оплаты платежные требования хранятся в специальной (срочной) картотеке. Покупателю (плательщику) передается экземпляр платежного требования с указанием срока платежа.
В случае несогласия с оплатой требования плательщик представляет в банк заявление об отказе акцепта, однако требуется, чтобы его мотив был обоснован. Отказ может быть полным или частичным. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
-
отсутствия данной формы
-
предъявления поставщиком
-
предъявления поставщиком
- в других случаях, если они предусмотрены в договоре с поставщиком.
При приеме отказов банк обязан проверить договор на наличие в нем или подтверждение представленных мотивов отказа.
Платежные требования, по которым поступил полный отказ от акцепта, в тот же день изымаются из картотеки и отсылаются в тот банк поставщика, откуда они поступили с указанием мотива отказа от оплаты, поступившего от плательщика. При частичном отказе от акцепта та часть суммы платежного требования, с оплатой которой покупатель согласен, находится в картотеке до наступления срока оплаты.
При наступлении срока платежа и отсутствии средств на счете плательщика неоплаченные платежные требования передаются в картотеку с просроченным сроком платежа (картотеку №2).
Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке №2, производится по мере появления средств на расчетном счете плательщика. Списание средств со счетов плательщиков в этом случае осуществляется в очередности, установленной действующим законодательством Республики Беларусь с начислением пени за просрочку.[1, с. 53].
Порядок движения документов при расчете платежными требованиями представлен на рис. 3.
Рис. 3. Документооборот при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом
1
— отгрузка продукции (
Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации