Основы безналичных расчетов и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера при­менения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тен­денция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития пла­тежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналич­ных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУ­ЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАР­ТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

    акцепта);

  1. — перевод денег в банк поставщика или заявление об отказе 
    платежа;
  2. — зачисление денег на счет поставщика;
  3. — извещение поставщика о поступлении денег на его расчетный счет или сообщение об отказе от акцепта. [6, с.57-58].

    Основными преимуществами расчетов платежными требованиями является то, что:

    - используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки;

    - строгий контроль за расчетами  как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их;

    - поставщик имеет возможность  отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку продукции, рационально использовать транспортные средства и складские помещения;

    - плательщик при этой форме  расчетов может проверить выполнение  поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.

    В то же время основными слабыми  моментами при использовании  расчетов платежными требованиями является:

    - возможность возникновения неплатежей;

    - трудоемкость, связанная с операциями  по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований. [1, с.54]. 

    2.4. Расчеты чеками

    Чек – ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

    Чекодержатель – лицо, в пользу которого производится выплата средств по чеку.

    Чекодатель  – лицо, за счет которого осуществляется выплата средств по чеку.

    Банковский  чек – чек, чекодателем по которому является банк.

    Заявитель – лицо, по поручению и за счет которого уполномоченный банк выписывает банковский чек. [2].

    Банковский  чек выписывается уполномоченным банком на основании подписанного клиентом заявления на выставление банковского  чека (далее – заявление), которое  должно содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование банка, за счет которого будет осуществляться выплата средств по чеку;
  2. сумму и валюту перевода;
  3. реквизиты заявителя (наименование, его адрес, а также при необходимости номер счета, паспортные данные или данные заменяющего паспорт документа);
  4. реквизиты бенефициара (чекодержателя);
  5. назначение платежа.

    Уполномоченные  банки самостоятельно разрабатывают  формы заявлений, включая в них обязательные реквизиты и другую необходимую банку информацию.

    Количество  представляемых клиентом в банк экземпляров  заявлений и порядок их использования  определяются банком самостоятельно. Первый экземпляр заявления заверяется оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

    Банковский  чек может быть передан банком заявителю, который высылает его бенефициару, либо отправлен бенефициару (чекодержателю) или в обслуживающий его банк.

    Датой исполнения уполномоченным банком заявления  является дата передачи чека заявителю или дата направления чека бенефициару (чекодержателю) или в обслуживающий его банк.

    Банковские чеки, выставленные банками-нерезидентами с платежом в уполномоченном банке, оплачиваются уполномоченными банкам в порядке, установленном для исполнения платежных поручений банков-нерезидентов, при условии предоставления уполномоченному банку покрытия.

    Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя).

    Для получения чековой книжки покупатель (чекодатель) представляет в банк заявление  установленной формы.

    Срок  действия чековой книжки – 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на чете этот срок может быть продлен еще на один год.

    Чекодатель  передает чек чекодержателю в  момент приобретения товара (оказания услуг, выполнения работ). Чекодержатель  сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением- реестром (в четырех экземплярах). Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

    При получении поручения–реестра банк-плательщик проверяет:

    - относятся ли приложенные к ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и отсутствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

    Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него суммы.

    Коммерческие  банки на договорной основе с обслуживаемой клиентурой могут брать на себя обязанности по взысканию платежей с чекодателей. Преимущество этого порядка состоит в том, что банк сразу же зачисляет средства на счета чекодержателей (на основании поручений- реестров с приложенными чеками). Затем банк от своего имени составляет поручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банки плательщиков для списания средств со счетов чекодателей.

    По  истечении срока действия чековая  книжка должна быть сдана в банк.

    В тех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековою книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен. [1, c.58].

    Схема документооборота при расчете чеками приведена на рис. 4.

    Рис. 4. Документооборот при расчетах чеками из лимитированных чековых книжек

    При расчетах с использованием лимитированных чековых книжек совершаются следующие операции:

  1. - предоставление заявления на получение чековой книжки 
    и платежного поручения на депонирование денежных средств;
  2. - депонирование денежных средств на отдельном счете;
  3. - выдача чековой книжки с указанием суммы лимита;
  4. - предоставление документов на отгрузку продукции (оказание услуг, выполнение работ);
  5. - выписка чека и вручение его поставщику (операция 5 
    выполняется одновременно с операцией 4);
  6. - предъявление чека (регистрация чеков) на инкассо в обслуживающий банк;
  7. - составление банком поручений реестров и пересылка их 
    вместе с чеками в банк покупателя;
  8. - оплата поручения-реестра (чеков) путем списания средств 
    со счета, на котором были депонированы денежные средства;
  9. - перевод денег в банк поставщика;
  10. - зачисление денежных средств на счет поставщика;

    11 - извещение поставщика о зачислении  денежных средств.[6, с. 62].

    Основным  преимуществом расчетов чеками является:

    - гарантия платежа.

    Основными недостатками:

    - усложнение документооборота, так  как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика чекодателя).

    - затруднение при иногороднем  обороте;

    - невыгодность при поступлении товара мелкого ассортимента. [1, с.59]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5. Расчеты аккредитивами

    Аккредитив  – это поручение банка покупателя банку поставщика, выдаваемого им по поручению покупателя, производить платеж поставщику при условии представления последним документов, подтверждающих отгрузку товаров (оказание услуг, выполнение работ), а также других условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении. [1, с.60].

    Расчеты аккредитивами применяются в  случаях:

а) установления данной формы расчетов договором;

б) систематической  задержки платежей (независимо от ее длительности).

    Открытие (выставление) аккредитива производится за счет собственных средств покупателя или кредитов банка (только за счет одного источника), которые депонируются в банке покупателя на отдельном счете.

    Каждый  аккредитив открывается конкретному  поставщику и не может быть переадресован. Выплаты наличных денег с аккредитива  не производятся.

    Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

    Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение исполняющего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

    При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.[7,с.97-98].

    Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив представляет собой твердое обязательство банка- эмитента, подтвержденное исполняющим банком в дополнение к обязательству банка-эмитента, осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. .[7, с. 98].

    Для открытия аккредитива плательщик предъявляет обслуживающему его банку (банку-эмитенту) заявление установленной формы, в котором плательщик обязан указать: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; место исполнения аккредитива; наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления; вид аккредитива; для отгрузки каких товаров (оказания услуг, выполнения работ) открывается аккредитив, сроки отгрузки (оказания услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива.

    Выплаты по аккредитиву совершаются на основании  реестра счетов и товарно-транспортных документов, свидетельствующих об отгрузке продукции, которые представляются поставщиком в обслуживающее учреждение банка в сроки, определенные договором между поставщиком и покупателем. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

    Расчеты по аккредитиву могут производиться  с акцептом уполномоченного покупателя. В этом случае на реестрах счетов и отгрузочных документах должна стоять подпись уполномоченного об акцепте (которая сверяется в банке с образцом его подписи).

    Банк  покупателя следит за сроком закрытия аккредитива. Закрытие аккредитива производится по истечении его срока, а также при отказе поставщика от дальнейшего использования аккредитива или в случае его отзыва самим покупателем. [1, с.61].

    Схема документооборота при расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами представлена на рис.5.

    Рис.5. Документооборот при расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами

    При расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами совершаются следующие операции:

  1. — предоставление заявление на выставление аккредитива;
  2. — списание суммы аккредитива со счета покупателя (выдача 
    кредита на выставление аккредитива; учет выставленного аккредитива);
  3. — перевод суммы аккредитива в исполняющий банк;
  4. — депонирование суммы аккредитива на отдельном счете и 
    проверка условий исполнения аккредитива;
  5. — сообщение поставщику об открытии аккредитива;
  6. — отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ);
  7. — предоставление документов, подтверждающих факт от 
    грузки продукции (оказания услуг, выполнения работ) и проверка 
    выполнения условий аккредитивного заявления;
  8. — зачисление денежных средств на счет поставщика;
  9. — сообщение банка поставщика банку покупателя об использовании поставщиком аккредитива;
  10. — учет использованного аккредитива (см. операцию 2);
  11. — извещение покупателя о выплатах по аккредитиву.[6, с.61].

диплом ОБР1.doc

— 488.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к курсовой.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Операции с пластиковыми карточками.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

показатели функционирования платежной системы.doc

— 137.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации