Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форм государственной поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 рассмотреть основы деятельности и роль малых предприятий в экономике;
 определить роль государственной поддержки малого бизнеса;
 рассмотреть особенности деятельности малых предприятий в Ростовской области;
 выявить проблемы финансового обеспечения предприятий малого бизнеса в Ростовской области;
 разработать комплекс мероприятий по решению существующих проблем.
Объектом исследования курсовой работы являются коммерческие банки и малый бизнес г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Содержание

Введение 2
Глава I Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса 4
1.1 Малый бизнес- сущность и его роль в экономике 4
1.2 Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса 8
Глава II Роль банков в развитие малого предпринимательства 20
2.1 Анализ деятельности малых предприятий Ростовской области 20
2.2 Статистический анализ объемов кредитования малого и среднего бизнеса 27
Глава III Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России 32
3.1 Проблемы, с которыми сталкиваются финансовые институты при кредитовании малого предприятия 32
3.2 Пути решения проблем кредитования малого бизнеса 37
3.3 Формы иностранных инвестиций в развитие малого бизнеса в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Банки в малом бизнесе Дигилова 15.05.09.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В условиях рыночной экономики малый  бизнес является наиболее динамично  развивающимся сектором. За последние  годы вклад малых предприятий  в экономику России значительно увеличился. Однако, несмотря на наметившуюся положительную динамику численности малых предприятий, их инвестиционной активности, объемов производства продукции, работ, услуг, вклад малых предприятий в ВВП России не превышает 13%, тогда как в развитых странах аналогичный показатель в 3–5 раз выше.

     Между тем реализация потенциала малого бизнеса  в решении экономических и  социальных проблем невозможна без  его адекватной финансово-кредитной  поддержки.

     Целью курсовой работы является изучение форм государственной поддержки малого бизнеса.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть основы деятельности и роль малых предприятий в экономике;
  • определить роль государственной поддержки малого бизнеса;
  • рассмотреть особенности деятельности малых предприятий в Ростовской области;
  • выявить проблемы финансового обеспечения предприятий малого бизнеса в Ростовской области;
  • разработать комплекс мероприятий по решению существующих проблем.

     Объектом  исследования курсовой работы являются коммерческие банки и малый бизнес г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

     Предметом исследования курсовой работы является малый бизнес.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель курсовой работы и список задач для ее выполнения

     В первой главе курсовой работы рассматриваются  теоретические основы малого бизнеса.

     Во  второй главе курсовой работы исследуется  роль банков в развитии малого бизнеса  в Ростовской области.

     В третьей главе курсовой работе изучаются  основные проблемы кредитования малого бизнеса.

     Основой для написания курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также статистические данные отраслевых изданий, законы,  нормативные акты ЦБ РФ и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

1.1 Малый бизнес- сущность и его роль в экономике

     Отнесение предприятия к малому, среднему или  крупному бизнесу происходит на основании соответствия определенным критериям. Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является1:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

     В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

     Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней2:

     - в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек;

     - в оптовой торговле  – 50;

     - в розничной торговле и бытовом  обслуживании  – 30;

     - в других отраслях и при  осуществлении других видов деятельности  – 50.

     Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     Таким образом, в российском законодательстве основным критерием при отнесении  предприятия к малому бизнесу является численность персонала.

     Возникает вопрос о значении и роли малых  предприятий в экономике страны. Для ответа обратимся к зарубежной практике.

     Существующая  статистика красноречиво свидетельствует  о роли малых предприятий в  странах Запада.

     В конце 90-х годов во всех индустриально  развитых странах на сектор малого и среднего предпринимательства  приходилось подавляющее число  предприятий. Так, в США, Японии и  Франции к ним относилось 99,9% всех предприятий страны.

     По  данным Международной федерации мелких и средних промышленных предприятий, на долю мелких и средних предприятий в странах-участницах этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

     Согласно  данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн., в Японии - 6,5 млн.

     В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии - 77% общего числа промышленных предприятий (таблица 1.).

    Таблица 1. – Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада

    в процентах

    Страна     Мельчайшие  предприятия  
(от 1 до 19 чел.)
    Мелкие  предприятия  
(от 19 до 50 чел.)
    США     26     28
    Великобритания     26     23
    Франция     32     28
    Япония     49     28

 

     В конце 1980-х годов Великобританию охватил настоящий бум мелкого  предпринимательства. Так, в 1987 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 1990 г. - 65 тыс., в 2000 г. - 87 тыс. новых фирм.

     В настоящее время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном росте бизнеса.

     Количественное  увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным  образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства, отказом от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуального выпуска товаров.

     Специализированное  производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высокоприбыльным.

     Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.

     Развитая  система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать  дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения его объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

     В настоящее время доля фирм-субпоставщиков в стоимости готовых изделий  обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30% а при производстве электротехники, дорожностроительного оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%3.

     Помимо  чисто экономических, малое производство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.

     Необходимым элементом усиленной хозяйственной  деятельности малых предприятий является их выход на внешний рынок.

     Если  рассматривать развитие малого предпринимательства как положительное явление рыночного хозяйствования, то можно отметить следующие его формы4:

     1) интенсивного развития, когда предприятия  малого бизнеса без увеличения  численности работающих повышают  объемы выпуска продукции в натуральном и денежном выражении, используя факторы научно-технического прогресса;

     2)  экстенсивного развития, что связывается  с созданием новых рабочих мест, сокращением безработицы, т.е. решением социальных задач;

     3)  интегрального развития, когда задействуются и экономические и социальные резервы развития предпринимательства.

1.2 Роль государственной  поддержки в развитии  малого бизнеса

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть5:

    • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
    • сторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
    • ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

     Рассмотрим  функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.

     Во-первых, государство берет на себя образовательные  функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.

     Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

     В-третьих, государство обычно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с представлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе.

Информация о работе Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России