Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм государственной поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть основы деятельности и роль малых предприятий в экономике;
определить роль государственной поддержки малого бизнеса;
рассмотреть особенности деятельности малых предприятий в Ростовской области;
выявить проблемы финансового обеспечения предприятий малого бизнеса в Ростовской области;
разработать комплекс мероприятий по решению существующих проблем.
Объектом исследования курсовой работы являются коммерческие банки и малый бизнес г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Введение 2
Глава I Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса 4
1.1 Малый бизнес- сущность и его роль в экономике 4
1.2 Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса 8
Глава II Роль банков в развитие малого предпринимательства 20
2.1 Анализ деятельности малых предприятий Ростовской области 20
2.2 Статистический анализ объемов кредитования малого и среднего бизнеса 27
Глава III Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России 32
3.1 Проблемы, с которыми сталкиваются финансовые институты при кредитовании малого предприятия 32
3.2 Пути решения проблем кредитования малого бизнеса 37
3.3 Формы иностранных инвестиций в развитие малого бизнеса в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список литературы 51
Таким образом, мировая практика показывает, что важнейшая роль в обеспечении поступательного развития малого бизнеса отводится государству. Такие инструменты, как лизинг, установление льгот при налогообложении, гарантии субъектов Федерации, субсидирование процентных ставок по кредитам, совместное финансирование с кредитно- финансовым и организациями; полная или частная компенсация кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании объектов МП, законодательство по вопросам развития МП, разработка комплексных программ поддержки и развития МП, развитие инфраструктуры поддержки МП и др. — все это в значительной степени снижает риски кредитования малого бизнеса.
В последние годы Минэкономразвития РФ много делает для определения векторов своей политики в области развития малого предпринимательства. Это разработка и внедрение программы государственной поддержки, создание соответствующих бизнес-инкубаторов и т.д. В то же время сама политика не до конца сформирована, а выделяемых ресурсов пока недостаточно15.
Главный недостаток государственного финансирования МП состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление выборочных льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем предоставление государственной поддержки в форме гарантированного кредита16.
Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий, как показывает и проанализированный нами опыт США, имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии — это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов.
Исходя
из всего вышеизложенного, можно прийти
к выводу, что в российском законодательстве
уже есть немало норм, предусматривающих
методы и формы поддержки государством
субъектов малого бизнеса. В то же время
необходим еще целый ряд мер, направленных
на развитие и совершенствование форм
государственной финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства.
На 1 января 2009 года в Ростовской области зарегистрировано с учетом микропредприятий 34268 малых предприятий, из которых 7194 предприятия имеют среднюю численность работником более 15 человек и подлежат ежеквартальному выборочному статистическому наблюдению. Следует отметить, что в это число входит более 600 предприятий, которые приобрели статус малого предприятия с 1 января 2008 года согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, а до этого времени являлись стабильно работающими крупными и средними предприятиями. Результаты деятельности бывших крупных и средних предприятий оказали существенное положительное влияние на формирование сводных данных по области по наблюдаемому кругу малых предприятий.
Статистическое наблюдение за состоянием дел на предприятиях малого бизнеса Ростовской области (без микропредприятий), как и в предыдущие годы, построено на комбинированных методах, сочетающих федеральную выборку и региональный мониторинг базовых малых предприятий.
Значительных
перемен в распределении этой
категории малых предприятий
по видам экономической
Так самым распространенным основным видом экономической деятельности у малых предприятий со средней численностью работников свыше 15 человек является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где в 2008 году было сосредоточено 26,9 процента предприятий. Следует отметить, что именно предприятия с данным основным видом экономической деятельности в своем большинстве имеют среднюю численность работников до 15 человек и относятся к категории микропредприятий. Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составили в январе-марте 2008 года в суммарном выражении 18,6 процента малых предприятий. Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занималось 16 процентов малых предприятий, строительством – 15,2 процента малых предприятий.
Таблица 2.1.
Количество малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности в 2008 году17
Единиц | В % к итогу | |
Всего | 7194 | 100,0 |
в
том числе организации с |
||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 563 | 7,8 |
рыболовство, рыбоводство | 23 | 0,3 |
добыча полезных ископаемых | 23 | 0,3 |
обрабатывающие производства | 1284 | 17,8 |
производство
и распределение |
35 | 0,5 |
строительство | 1093 | 15,2 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 1935 | 26,9 |
Гостиницы и рестораны | 244 | 3,4 |
Транспорт и связь | 555 | 7,7 |
финансовая деятельность | 29 | 0,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1151 | 16,0 |
образование | 3 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 91 | 1,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 165 | 2,3 |
Основная численность постоянно работающих на малых предприятиях также сосредоточена на предприятиях этих видов деятельности.
Таблица 2.2.
Распределение
среднесписочной численности
Всего работников, тыс.человек | В % к итогу | |
Всего | 199,5 | 100,0 |
в
том числе организации с |
||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 19,5 | 9,8 |
рыболовство, рыбоводство | 0,8 | 0,4 |
добыча полезных ископаемых | 0,8 | 0,4 |
обрабатывающие производства | 42,4 | 21,2 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1,1 | 0,6 |
строительство | 26,5 | 13,3 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
43,6 | 21,8 |
Гостиницы и рестораны | 6,3 | 3,2 |
Транспорт и связь | 18,9 | 9,5 |
финансовая деятельность | 0,6 | 0,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 32,9 | 16,5 |
образование | 0,1 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1,8 | 0,9 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 4,2 | 2,1 |
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях области (без микропредприятий) в 2008 году составила 199,5 тысяч человек (или 16,5 процента от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий и организаций области), увеличившись по сравнению с 2007 годом по данному кругу организаций более чем на 10 тыс. человек.
Кроме
постоянно работающих в сфере
малого предпринимательства на условиях
вторичной занятости (внешние совместители
и работники, выполнявшие работы по договорам
гражданско-правового характера) за период
с начала года было привлечено в малый
бизнес 14,2 тыс. человек, что составляет
6,6 процента от общей численности работников,
занятых на малых предприятиях (без микропредприятий).
На крупных и средних предприятиях доля
вторичной занятости за этот период не
превышает 5 процентов. Особенно высока
доля вторичной занятости на малых предприятиях
здравоохранения и предоставления социальных
услуг (удельный вес внешних совместителей
и работников, выполнявших работы по договорам
гражданско-правового характера, в средней
численности работников данных видов
деятельности достигает 25,6 %), а также на
малых предприятиях, осуществляющих операции
с недвижимым имуществом, занимающихся
арендой и предоставлением услуг (11%).
Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого бизнеса (без микропредприятий) за 2008 год составил 9550,3 рубля, что на 42,1 процента превышает зарплату на данных предприятиях за 2007 год. На крупных и средних предприятиях области прирост заработной платы в 2008 году сложился ниже и составил 29 процентов.
Вместе с тем и по малым предприятиям со средней численностью работников свыше 15 человек наблюдается довольно значительное (на 17%) отставание уровня оплаты труда от среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций области, что обусловлено, прежде всего, тем, что часть выплат работникам малых предприятий не попадает в официальные отчеты.
Межотраслевая дифференциация в уровне оплаты труда, характерная для крупных и средних предприятий, наблюдается и на предприятиях малого бизнеса. Причем соотношение в оплате труда между видами экономической деятельности с наибольшей и наименьшей среднемесячной заработной платой за 2008 год по малым предприятиям (без микропредприятий) и по крупным и средним предприятиям сложилось практически одинаково: по малым предприятиям – 3,9 раза; по крупным и средним предприятиям и организациям - 4 раза.
Информация о работе Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России