Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форм государственной поддержки малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 рассмотреть основы деятельности и роль малых предприятий в экономике;
 определить роль государственной поддержки малого бизнеса;
 рассмотреть особенности деятельности малых предприятий в Ростовской области;
 выявить проблемы финансового обеспечения предприятий малого бизнеса в Ростовской области;
 разработать комплекс мероприятий по решению существующих проблем.
Объектом исследования курсовой работы являются коммерческие банки и малый бизнес г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Содержание

Введение 2
Глава I Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса 4
1.1 Малый бизнес- сущность и его роль в экономике 4
1.2 Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса 8
Глава II Роль банков в развитие малого предпринимательства 20
2.1 Анализ деятельности малых предприятий Ростовской области 20
2.2 Статистический анализ объемов кредитования малого и среднего бизнеса 27
Глава III Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России 32
3.1 Проблемы, с которыми сталкиваются финансовые институты при кредитовании малого предприятия 32
3.2 Пути решения проблем кредитования малого бизнеса 37
3.3 Формы иностранных инвестиций в развитие малого бизнеса в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Банки в малом бизнесе Дигилова 15.05.09.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

     Формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом.

     Одно  из традиционных оснований классификации  – характер воздействия государства  на деятельность малых предприятий6, в зависимости от которого выделяют два вида этого воздействия: прямое и косвенное. К прямому воздействию можно отнести, например, непосредственное введение налоговых льгот для малых фирм, выделение бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.п.

     Косвенная поддержка малых предприятий  осуществляется государством опосредованно, т.е. через стимулирование крупных (и  средних) промышленных корпораций, банков, страховых компаний, общественных организаций, а также задействование элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.). К косвенному виду могут относиться такие формы поддержки, как выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства.

     Второе  классификационное основание –  функциональное направление государственной поддержки7. Здесь можно выделить три вида поддержки: организационно-структурную, финансово-налоговую и имущественную. Первый из перечисленных видов поддержки охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, а также с созданием различных структур предоставляющих услуги малому бизнесу. К ним относятся, например, упрощенная регистрация субъектов малого предпринимательства, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга и аудита. К финансово-налоговому виду поддержки относятся различные формы прямого и косвенного финансирования малого бизнеса и применение налоговых рычагов для стимулирования его развития. В эту группу входят предоставление налоговых и таможенных льгот, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию или страхованию малых предприятий; финансовые и налоговые формы государственной поддержки малого предпринимательства.

     Имущественный вид поддержки малого бизнеса  предполагает активное задействование в этом процессе государственной и муниципальной собственности.

     Опыт  зарубежных стран свидетельствует, что большинство мер по реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства предусматривает регулярное и весьма значительное по своим объемам финансирование8.

     Во  многих развитых странах созданы специальные государственные ведомства, отвечающие за осуществление комплексных программ поддержки малого предпринимательства, охватывающие в том числе и прежде всего различные формы финансовой поддержки.

     В Соединённых Штатах финансовой поддержкой малого бизнеса занимается Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), созданная ещё в 1953 г. Её региональные отделения имеются во всех штатах и крупных городах страны.

     Финансовая  поддержка мелких предприятий, как  правило, реализуется в виде целевых кредитных программ. Администрация по делам малого бизнеса осуществляет до полутора десятков таких программ. В их числе такие социально и экономически важные программы, как кредитование развития внешней торговли, реконструкции предприятий, мероприятий по выполнению требований государственного регулирования, энергосбережения и защиты окружающей среды, местного развития, поддержка предпринимателей — женщин и ветеранов, специальные программы для предпринимателей из национальных меньшинств9. Программы поддержки осуществляются, как правило, на конкурсной основе. Программно-целевой и конкурсный принципы служат важным фактором повышения эффективности политики и механизма поддержки малого предпринимательства10.

     Кредитные и гарантийные возможности АМБ  зависят от ежегодных ассигнований Конгресса США, которые обусловливают сумму и количество займов, выдаваемых АМБ. После утверждения и получения ассигнований АМБ осуществляет финансовую поддержку приемлемым с точки зрения участия в программе и кредитоспособным субъектам предпринимательства путем выдачи прямых займов или предоставления гарантий в соответствии с утвержденными конгрессом приоритетами и согласно собственным правилам и процедурам.

     Опыт  Соединенных Штатов свидетельствует, что гарантирование займов – одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, поскольку решает вопрос о привлечении для этой цели банковских кредитов. Именно эта форма поддержки позволяет активизировать ресурсы, использовать инициативу предпринимателей, а не порождать иждивенческие настроения.

     Гарантированные займы – это наиболее распространенная форма финансовой поддержки. В прошлом примерно 90% всей финансовой помощи АМБ осуществлялось в форме гарантированных займов, в настоящее время – практически все 100%. АМБ продолжает рассматривать программу гарантирования займов как важнейший элемент своей деятельности по поддержке малого бизнеса в США.

     Кредиты предоставляются независимыми (частными) банками и другими финансовыми  учреждениями, которые получают от правительства США в лице АМБ гарантию их возврата по соответствующей доле, определяемой для предоставления гарантии. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. При наступлении гарантийного случая АМБ погашает потери кредитора перечислением на его счет сумм понесенных им убытков в пределах суммы выданного обязательства.

     Администрация по делам малого бизнеса гарантирует  до 90% суммы займа, но не более 155 тыс. долл., а для крупных займов –  до 75%, или 750 тыс. долл. Это означает, что АМБ обязуется вернуть банку соответствующую сумму в случае несостоятельности заемщика. На этой основе, значительно сокращающей риск, банк и определяет условия займа, более благоприятные для предпринимателя. Фактический средний размер гарантированных займов составляет 175 тыс. долл., а срок — около восьми лет.

     Продолжительность срока погашения кредита зависит  от направления использования заемных средств и возможностей предприятия. Иногда займы могут достигать 750 тыс. долл. - 1 млн. долл. сроком на 25 лет, например, при их целевом использовании для расширения внешнеторговой деятельности, производства оборудования и установок для контроля за окружающей средой.

     Процентные  ставки по гарантированным займам определяются кредитными учреждениями с учетом ограничений, налагаемых АМБ. Так, по ссудам со сроком погашения семь и более лет они не могут быть выше ставки рефинансирования плюс 2,75%, а по ссудам со сроком менее семи лет - не выше ставки рефинансирования плюс 2,25%. Процентные ставки могут быть фиксированными и плавающими. В последнем случае в кредитном договоре определяется первоначальная ставка, которая не может превышать предела, указанного выше. В договоре также определяются сроки изменения ставки, но не чаще одного раза в месяц.

     В качестве платы за гарантию и снижение риска банки или другие кредитные учреждения, участвующие в программе, платят АМБ отчисления, которые одновременно являются источником средств гарантийного фонда. Однако кредитор может включить эту плату в общую сумму обязательств заемщика. Размер платы за предоставление гарантии зависит от срока кредита и объема финансового обеспечения, предоставляемого АМБ11.

     Когда предприниматель обращается с заявкой  в АМБ, он фактически обращается за выдачей коммерческого кредита, реструктурированного в соответствии с правилами и требованиями АМБ по предоставлению гарантий. При этом сохраняются все требования к кредитоспособности заемщика, который должен продемонстрировать реальную способность исполнения обязательств по кредиту за счет своего бизнеса. Порядок предоставления гарантированного займа включает тщательный кредитный анализ заявителя, осуществляемый АМБ. Он охватывает анализ баланса, анализ платежеспособности заемщика, анализ адекватности залогового обеспечения, а также оценку управленческого потенциала заемщика.

     В целом американская система государственных  гарантий для малого бизнеса отличается тщательной разработанностью и простотой. Для нее характерно минимальное количество этапов прохождения кредитной заявки и быстрота принятия решения. Этому способствует децентрализация системы, опора на региональный уровень и разветвленная система региональных и местных отделений АМБ,  наделенных  соответствующими полномочиями.  Здесь  же в наибольшей степени развита гласность: публикуются ежегодные отчеты, содержащие сводные показатели и перечень предоставленных кредитов и гарантий в разрезе штатов и региональных отделений.

     Наше  государство так же пытается поддерживать малый бизнес. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается государственная поддержка малого предпринимательства по следующим направлениям12:

     - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

     - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

     - установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     - поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

     - организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий.

     Также был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФПМП). Согласно закону ФПМП определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной программы, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

     Для исполнения этих задач реализуются  основные направления деятельности:

     1. Выработка финансовой стратегии  по привлечению российского и международного банковского капитала, а также других кредитно-финансовых организаций под государственные гарантии Правительства Российской Федерации для обеспечения развития малого бизнеса в Российской Федерации.

     2. Содействие формированию льготного  налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.

     3. Формирование системы лизинга  как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства.

     4. Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

     5. Подготовка и переподготовка  кадров для работы в структурах малого бизнеса.

     6. Создание условий для успешного  развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

     7. Информационное и нормативно-правовое  обеспечение деятельности предпринимателей в сфере малого бизнеса.

     8. Развитие рекламно-выставочной и  издательской деятельности в этой сфере.

     9. Развитие инновационной деятельности  в предпринимательских структурах, содействие освоению новых технологий и изобретений.

     Для реализации мероприятий Федеральной  программы государственной поддержки развития малого предпринимательства при участии Фонда созданы 76 региональных фондов и центров, которые находятся под контролем местных органов власти.

     Результатами  деятельности Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства являются федеральные программы государственной  поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     Также выработана «Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации». В контексте изучаемой темы, интерес представляют меры по развитию системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, которые предусмотрены в указанной Концепции.

     В п.3.3 концепции отмечено, что в  целях расширения возможностей доступа  малых предприятий (в том числе  начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса  мер по следующим основным направлениям13:

Информация о работе Особенности и основные проблемы кредитования малого бизнеса в России