Сущность и необходимость оценки кредитоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям изменяются экономические подходы к кредитованию. Важным критерием предоставления кредитов становится кредитоспособность заёмщика.
Кредитоспособность предприятия — более узкое понятие, чем его платежеспособность, возможность и готовность предприятия погасить все виды задолженности. Если свою обычную задолженность предприятие должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), то ссудная задолженность имеет ещё три источника погашения:
выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде;
гарантии другого банка или предприятия;
страховые возмещения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 6 курс.docx

— 66.24 Кб (Скачать файл)

Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при выдаче потребительской ссуды. Он использовал следующие коэффициенты при начислении очков:

    1. Возраст: 0,1 за каждый год свыше 20 лет (максимум 0,3)
    2. Пол: женщина – 0,4 ; мужчина – 0.
    3. Срок проживания: 0,042 – за каждый год проживания в данной местности (максимум 0,42).
    4. Профессия: 0,55 – за профессию с низким риском, 0 – за профессию с высоким риском, 0,16 – для других профессий.
    5. Работа в отрасли: 0,21 – предприятия общественного пользования, государственные учреждения, банки, брокерские фирмы, 0 – для мелких фирм.
    6. Занятость: 0, 059 – за  каждый год работы на данном предприятии (максимум 0,59).
    7. Финансовые показатели: 0,45 – за наличие банковского счёта, 0,35 – за владение имуществом, 0,19 – при наличии полиса по страхованию жизни.

Применяя эти коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую “плохих” и “хороших” заёмщиков – 1,25. Клиент, набравший больше 1,25 очков, может быть отнесён к группе умеренного риска, а набравший меньше 1,25 очка считается нежелательным для банка.

Методы такого типа позволяют  провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Во французских  банках  клиент, попросивший персональную ссуду и заполнивший специальную  анкету, может получить ответ о  возможности предоставления ссуды  через несколько минут.

Пример анкеты, заполняемой  индивидуальными заёмщиками французского банка “Кредит агриколь” :

    • цель кредита (от 0 очков при денежной ссуде до 100очков при покупке автомобиля;
    • участие клиента в финансировании сделки ( при оплате наличными менее 10% суммы – 0, от 10 до 45% - 30 очков, более 45% - 50 очков);
    • семейное положение (от 0 очков для разведённых супругов, 60 очков с количеством детей менее 3-х, 50  - более трёх детей);
    • возраст (0 очков для лиц моложе 25 лет, до 100 очков свыше 65 лет);
    • профессия (0 очков для студентов, 100 для государственных служащих);
    • занятость (от 0 очков при сроке работы менее 1 года до 100 – более 4-х лет);
    • чистый годовой доход (от 0 – при доходе до 60 тыс. франков до 100 – при доходе более 160 тыс. франков);
    • владение недвижимостью (от 0 очков при найме квартиры до 80 при наличии собственного дома);
    • срок кредита (от 140 очков при сроке менее года до 0 очков при сроке более 2-х лет);
    • сумма на банковском счёте  (от 0 очков при остатке менее 5 тыс. франков до 150 очков при остатке более 150 тыс. франков).

Если заёмщик набрал более 510 очков, банк сразу даёт согласие на выдачу ссуды, при 380-509 очках проводится дополнительное изучение условий (сумма, срок кредита, гарантии), при наборе менее 380 очков следует отказ от выдачи ссуды.

Банки развитых стран с  рыночной экономикой применяют сложную  систему большого количества показателей  для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в  зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как  на сальдовых, так и оборотных  показателях отчетности клиентов. Так  ряд американских экономистов описывает  систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях  отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей, многие из них аналогичны рассмотренным:

    • ликвидности фирмы;
    • оборачиваемости капитала;
    • привлечения средств;
    • прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп). Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше Кп - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости  капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов  и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей. Для оценки прибыльности используют расчёт рентабельности работы предприятия.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими  банками включает три блока:

1) оценка предприятия  и анализ его баланса, а также  другой отчетности:

2) оценка кредитоспособности  клиентов на основе методик,  принятых отдельными коммерческими  банками:

3) использование для оценки  кредитоспособности данных картотеки  Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

    • характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
    • факторы производства.

а) трудовые ресурсы в  разрезе руководителей, управленцев  и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие  у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура  персонала, показатели простоя, соотношение  оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %)

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций)

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится  выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень  освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при анализе  выделяются три составные части: (иммобилизованные активы), оборотные  средства (запасы, дебиторы, прочие) и  денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги). Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность

Баланс и другие формы  отчетности используются, во-первых, для  оценки соотношения сальдовых показателей  и, во-вторых, для расчета коэффициентов  кредитоспособности на основе оборотных  показателей. Предметом анализа  являются такие пропорции, как соотношение  долгосрочной задолженности и собственных  средств, соотношение стабильных собственных  ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению  с темпами роста  производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который  составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния  денежной наличности оцениваются с  учетом уровня развития предприятия, его  рентабельности и качества потребности  в оборотных средствах. Последнее  изучается на основе показателей  скорости оборота остатков сырья  и готовой продукции на складе. а также сроков расчетов с поставщиками.

В качестве одного из вариантов  частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно  привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на  коэффициентах.

Каждый из показателей  оценивается в пределах четырех  баллов, определяется общий итог в  баллах. К этому итогу добавляются  литеры А, Б, С, и Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента.

 Учитываются также  и данные картотеки банка Франции.  Эта картотека имеет четыре  раздела В первом предприятия  разделяются на 10 групп в зависимости  от размера актива баланса.  каждой группе присваиваются  литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки  делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или  нет в Банке Франции.

В некоторых банках часто  используются показатели долевой активности, которые состоят из трёх коэффициентов, позволяющих оценить эффективность  использования активов заёмщика.

Коэффициент оборачиваемости = оборотные средства *365 / Выручка

Коэффициент  оборачиваемости = Средняя сумма дебиторских счетов *365 /дебиторских счетов = Выручка.

Показывает длительность одного оборота дебиторских счетов в днях.

Коэффициент оборачиваемости  запасов = Запасы *365 / Затраты на 

производство реализованной  продукции.

Используется только в  сравнении, высокая оборачиваемость  свидетельствует о эффективности использовании ресурсов.

Коэффициент оборачиваемости. Счета к оплате *365 / сумма покупок

кредиторской задолженность.

Этот показатель также  используется только в сравнении, позволяет  оценить быстроту оплаты клиентом счетов поставщиков. Повышение коэффициента указывает на проблемы с притоком наличности, а снижение – на досрочную  оплату счетов.

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ ПРИНЦИПОВ КРЕДИТОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

3.1. Залог и его  виды

 

 

Одним из принципов банковского  кредитования является обеспеченность обязательств заёмщика. Обеспечение  обязательств может достигаться  за счёт залога имущества, гарантии, страхования  кредита и др. Банк может уменьшить  риск неплатежа, потребовав у клиента  передачи ему части имущества  в качестве гарантии своевременного погашения ссуды.

Залогом могут быть обеспечены обязательства юридических и  физических лиц. Предметом залога может  быть любое имущество, которое в  соответствии с законодательством  Украины может быть передано в  залог, а также ценные бумаги и  имущественные права.

Имущество и другие формы  обеспечения заёмщика перед банком должны удовлетворять таким условиям:

  1. Высокая ликвидность – способность активов к быстрой реализации в денежные средства.
  2. Способность к долгосрочному хранению – минимум в течение погашения ссуды.
  3. Стабильность цен на заложенное имущество, отсутствие резких её колебаний.
  4. Минимальные затраты по хранению и реализации залога.
  5. Защита прав кредитора на владение имуществом.
  6. Лёгкая идентификация товара и отсутствие утраты им потребительских свойств.

В зависимости от того, насколько  залог отвечает этим требованиям, определяют размер и срок кредита. Залог должен обеспечить не только возврат основной суммы долга, но и уплату соответствующих  процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его  невыполнения. Необходимо также учитывать  то, что рыночная стоимость заложенного  имущества может снизиться, следовательно, стоимость залога должна превышать  размеры запрашиваемой ссуды.

Залогодателем может быть лицо, которому предмет залога принадлежит  на праве собственности. Конкретно  в качестве залога могут выступать: предприятия в целом (комплекс), товарно-материальные ценности, транспорт, ценные бумаги, драгоценные  металлы, валютные средства и др.

Информация о работе Сущность и необходимость оценки кредитоспособности