Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;
- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;
- проанализировать основные тенденции современного рынка международных банковских услуг
Введение………………………………………………………………………….
5
1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле………………………………………………………………………….
6
1.1 Понятие и классификация банковских услуг………………………………….
6
1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях…………………
8
2 тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле………………………………………………………………
13
2.1 Современное состояние и развитие банковских услуг в мировой торговле
13
2.2 Тенденции развития банковских услуг в мировой торговле………………
21
3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ
24
3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….
24
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...
28
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….
38
3.2 Перспективы развития банковских услуг ОАО Банк ВТБ…………………..
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
52
Организационная структура группы ВТБ представлена в Приложении А.
Группа ВТБ сегодня – это ведущая российская универсальная финансовая группа, работающая на международных рынках.
Банк ВТБ и его дочерние компании образуют международную финансовую группу, которая осуществляет свою деятельность на российском и зарубежных рынках. Основная деятельность группы ВТБ представлена двумя бизнес-линиями: корпоративно-инвестиционной и розничной.
В рамках этих бизнес-линий ВТБ предоставляет своим клиентам весь комплекс финансовых услуг, в том числе: банковские услуги для корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, розничные банковские услуги. Кроме того, ВТБ активно развивает небанковский финансовый бизнес – лизинг, факторинг, страхование, пенсионное обеспечение.
Развитая система перекрестных продаж продуктов компаний Группы позволяет комплексно удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов и создает большой потенциал развития бизнеса.
В России Группа осуществляет банковские операции через головной банк Группы – ОАО Банк ВТБ, а также через ВТБ24 (ЗАО), ОАО «Банк Москвы» и ОАО «ТрансКредитБанк».
За пределами России Группа осуществляет свою деятельность через (по
состоянию на 31 декабря 2011 года):
– 15 банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина (два банка), Беларусь (два банка), Казахстан и Азербайджан) и Грузии,
– в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция, Великобритания и
Сербия) и Африке (Ангола);
– два представительства, расположенных в Италии и Китае;
– два филиала ВТБ, расположенных в Китае и Индии;
– дочерние организации – в Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах и Китае (Гонконг).
Группа ВТБ также представлена на территории Вьетнама, действуя через ассоциированную компанию – Вьетнамско-Российский совместный Банк.
Таблица 2 - Основные показатели Группы ВТБ на 31 декабря 2011 года
Финансовые показатели группы ВТБ |
- Активы: 6789,6 млрд. рублей - Объём кредитного портфеля: 4590,1 млрд. рублей - Чистая прибыль: 90,5 млрд. рублей |
Структура акционерного капитала ОАО Банк ВТБ |
- Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом – 75,5% - The Bank of New York International Nominees (банк-депозитарий по программе GDR) – 16,4% акций - Прочие юридические и физические лица (акции в свободном обращении) – 8,1% акций |
Клиенты |
- Физические лица: более 15 млн. - Юридические лица: более 50% крупных компаний России |
Географическое присутствие |
- 20 стран (СНГ, Европа, Азия и Африка) - 73 субъекта Российской Федерации - Более 1700 точек продаж |
Численность персонала |
67912 человек |
Обладая самой широкой для банков СНГ международной сетью, Группа имеет возможность предложить своим клиентам услуги на основных мировых финансовых рынках в рамках международного права.
Возможность предложить клиентам полный перечень продуктов на ключевых финансовых рынках, как в России, так и за рубежом является
уникальным преимуществом Группы.
Филиальная сеть Группы в России является второй по величине в стране и значительно превышает размер сетей большинства ее конкурентов, что является ее значительным преимуществом перед российскими и зарубежными банками.
У Группы имеется 645 точек продаж по всей территории России в 73 из 83 российских регионов по состоянию на 31 декабря 2011г., ее деятельность охватывает регионы, в которых сосредоточено 98% ВВП России.
Кроме того, банки Группы ВТБ обладают уникальной для российских банков международной сетью.
Широкая региональная сеть, построенная, в основном, в течение последних 4 лет, с учетом современных технологических требований и стандартов обслуживания, создает возможности для укрепления позиций на
розничном и корпоративном рынке, установления более эффективных отношений с региональными клиентами по сравнению с большинством ее конкурентов.
Значительное международное присутствие позволяет Группе ВТБ оказывать клиентам услуги на международных рынках, содействуя расширению их бизнеса и развитию международного сотрудничества.
В настоящее время Группа занимает второе место на российском рынке корпоративных банковских услуг по кредитам и привлеченным средствам клиентов. У Группы сложились прочные рабочие отношения с ведущими российскими компаниями во всех секторах российской экономики, а ее клиентская база высоко диверсифицирована.
По состоянию на конец 2011 г. Группа предоставляла банковские услуги более 60% крупных российских компаний.
Группа является вторым по величине игроком на российском рынке розничных банковских услуг: доля рынка по розничному кредитованию и привлечению составила 10% и 6%, соответственно. ВТБ предлагает полный спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса.
В результате 20-летней деятельности на российском банковском рынке бренд ВТБ приобрел известность и доверие.
Так, по состоянию на начало 2012 г. по всем основным параметрам Группа ВТБ занимает второе место после Сбербанка, опередив Русский Стандарт и Альфа-банк.
В соответствии с рейтингом компании BrandFinance, по итогам 2011 г. ВТБ вошел в Топ-100 самых дорогих банковских брендов мира (1,8 млрд. долларов, 83 место).
Доверие к бренду ВТБ подкрепляется контролирующей долей государства в акционерном капитале Банка, самыми высокими среди российских компаний рейтингами финансовой устойчивости от ведущих международных агентств, а также лидирующим положением на рынке розничного банковского обслуживания.
На рисунке 1 представлена структура органов корпоративного управления ОАО Банк ВТБ.
Рис. 1 Структура органов корпоративного управления ОАО Банк ВТБ
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году
Корпоративно-инвестиционный бизнес
В рамках принятой Наблюдательным советом стратегии развития группы ВТБ на период 2010-2013 гг. в отчетном периоде была завершена интеграция корпоративного и инвестиционного бизнесов. В основных точках присутствия группы ВТБ запущен процесс формирования глобальной бизнес-линии «Кор-поративно-инвестиционный бизнес» (КИБ). В рамках КИБ осуществляется обслуживание крупных корпоративных клиентов по основным направлениям корпоративно-инвестиционного бизнеса.
В КИБ вошли три продуктовых подразделения (инвестиционный, кре-дитный и транзакционный) и три клиентских подразделения, специализирующихся на обслуживании крупных корпоративных клиентов государственного и оборонного секторов, крупных корпоративных клиентов рыночных отраслей и клиентов среднего бизнеса.
В рамках инвестиционного направления бизнеса группы ВТБ корпоративным клиентам предлагается полный перечень инвестиционно-банковских продуктов, включая проведение торговых операций, организацию выпуска долговых и долевых ценных бумаг, финансовое консультирование по сделкам на рынках капитала и в области слияний и поглощений, развитие бизнеса прямых инвестиций, управление активам и т.д.
В компетенцию кредитного подразделения входит предоставление различного рода кредитных продуктов. Структура подразделения разработана с учетом особенностей обслуживания клиентов различных отраслей и категорий бизнеса с целью улучшения подходов к проведению кредитного анализа и повышения качества кредитного портфеля Группы.
Основной целью выделения транзакционного направления стала необходимость повышения доли комиссионных доходов группы ВТБ за счет увеличения продаж существующих транзакционных продуктов и услуг, включая расчетно-кассовое обслуживание, валютный контроль, продукты
привлечения денежных средств, централизацию расчетов и управления ликвидностью клиентов, продукты документарного бизнеса, а также развития продуктовой линейки.
Объединение корпоративного и инвестиционного бизнесов в рамках Группы позволит реализовать интегрированный подход к обслуживанию крупных корпоративных клиентов, используя платформу группы ВТБ, добиться синергетического эффекта за счет взаимного дополнения линеек продуктов и услуг основных направлений бизнеса и более адресных предложений с учетом специфики клиентов.
Инвестиционный бизнес
Группа ВТБ предлагает российским и международным клиентам, осуществляющим свою деятельность в различных регионах мира, полный спектр инвестиционно-банковских услуг, включая торговые операции на глобальных рынках, аналитические исследования, операции на рынках долгового и акционерного капитала, структурные продукты, операции на рынке M&A и консалтинговые услуги, услуги по управлению активами и т.д. Инвестиционные услуги в рамках корпоративно-инвестиционного бизнеса группы ВТБ предоставляет главным образом ВТБ Капитал.
В отчетном периоде ВТБ Капитал открыл новый офис в Гонконге, расширив присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также осенью 2011 года ВТБ Капитал получил лицензию FINRA на осуществление брокерско-ди-лерской деятельности в США и открыл офис в Нью-Йорке в апреле 2012 года.
Группа предлагает полный спектр услуг по проведению торговых операций на долговых и акционерных рынках, валютно-конверсионных операций, операций на глобальных товарно-сырьевых рынках, торговых операций с акциями, облигациями, услуг по управлению валютными и процентными рисками, включая услуги по хеджированию, структурное кредитование, структурные депозиты и ноты, а также структурные кредитные и гибридные продукты.
В 2011 году ВТБ начал осуществлять в Украине торговые операции на
рынке акций с привлечением дочерней компании ВТБ Украина.
ВТБ Капитал получил членство и начал работать на Варшавской фондовой бирже (WSE), а также приступил к операциям на биржах FORTS и Eurex. ВТБ Капитал продолжил развивать сотрудничество с РКБ Кипр, через ко-торый клиенты ВТБ вели активную торговлю акциями и производными инструментами.
По данным журнала Euromoney, на группу ВТБ приходится до 31% всего объема конверсионных операций российских компаний. В 2011 году Группа помимо операций в основных валютах предложила продукты для российских компаний в экзотических валютах, в частности в китайских юанях и индийских рупиях. В отчетном периоде Группа провела первую сделку своп по валютной
паре RUB/CNY.
ВТБ является одним из ведущих трейдеров на рынке государственных и корпоративных облигаций на ММВБ и внебиржевых рынках, лидером на российском рынке инструментов с фиксированной доходностью. Группа осуществляет значительный объем торговых и инвестиционных операций с государственными ценными бумагами, включая облигации Министерства финансов России и суверенные еврооблигации Российской Федерации. По данным EMTA, в 2011 году доля ВТБ на рынке торговых операций с облигациями превысила 10% как по рублевым облигациям, так и по еврооблигациям.
С 2011 года группа ВТБ ведет торговые операции с облигациями в странах Центральной и Восточной Европы, включая Польшу, Хорватию, Венгрию, Литву, Румынию, Болгарию, а также совершает сделки по основным видам ценных бумаг в Турции.
Инвестиционно-банковские операции ВТБ предлагает клиентам полный спектр инвестиционно-банковских услуг, включая консультационные услуги по сделкам слияний и поглощений, размещение выпусков долговых и долевых ценных бумаг и т.д.
В 2011 году ВТБ Капитал участвовал в нескольких значимых сделках на
рынке M&A, включая объединение ведущих российских производителей калийных удобрений ОАО «Сильвинит» и ОАО «Уралкалий» (на сумму 23,9
млрд. долларов США) и сделку на 4,9 млрд долларов США по слиянию бирж РТС и ММВБ. Согласно Thomson Reuters, по итогам отчетного периода ВТБ Капитал занял 1-е место в России среди инвестиционных банков – консультантов на рынке слияний и поглощений, организаторов выпусков долговых и долевых ценных бумаг.
Аналитика
Аналитическая команда ВТБ Капитал освещает деятельность более чем 90 компаний в основных отраслях экономики, регулярно проводит независимые исследования по рынкам инструментов с фиксированной доходностью, рынкам акций и товарно-сырьевым рынкам, анализ макроэкономической ситуации, а также предоставляет аналитическую поддержку компаниям Группы. В 2011 году аналитики ВТБ Капитал заняли 5 из 10 верхних строчек в номинации «Аналитическая команда России» рейтинга Thomson Reuters.
Операции на товарно-сырьевых рынках ВТБ Капитал предлагает широкую линейку услуг по управлению рисками для участников операций на товарно-сырьевых рынках, включая продукты по хеджированию рисков, финансирование с привязкой к ценам на сырье и т.д.
Спектр услуг ВТБ Капитал также включает в себя структурные инвестиционные инструменты, в том числе структурные депозиты и структурные ноты с привязкой процентной ставки к ценам на сырье или сырьевые индексы. Банк также участвует в торгах драгоценными металлами, осуществляет операции с производными инструментами, экспортные операции. Банк ведет продажу драгметаллов от своего имени, за счет клиентов – производителей драгметаллов и других банков.
Кредитный бизнес
Развитие российского рынка корпоративного кредитования в 2011 году
происходило в условиях умеренного роста российской экономики. На фоне
роста промышленного производства постепенно улучшалось финансовое состояние корпоративных заемщиков, что положительно отразилось на рынке кредитования. Группа сумела успешно воспользоваться восстановлением рынка и увеличила корпоративный кредитный портфель до 3,8 трлн. рублей, что на 50% выше аналогичного показателя 2010 года. При этом рыночная доля ВТБ в этом сегменте составила 18,7%.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле