Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности банковских услуг и роль коммерческих банков в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
- раскрыть содержание понятия «банковская услуга» и дать классификацию банковских услуг;
- рассмотреть функции коммерческие банки в международных торговых операциях;
- проанализировать основные тенденции современного рынка международных банковских услуг
Введение………………………………………………………………………….
5
1 Рынок банковских услуг и его роль в международной торговле………………………………………………………………………….
6
1.1 Понятие и классификация банковских услуг………………………………….
6
1.2 Коммерческие банки в международных торговых операциях…………………
8
2 тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле………………………………………………………………
13
2.1 Современное состояние и развитие банковских услуг в мировой торговле
13
2.2 Тенденции развития банковских услуг в мировой торговле………………
21
3Современное состояние и ОСНОВНЫЕ ВИДЫ банковских услуг В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО БАНК ВТБ
24
3.1 Общая характеристика ОАО Банк ВТБ……………………………………….
24
3.2 Анализ операционной деятельности Банка в 2011 году………………………...
28
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли……………………….
38
3.2 Перспективы развития банковских услуг ОАО Банк ВТБ…………………..
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
52
Важным фактором роста корпоративного кредитного портфеля также стали проактивные продажи кредитных продуктов клиентскими менеджерами с привлечением высококвалифицированных продуктовых специалистов.
Помимо традиционного корпоративного кредитования группа ВТБ предлагает клиентам крупного и среднего бизнеса сложные кредитные продукты, включая структурное репо, инвестиционное и проектное финансирование, услуги долгового и долевого финансирования, консультационные услуги по вопросам структурирования инвестиционных проектов, услуги привлечения прямого финансирования от институциональных инвесторов и коммерческих банков. Помимо этого дочерние финансовые компании группы ВТБ предлагают клиентам лизинговые и факторинговые продукты.
Группа ВТБ одна из немногих в банковском секторе предлагает долгосрочное проектное финансирование региональных проектов. В 2011 году ВТБ обеспечил финансирование нескольких проектов с участием российских компаний и компаний СНГ в различных секторах экономики.
Среди ключевых направлений дальнейшего развития ВТБ выделяет работу по оптимизации бизнес-процессов в области корпоративного кредитования, повышение эффективности использования ресурсов дочерних банков Группы, расширение географии предлагаемых банковских продуктов.
В 2011 году в целях ускорения принятия решений по кредитным сделкам в Банке введена в действие новая кредитная процедура, которая оптимизировала сроки выполнения кредитными и экспертными подразделениями своих функций и, таким образом, сократила время принятия
решения уполномоченным лицом/органом Банка по заявке клиента.
Несмотря на улучшение общеэкономической конъюнктуры и финансового положения большинства клиентов, банк ВТБ продолжает уделять пристальное внимание контролю за качеством кредитного портфеля. Банк активно применял различные инструменты снижения рисков по кредитным сделкам: формирование залогового обеспечения (недвижимое и движимое имущество, залог прав требования выручки и т.п.), поручительства, госгарантии, требования по переводу оборотов, переводу контрактов на обслуживание, проведение расчетов через счета в Банке, установление и контроль исполнения финансовых ковенант и ограничений. Кроме того, банк ВТБ использовал госгарантии в качестве одного из наиболее надежных инструментов по снижению рисков при кредитовании крупных системообразующих клиентов.
В 2011 году банк ВТБ вел планомерную работу по снижению проблемной и потенциально проблемной задолженности в рамках стандартных процедур по заблаговременному выявлению, профилактике и урегулированию таких обязательств.
Расчетные операции
В 2011 году развитие продуктовой линейки расчетных операций было направлено на усовершенствование системы дистанционного банковского обслуживания и комплексных решений для централизации расчетов и управления ликвидностью клиентов.
Пользователи системы дистанционного банковского обслуживания получили возможность одновременного использования сервисов «Банк-Клиент» и «Интернет-Клиент», акцепта расчетных документов третьим лицом, размещения средств в депозитах и проведения расчетов аккредитивами.
Подразделение транзакционного бизнеса ВТБ уделяло особое внимание совершенствованию бизнес-процессов, которое было направлено на сокращение сроков предоставления услуг клиентам. С этой целью был упрощен порядок подключения к системе дистанционного банковского обслуживания, в том числе для клиентов, имеющих разветвленную сеть. Кроме того, был оптимизирован процесс открытия счета, реализован механизм заключения сделок в рамках генеральных соглашений, что существенно упрощает процесс размещения средств клиентами, а также механизм открытия импортных аккредитивов через дочерние банки.
Для повышения эффективности продаж продуктов транзакционного бизнеса создана команда высокопрофессиональных специалистов, обладающих глубокими знаниями продуктов и имеющих опыт работы в ведущих западных банках.
Документарный бизнес
Документарный бизнес является одним из важных направлений бизнеса группы ВТБ. ВТБ предлагает все виды банковских гарантий и полный комплекс продуктов и услуг для внешнеторговых расчетов в документарной форме, расчеты аккредитивами и гарантийные операции на территории России.
На протяжении нескольких лет ВТБ занимает 1-е место на российском рынке как по объемам портфеля, так и по доходам от документарных операций. ВТБ является ведущим кредитным учреждением России в области обслуживания внешнеторговой деятельности. Обязательства ВТБ традиционно пользуются доверием в международных финансовых кругах.
В 2011 году в банке ВТБ внедрена новая модель продаж продуктов документарного бизнеса, а также сформирована команда продуктовых менеджеров, оказывающих полный комплекс услуг в данной области. Эти шаги способствовали усилению синергетического эффекта от взаимодействия между клиентскими и продуктовыми подразделениями, что позволило ВТБ укрепить лидерские позиции на российском рынке документарного бизнеса.
Отдельное внимание уделялось совершенствованию методики ценообразования. В результате группе ВТБ удалось добиться роста доходов от документарных операций на 69%, сохранения их доли в общем комиссионном
доходе на уровне 14%, снижения концентрации документарного бизнеса и
увеличения доли сделок с пониженным уровнем риска (гарантии исполнения
государственного контракта, гарантии возмещения НДС и пр.).
В отчетном периоде был реализован ряд мероприятий по развитию кросс-продаж в группе ВТБ на базе документарного бизнеса. В частности, разработаны и внедрены модели обслуживания клиентов с участием иностранных филиалов Банка в Индии и Китае, а также дочерних банков Группы.
В 2011 году велась интенсивная работа по внедрению системы продаж аккредитивов через систему дистанционного банковского обслуживания. Кроме того, активно продвигалась практика работы по банковским гарантиям и аккредитивам в рамках генеральных соглашений.
Розничный бизнес
В 2011 году розничный бизнес группы ВТБ динамично развивался как за счет органического роста, значительно опережающего рынок и основных конкурентов, так и за счет успешных приобретений. Ядром розничного бизнеса Группы продолжает оставаться ВТБ24 – банк № 2 в России по обслуживанию физических лиц. Кроме того, услуги розничного банкинга группы ВТБ в России предоставляют Банк Москвы и ТрансКредитБанк.
На конец 2011 года общее число активных клиентов банка ВТБ24 составило 5,9 млн человек по сравнению с 4,9 млн на конец 2010 года.
В целом число активных розничных клиентов группы ВТБ на территории России составило по итогам отчетного периода около 15 млн. человек (с учетом активных клиентов Банка Москвы и ТрансКредитБанка). Число предприятий малого бизнеса, работающих с группой ВТБ, составило на конец отчетного периода свыше 250 тыс.
Банки группы ВТБ в странах СНГ (Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан и Беларусь) и Грузии обслуживали на конец года около 1 млн. физических лиц. В европейском регионе успешно развивается розничный бизнес Группы во Франции и Германии, при этом основным направлением
данных странах на текущий момент является привлечение средств розничных
клиентов.
В 2011 году продолжилась реализация стратегии розничного бизнеса Группы, в основе которой лежит клиентоориентированный подход к развитию бизнеса, направленный на рост качества обслуживания клиентов в сочетании со стремлением к более высокой доходности.
В среднесрочной перспективе розничный бизнес группы ВТБ наряду с динамичным расширением масштабов бизнеса и увеличением доли рынка планирует уделять особое внимание интенсивному развитию взаимоотношений с клиентами, а также развитию и увеличению доли удаленных каналов продаж.
Наиболее значимыми рыночными факторами, определившими работу розничного бизнеса группы ВТБ в отчетном периоде, стали восстановление российской экономики на фоне развития долгового кризиса в Европе и понижения кредитного рейтинга США, усиление конкуренции на рынке розничного кредитования, а также стабилизация ситуации с просроченной задолженностью.
Сформировавшаяся во время кризиса сберегательная модель поведения населения в течение 2011 года стала меняться на потребительскую, что подтверждается ростом кредитования на фоне снижения темпов прироста сбережений.
В условиях динамичного развития рынка розничного кредитования в 2011 году ВТБ24 уделял внимание не только экстенсивному развитию сети и росту кредитного портфеля, но и повышению качества клиентского обслуживания и внедрению инновационных подходов в работе с ключевыми сегментами.
В результате основными конкурентными преимуществами ВТБ24 сегодня являются не только количество розничных продуктов и привлекательность условий по ним, но и высокий уровень банковских технологий, а также сегментированный подход к разным категориям клиентов.
Все эти факторы в совокупности позволили розничному бизнесу Группы в 2011 году обновить рекордные значения прибыли.
Улучшение экономической ситуации в стране способствовало
динамичному росту розничного кредитного портфеля группы ВТБ, который по итогам года вырос на 52,2% – до 824,1 млрд рублей по сравнению с 541,5 млрд рублей в 2010 году.
Помимо органического роста, обусловленного позитивной динамикой кредитования банком ВТБ24, увеличение портфеля в значительной степени обусловлено консолидацией в 2011 году Банка Москвы. Высокие темпы роста кредитования физических лиц позволили группе ВТБ в России увеличить присутствие в сегменте розничного кредитования до 13,7% (12,2% в 2010 году).
В 2011 году Группе удалось сохранить темпы роста объема розничных депозитов, значительно опережающие рыночную динамику. На конец отчетного периода объем портфеля депозитов физических лиц группы ВТБ достиг 1 161,4 млрд. рублей, что на 55,3% превысило показатель 2010 года.
В условиях возрастающей конкуренции Группа смогла в полной мере использовать преимущество своего бренда и обеспечить существенный органический приток средств клиентов. Кроме того, весомый вклад в прирост средств клиентов внесла консолидация Банка Москвы.
По итогам 2011 года ВТБ увеличил долю на рынке розничных депозитов в России с 7,2 до 9,0%.
В 2011 году ВТБ24 вывел на рынок несколько популярных специальных предложений, позволяющих физическим лицам выгодно размещать средства на короткую и среднесрочную перспективу.
Одной из заметных тенденций 2011 года стал рост популярности использования дистанционных каналов банковского обслуживания для размещения средств во вклады, в том числе системы «Телебанк» и банкоматов ВТБ24. На конец отчетного периода доля таких вкладов в депозитном портфеле ВТБ24 превысила 12%.
На рисунке 2 представлены
доли ВТБ на рынке кредитов и депозитов
физических лиц.
Рис. 2 Доли ВТБ на рынке кредитов и депозитов физических лиц
3.3 Услуги Банка ВТБ в сфере международной торговли
Благодаря активному развитию филиальной сети ВТБ в России и за рубежом, совершенствованию системы дистанционного обслуживания и созданию единой сети банкоматов компании обеспечивают доступность банковских услуг для широких слоев населения и малого бизнеса даже в отдаленных районах.
ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 30 банков и финансовых компаний в 19 странах Европы, Азии и Африки.
Корреспондентские отношения Банка с крупными зарубежными банками, а также с банками ближнего зарубежья позволяют клиентам использовать наиболее эффективные формы расчетов по экспорту и импорту.
Московские отделения и зарубежные отделения ВТБ предлагают клиентам следующие услуги:
- ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание в иностранных
валютах;
- переводы иностранных валют по системе SWIFT;
- покупка/продажа иностранных валют за российские рубли и конвертация одной валюты в другую;
- операции с иностранными валютами на межбанковском рынке;
- оформление паспортов импортных и экспортных сделок;
- оплата контрактов по импорту работ и услуг;
- международные расчеты по коммерческим и неторговым операциям во всех принятых в международной банковской практике формах, включая банковские переводы, инкассо, аккредитивы, чеки, гарантии;
- кредитование в иностранной валюте;
- оформление документов валютного контроля;
- консультации квалифицированных специалистов по вопросам валютного регулирования и внешнеэкономической деятельности.
Развитие бизнеса в странах СНГ является приоритетным направлением международной стратегии Группы. Активное присутствие ВТБ на финансовых рынках стран бывшего СССР способствует укреплению экономических связей между государствами и позволяет предоставлять корпоративным клиентам Группы более широкий спектр услуг. Ключевым приоритетом ВТБ в данном регионе является Украина.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития банковских услуг в мировой торговле