Проблемы законодательного регулирования интернет-сми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_озо_Барсукова.docx

— 154.99 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

 

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Кафедра теории журналистики

 

 

 

 

Барсукова Светлана Алексеевна

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНТЕРНЕТ-СМИ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА   
по специальности 030601 – Журналистика (периодическая печать и телевидение)

 

       

 

Научный руководитель –

к.ф.н., доцент

А.Г. Капустина.

 

Рецензент –

старший преподаватель О.О. Мирошникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону – 2014

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нынешний мир невозможно представить без информации:  она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов. Поиск информации через Интернет стал прерогативой не только рядовых пользователей, но и государственных служащих, бизнесменов и коммерческих организаций. Ведь своевременное получение информации способно приносить немалую прибыль и ощутимую пользу. Коммуникация с клиентами и потребителями, доступная реклама перед потенциальной, достаточно широкой аудиторией - все это открыло массу возможностей, как для потребителей, так и для распространителей информации.

В сети Интернет с каждым днем увеличивается число Интернет-СМИ. Вне зависимости от того, являются ли они зарегистрированными средствами массовой информации или нет, все они её распространяют. А благодаря техническим возможностям Интернета доступ к этой информации может получить любой желающий, так же, как и любой может создать в сети сайт, деятельность которого будет похожей на работу привычного, неэлектронного СМИ. Доступность, простота, отсутствие четких рамок и точных понятий -  все это порождает большое количество проблем при правовом регулировании Интернета и деятельности СМИ в сети.

Правовое регулирование сетевых средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля над деятельностью в Интернете. До последнего времени государство не уделяло этой сфере должного внимания. Между тем перспективу развития сетевых средств массовой информации трудно переоценить. Уже сегодня они доступны огромному числу людей в России и за границей. Передача и получение информации становятся быстрее и удобнее. Выпуск сетевого средства массовой информации не требует больших капиталовложений. Нет необходимости участвовать в конкурсах на получение лицензий на телевидение или радиовещание. Все эти факторы привлекают в Интернет все большее количество людей.

Актуальность выбранной автором  темы дипломной работы продиктована тем, что   требуются существенные доработки российского законодательства в сфере массовой информации: понятий аппарат сильно размыт, а нормы закона, которые успешно работают применительно к традиционным СМИ, оказываются не применимыми на практике к СМИ сетевым.

Степень изученности темы: вопросы о понятии и сущности Интернет-СМИ как особой формы распространения массовой информации, а также проблемы правового регулирования Интернет-СМИ в современных условиях, рассмотрены в научных трудах таких авторов, как Монахов В.Н., Минбалеев А.В., Панкеев И.А., Ковалева Н.Н., Лукина М.М., Фомичева И.Д. и др., а также в материалах семинаров и в научных исследованиях. Но до сих пор не существует глубокого и полного исследования этого вопроса, потому что вместе с бурным развитием технических средств передачи информации, упрощением работы с сетью Интернет,  снижением цен на информационные Интернет-услуги и ростом их доступности, изменяется картина информационного Интернет-пространства.  Эти изменения происходят настолько быстро, что создание актуального и аналитически полного исследования,   является серьезной трудностью.

Цель работы состоит в анализе основных проблем, связанных с правовым регулированием Интернет-СМИ, определением параметров, характеризующих информационные ресурсы в качестве СМИ,  защитой прав и законных интересов различных субъектов при передаче информации в глобальных компьютерных сетях.

Автор дипломной работы ставит перед собой следующие задачи:

  1. Изучить существующую литературу по данной проблеме;
  2. Дать определение понятию «информационное право»; изучить законодательство в области информационного права;
  3. Проанализировать основные проблемы, существующие в сфере регулирования Интернет-пространства.
  4. Определить основные типологические характеристики Интернет-СМИ.
  5. Проанализировать имеющиеся проблемы правового регулирования Интернет-СМИ и пути их решения.

Объектом исследования являются Интернет - СМИ как часть медиасистемы, имеющие свои признаки, типологические особенности и систему правового регулирования.

Предметом исследования служит анализ существующих законодательных документов по регулированию Интернет-СМИ в условиях современных информационных коммуникаций.

Практическая польза работы заключается в составлении единой картины процесса законодательного регулирования, выявлении основных проблем в данной сфере и предложении возможных путей решения.

Методологической основой исследования в данной дипломной работе послужили метод анализа научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как дедукция, аналогия, сравнение и исторический подход.

Структура работы

Дипломная работа состоит из введения, где обоснована актуальность выбранной темы, определены цели и задачи; двух глав, каждая из которых, отвечает на ряд поставленных задач; заключения, где подведены итоги исследования, и списка использованных источников. Глава первая характеризует информационное право, основные положения и сферу влияния, в ней рассматриваются законодательные акты, имеющие отношение к регулированию Интернет-пространства, проводится обзор западного опыта в данной области, обозначаются основные проблемы данной сферы. Глава вторая содержит перечень типологических характеристик средств массовой информации, их видоизменение с появлением сетевых СМИ, перечень СМИ, ведущих деятельность в Сети, выявляются основные проблемы в определении статуса интернет-ресурсов. Во второй части второй главы рассматриваются законодательные нормы, регулирующие СМИ в Интернете, проводится анализ целесообразности последних изменений в законодательстве,  выявляются основные проблемы и возможные пути  их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Особенности информационного права в России                          

 

1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины

 

Не так давно информация стала объектом пристального изучения различными научными дисциплинами: от информатики до социологии.  Разнообразие предметов и явлений, понимаемых под этим понятием, определяет широту пространства изучения данного объекта.

Для начала определимся, что же подразумевается под термином «информация».  Как такового, полного и точного определения понятия «информация» не существует.  Каждая наука и отрасль знания наделяет данное понятие своим набором признаков и свойств. В контексте юридического определения информации, мы можем рассматривать значение, данное в ст.2 ФЗ РФ от 27.07.2006 «Об информации, информатизации и защите информации»1: « информация  - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления». Как видно, даже законодательный акт описывает этот  термин довольно широко.

Говоря о правовых актах,  регулирующих  распространение, хранение, обмен и иные действия, совершаемые с информацией, из-за широты данного понятия, невозможно выделить  только один юридический документ. Информационное право, как совокупность правовых норм, осуществляющих регулятивную деятельность в сфере  технологии создания, производства, управления, хранения информации и информационного обмена, представляет собой комплекс законодательных актов и кодексов, тем или иным образом, касающихся данной сферы. Каждый из этих документов рассматривает свой аспект регулирования, связанный с информацией и информационным потоком.

Информационные отношения, возникающие в ходе деятельности людей, регулируются не только юридическими нормами, но и иными регуляторными механизмами: традициями, привычками, ритуалами, кодексами этики и моральными установками. Однако в данном исследовании мы будем руководствоваться только первым способом регуляции – с помощью права. Для осуществления данного процесса воздействия на массив информационного потока каждым государством создается свой ряд законопроектов, который будет осуществлять контролирующие и формирующие функции.  Дополнительно существуют международные нормы права, которые при ратификации, также служат для регулирования данной сферы.

Как сложная система информационное право имеет свои объекты и субъекты. Под объектом понимается совокупность информации и  информационных отношений между гражданами, СМИ, фирмами, государством и иными организациями. Последние же, в свою очередь, являются субъектами правоотношений и имеют свои собственные права и обязанности, возникающие в ходе информационных отношений:

- право  на создание массовой информации (журналист, редакция);

- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

- право  интеллектуальной собственности  на распространяемые СМИ результаты  творческой деятельности (автор  распространяемой информации);

- обязанность  по достоверному, оперативному, полному  информированию населения (пользователи Интернета, редакции и журналисты);

- обязанность  по обеспечению гарантий свободы  слова (государство);

- ограничение  права на распространение информации  ограниченного доступа (все участники  производства и распространения  массовой информации);

- ограничение  права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);

- ответственность  за недостоверность создаваемой  информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации). 2

Определение объекта, субъектов, их прав и обязанностей - один из аспектов информационного права. Другим, не менее важным, является обеспечение безопасности передачи и хранения информации,  а также защита населения, организаций и государств от любого рода вредной информации.

В последние годы, в связи с бурным развитием Интернета и других способов и каналов передачи информации на большие расстояния быстро и с минимальными финансовыми затратами, при этом, имея возможность сохранить частичную или полную конфиденциальность, очень остро встал вопрос об информационной безопасности, которая захватывает все сферы нашей жизни: от сохранения государственной, коммерческой или иного рода тайны, вплоть до сохранения конфиденциальности личных данных. Вопрос этот ставится на международном уровне и имеет первостепенной значение, особенно в сфере средств массовой информации.

Изучая законодательное регулирование и документы, закрепляющие правовые нормы, касающиеся информации, можно выделить несколько уровней, на которых этот контроль осуществляется. В первую очередь, согласно концепции примата международного права,  мы рассматриваем международные правовые акты, которые ратифицированы в России и  имеют в своем составе положения, относящиеся к информации.

Прежде всего, это Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в ноябре 1950 г.  В статье 10-й утверждается право каждого человека на  свободу получения и распространения информации, за исключением ограничений определенных в пункте 2 этой статьи.3 Исходя из этого, любой человек на планете может участвовать в информационном обмене, независимо от его гражданства.

Другим, не менее важным документом, является принятая двумя годами ранее Всеобщая декларация прав человека4. Статья 19 данного юридического документа идентична предыдущей описанной нами норме и закрепляет за человеком свободу слова и мысли и, как следствие, распространение и получение информации.

Эти два документа закрепляют общее право человека на свободу информации. В последние годы международные организации, в связи с технологическим развитием средств массовых коммуникаций, электросвязи и расширением ареала распространения информации, были вынуждены создать специальные документы, регулирующие отношения в сфере информационного обмена, информационной безопасности и развития сетей электросвязи.

Одним из основных документов, которые ставят доступность информации и средств получения, передачи и хранения её одной из важнейших задач для мировой общественности,  является Окинавская Хартия глобального информационного общества. Её положениями утверждается лидирующая позиция информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют экономическому, культурному и социальному развитию всего глобального сообщества. 5 Исходя из этой предпосылки, Хартией также утверждается всеобщее право на получение и обмен информацией, основываясь на взаимном уважении и терпимости.

Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми