Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа
Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как один из главных инструментов развития экономического сектора в каждом государстве, в связи с этим основными направлениями работы становятся развитие информационно-коммуникационных сетей во всех странах мира, обеспечение доступа к этим сетям для каждого желающего и преодоление технического разрыва между различными странами с целью всеобщего развития.
Не менее важным считается и культурный обмен между гражданами различных государств, который будет способствовать укреплению взаимоотношений, развитию знаний о культуре и особенностях жизни государств, развитию терпимости и международных отношений, построенных на уважении. Такая политика направлена на снижение количества межнациональных конфликтов за счет межкультурного взаимодействия.
Не являясь строго регламентированным документом, носящим характер нормативного акта, строго предписывающим определенные действия, Окинавская хартия скорее носит рекомендательный характер и определяет основные моменты, связанные с информационным обменом и пути решения особо важных задач в развивающемся глобальном информационном сообществе.
Другим не менее важным рекомендательным документом является Устав Международного союза электросвязи. Данная организация – одна из старейших международных организаций, была основана еще в 19 веке. Основная её цель – обеспечение повсеместного, простого и недорогого доступа к информации и средствам связи, также в сферу ее деятельности входит управление радиочастотным спектром, в частности – создание единых стандартов пользования электрическими и информационными сетями, расширение и укрепление международного сотрудничества в регионах с использованием всех видов связи. Указанный выше Устав был принят в 1992 году в Женеве и содержит несколько важных в контексте данной работы статей. Статья 33 закрепляет право населения на передачу сообщений с помощью международной службы корреспонденции, а также обязывает создавать одинаковые условия для всех участников обмена.
Статья 34 указывает на ограничения в передаче сообщений: к ним относятся все сообщения, которые угрожают безопасности государства, противоречат его законам, общественному порядку или правилам приличия. Такие сообщения не передаются, в том числе и частными компаниями. Статья 37 в свою очередь обязует максимально заботиться о сохранении тайны сообщений, но при этом во втором пункте оговаривается, что при угрозе безопасности и для обеспечения соблюдения внутреннего законодательства или выполнения международных обязательств компании, занимающиеся передачей информационных сообщений, должны предоставить уполномоченным органам все необходимые данные.
Говоря о внутригосударственном регулировании в сфере информационного права в России, нельзя не упомянуть о статье 29 Конституции РФ6, так как последняя является основополагающим правовым актом в нашей стране. Данная статья закрепляет свободу слова и мысли, свободу поиска, получения, хранения, производства и распространения информации. Также в пункте 5 обозначается свобода средств массовой информации и запрещается цензура. Но при этом пункт второй ограничивает информационный обмен запретом на пропаганду или агитацию, ведущую к разжиганию межнациональной, религиозной и расовой ненависти или вражды. Ограничение по доступу и распространению информации мы встречаем и в других статьях данного юридического документа. Например, не допускается сбор, хранение и распространение информации о частной жизни без согласия данного лица.
Таким образом, проанализировав ряд международных и внутригосударственных юридических документов, мы установили, что право на свободный доступ к информации и различным действиям, совершаемым с ней, является одним из основополагающих прав и свобод человека.
Теперь мы рассмотрим отдельные правовые акты, которые регулируют информационную сферу в России. Основным федеральным законом, действующим в этой области, является Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»7, принятый 27 июля 2006 года. В него неоднократно вносились различные поправки, что связано с постоянным изменением в сфере информационного обмена. Он определяет понятие информации и её правовой статус, а также рассматривает практические все действия и операции, производимые над информацией. Давайте рассмотрим его подробнее. Статья первая определяет область регулирования: все действия, производимые с информацией, использование информационных сетей, а также защита информации. Статья вторая дает определение понятиям, которые используются в законе. В третьей статье определяются основные принципы правового регулирования отношений: закрепляется право на свободный доступ, поиск, передачу, хранение и распространение информации, кроме случаев указанных в этом и других федеральных законах, равенство всех языков народов РФ при эксплуатации информационных систем, обязательство распространять только достоверную и проверенную информацию, открытость информации о деятельности государственных органов, кроме случаев ее ограничения другими федеральными законами, а также запрет на распространение и совершение иных действий с информацией о частной жизни лица без его разрешения.
Во втором пункте пятой статьи обозначено деление информации по критерию доступности на общедоступную и информацию ограниченного доступа; пункт третий делит информацию в зависимости от порядка ее распространения на 4 категории: свободно распространяемую, предоставляемую по соглашению лиц, предоставляемую обязательно согласно федеральным законам и информацию, распространение которой ограничивается и запрещается.
Далее идет разбор отдельных понятий, указанных выше. Например, общедоступная информация может быть ограничена в своей доступности и свободе распространения только ограничениями, определенными в федеральных законах. Также определяются категории информации, доступ к которым не может ограничиваться или запрещаться. К ней, к примеру, относят информацию о состоянии окружающей среды и информацию о деятельности государственных органов, за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну.
Статья девятая наоборот определяет перечень информации, доступ к которой и её распространение могут быть ограничены. Это может быть информация, на которую наложено ограничение постановлением суда, государственная, служебная и коммерческая тайна, а также персональные данные и любая информацию о частной жизни лица кроме случаев, когда обязательство ее предоставления определено федеральным законом или постановлением суда.
В статье десятой есть два пункта, наиболее важных для нас в связи с рассматриваемой темой - это пункт второй данной статьи, в котором оговаривается, что информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о лице, который обладает данной информацией или распространяет ее, или же сведения, достаточные для идентификации данного лица; и пункт шестой, в котором повторяется конституционный запрет на распространение информации, которая ставит своей целью пропаганду войны, разжигание межнациональной, религиозной или расовой ненависти, а также любой информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В статье пятнадцатой определяется порядок функционирования
информационно-
Статья 17 определяет виды ответственности за несоблюдение
данного федерального закона, а именно наступление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, исходя из рассмотренных ранее положений, мы можем сделать вывод, что данный закон регулирует все основные моменты, связанные с информацией, ее передачей, хранением и иными действиями, определяет понятия общедоступной и ограниченной информации, порядок и условия её распространения, основываясь при этом на конституционные принципы, такие как доступность информации и сохранение государственной, коммерческой тайны и тайны личной и семейной жизни; определяет порядок распространения информации с помощью информационно-коммуникационных систем, виды информации, которая подлежит ограничению или запрещению для распространения, хранения и иных действий, порядок устранения такой информации из свободного доступа и обращения и виды ответственности за нарушение данного законодательного акта.
В завершении обзора законодательных документов, входящих в информационное право, как совокупность юридических норм, регулирующих информационный обмен, стоит рассмотреть еще несколько федеральных законов и некоторые главы Гражданского Кодекса РФ, имеющие отношение к данной сфере.
Говоря об информации, невозможно не брать в расчет ее создателя, то есть автора. Здесь мы напрямую встречаемся с той областью регулирования, которой занимается авторское право. Очень подробно рассматривать ее мы не будем, это материал для отдельного исследования. К нашей теме авторское право имеет скорее опосредованное отношение, поэтому мы только обозначим основные законодательные акты, которые входят в него. Ранее, данную область правоотношений регулировал ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 19.07.1993г., но в 2008 году он утратил свою силу, и теперь главным документом в данной сфере является Гражданский Кодекс РФ, а точнее часть 4.
Помимо ограничений, указанных в Конституции и ФЗ «Об информации…», есть ряд ограничений и запретов, указанных в других федеральных законодательных актах. К этим документам относятся ФЗ « О государственной тайне», «О коммерческой тайне» и «О персональных данных».
Подводя итоги, можно сказать, что информация является довольно широким понятием, что приводит к различным коллизиям при попытках дать точное определение данному термину и соответственно при ее правовом регулировании. Множественность явлений, подходящих под это определение привела к тому, что очень трудно выделить какой-то один документ, который бы регулировал информационную сферу и все действия, совершаемые с информацией. Несовершенство законодательной базы приводит к повторяемости норм, неточности при попытках дать точную правовую характеристику процессам, происходящим в области деятельности, связанной с информационным обменом, а также к стихийному законотворчеству, которое, во-первых, часто отстает от происходящих в действительности событий и процессов; во-вторых, зачастую носит негибкий и запретительный характер, и, в–третьих, не решает проблем, существующих в информационной сфере.
1.2 Правовое регулирование сети Интернет
Интернет сегодня является неотъемлемой частью повседневной жизни общества. Сейчас трудно представить себе как можно обходиться без этой глобальной информационной сети и ее бескрайних возможностей, которые она предоставляет в любой сфере деятельности человека. Для начала необходимо определиться с тем, что все-таки подразумевается под столь распространенным понятием «Интернет». Современный экономический словарь дает следующее определение: «Интернет - глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к емким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту. Доступ в Интернет и сервис обеспечивается провайдерами».8 В Большом юридическом словаре дается несколько иная характеристика: «…универсальная информационная система, включающая в себя два самостоятельных блока: а) глобальное объединение компьютерных и коммуникационных сетей; б) программные средства, обеспечивающие сетевой сервис (электронная почта, мультимедиа и др.)»9.
Также, термин «Интернет» можно сформулировать как «всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации».10 Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что Интернет делится на техническую и информационную составляющие. Данное разделение ведет отдельному рассмотрению правовых норм, регулирующих технические средства функционирования Интернета и информационный компонент. Последний, в свою очередь, обусловил зарождение новых общественных отношений – Интернет-отношений, и появление этических, социальных, экономических и правовых проблем, связанных с ними.
Исследованием
этих проблем занимаются
В своем исследовании автор представил интернет-право как современное направление юридической науки. Для доказательства своего предположения автору потребовалось проанализировать целый круг проблем: необходимо было исследовать понятие и содержание интернет-права применимо к юридической науке; дать характеристику отношениям, регулируемым интернет-правом; рассмотреть общую концепцию Интернета с точки зрения информационного права; исследовать понятие, основные черты и формы проявления права виртуального пространства; изучить поведение субъектов в цифровой среде12.
И.М. Рассолов предложил решение важных проблем в сфере защиты интеллектуальной собственности. Это проблема пресечения распространения контрафактной продукции. Исследователь утверждает, что имеющийся механизм правового регулирования защиты интеллектуальной собственности (литературной, художественной, промышленной) не должен быть поставлен под сомнение развитием Интернета и других информационных сетей.
И.М. Рассолов полагает, что у обладателей интеллектуальных прав существуют общие средства защиты в данной сфере, в частности, при поддержке публичных властей. Он обосновывает положение, согласно которому механизмы защиты информационных продуктов должны ощутимо ограничить подделки. На провайдеров предлагается также воздействовать мерами гражданской и уголовной ответственности, побуждая их блокировать доступ к контрафактной продукции или информации подобного содержания, когда она уже "схвачена" и преследуется законными владельцами. Значительное внимание уделяется разработке юридических процедур в этой области, что позволит развить систему технической защиты.
Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми