Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:28, дипломная работа
Нынешний мир невозможно представить без информации: она окружает нас повсеместно, во всех сферах нашей жизни. Мы каждый день становимся её потребителями, осознанно или нет, принимаем участие в информационном обмене. В последнее время самым популярным источником информации стал Интернет. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I Особенности информационного права в России 8
1.1 Информационное право в России. Основные положения и термины 8
1.2 Правовое регулирование сети Интернет 18
Глава II Правовое регулирование Интернет – СМИ 41
2.1 Типологическая характеристика Интернет – СМИ. 41
2.2 Особенности правового регулирования электронных СМИ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Обозначив основные типологические характеристики ресурсов, свойства и качества Интернет-пространства, перейдем непосредственно к анализу всего многообразия ресурсов, которые представлены в сети. В контексте данного исследования мы будем рассматривать только те ресурсы, которые имеют или могут иметь отношение к средствам массовой информации. Мы не будем учитывать научные порталы, сайты органов государственной власти, библиотеки, базы данных, файлообменники как не имеющие прямого отношения к объекту нашего исследования.
В первую
очередь, стоит определить, что же подразумевается
под понятием «сайт», которые является
основным при разговоре о структурных
единицах Интернета. В словаре мы находим
следующее определение: « сайт - совокупность
электронных документов (файлов) частного
лица или организации в компьютерной сети,
объединённых под одним адресом (доменным
именем или IP-адресом)33. В Федеральном
Законе от 14.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
«Об информации, информационных технологиях
и защите информации» (далее Закон об информации),
мы находим немного другое объяснение:
«сайт в сети "Интернет" - совокупность
программ для электронных вычислительных
машин и иной информации, содержащейся
в информационной системе, доступ к которой
обеспечивается посредством информационно-
Для начала уделим немного внимания истории возникновения Интернет-СМИ. Первые русские Интернет-издания появились еще в 80-х годах двадцатого века, и в основном характеризовались преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством игроков на рынке, их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в Интернет-медиа.
Второй период развития Рунета можно отнести к 1999-му – началу 2000-го года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, в течение которого в сети появился ряд новых игроков, и существенно увеличился рост вложений в развитие сетевых СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство Интернет-проектов, которые ныне являются лидерами медийной сферы Рунета.
Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновение в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества on-line периодических изданий», о чем было впервые заявлено 19 марта 1997 года. Затем был опубликован Манифест содружества, где говорилось об объединении более пятидесяти различных по тематике электронных изданий, а само «Содружество» названо «неофициальной гильдией российского Интернета». Авторы манифеста объявили о создании Еже – движения, задачи которого – объединять создающиеся сетевые периодические издания. Варьирование с приставкой «еже» («ежепроект», «ежеавторы») привели к созданию терминов «ежедневки» и «еженедельки».
В это же время возникает один из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее. Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет.35
Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновых выпусков, иногда содержащие только анонсы статей и/или тексты прошлых номеров, иногда имеющие дополнительный контент.
По жанровому и тематическому наполнению интернет-издания не отличаются от офлайновых — есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, детские, женские и т.п. Основное отличие интернет-издания от печатного – его периодичность. Если печатное издание выходит раз в неделю, месяц и т.д., то интернет-издания, независимо от жанра, обновляются по мере появления нового материала.
Сегодня Интернет-журналистика по рейтингам популярности у потребителей составляет значительную конкуренцию телерадиокомпаниям. Что касается печатных СМИ, то онлайн издания угрожают вскоре и вовсе вытеснить с рынка информации своего «бумажного аналога». Характерно, что доступ к информационным продуктам газет и журналов через Интернет обычно бывает бесплатным, тогда как за традиционные выпуски на бумажных носителях подписчик должен платить.
Не так давно в сетевой прессе появился и вовсе уникальный жанр – интернет – дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине – блоги).
«Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изобраъжения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).» 36
Рождение этого жанра связано с распространение в России портала livejournal.com. В настоящее время некоторые блоггеры развились до такой степени, что в профессиональном журналистском сообществе всё чаще возникают дискуссии на тему реальной конкуренции между СМИ в классическом представлении и блогосферой.
По ряду типологических признаков выделяются некоторые группы новых СМИ, возникшие на основании двух генетически разных категорий изданий.
Первая категория, как правило, копирует или развивает уже устоявшиеся типологические модели своих материнских изданий. Ее условно можно разделить на следующие группы:
Отличительной особенностью информационной модели эквивалентных "клонов" является то, что они публикуются с материнским изданием либо одномоментно, либо с небольшим опозданием.
Вторая категория изданий включает медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие офлайновых прототипов. В противовес первой группе они занимают лидирующие позиции в сетевых рейтингах, а некоторые из них, которые прямо заявляют о своих коммерческих целях, в скором времени обещают выйти на рубежи самоокупаемости.
В этой категории выделяют две отдельные группы:
На складывающиеся типы онлайновых изданий влияет характер аудитории, в основном социально активной и деловой. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной и достоверной информации.
Характеристика традиционных (с печатными оригиналами) Интернет-СМИ России определяется также некоторыми отличительными показателями этих изданий:
1. По формату копии печатного СМИ:
2. По модели реализации:
3. По ориентации на устройства для чтения:
К основным и характерным отличиям интернет-изданий можно отнести следующее:
Рассмотрев те интернет-ресурсы, которые в Законе о СМИ, рассматриваются как «сетевые издания» и имеют более-менее понятные характеристики и статус, перейдем к пограничным сайтам, идентифицировать которые не так просто – блогам и социальным сетям. Единого мнения относительно того, являются эти сетевые ресурсы средствами массовой информации или нет, до сих пор нет.
Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.
По данным на 2004 год зафиксировано 4 миллиона блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллиона блогов. Согласно рейтингу блогов Яндекса на сегодняшний день в российском сегменте интернета ведется около 18 800 000 блогов.
Рост числа блогов и блогеров объясняется следующим:
До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить человеческие стремления к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации.
Каковы же основные отличия блогов от СМИ?
В связи с тем, что многие блоги пользуются огромной популярностью у читателей и собирают тысячи посетителей, достаточно остро встал вопрос: являются ли блоги средством массовой информации и должно ли к ним применяться соответствующее регулирование? Разговоры о регистрации и контроле над блогами стали идти в связи с тем, что в своих блогах многие авторы не стесняются размещать клевету, оскорбления, призывы к экстремизму, антисемитские высказывания, информацию нарушающую авторские права или же порочащую честь и достоинство других лиц.
К средствам массовой информации предъявляется целый ряд требований, включая требования к порядку размещения информации и к ее содержанию. Ответственность за нарушения российского законодательства в сфере информации более серьезная в отношении СМИ, нежели в отношении физических лиц, не являющихся СМИ. Поэтому вопрос о том, стоит ли рассматривать блоги в качестве СМИ далеко не праздный.
Хотя некоторые блоги постепенно уже и берут на себя многие функции СМИ, однако в целом продуктивность блогосферы как качественной информационной среды в настоящее время вызывает большие сомнения. Гражданская журналистика не обладает той степенью достоверности и объективности, которая присуща современной качественной прессе.
Информация о работе Проблемы законодательного регулирования интернет-сми