Анализ рынка жилья в хакасии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать рекомендации по государственному регулированию развития рынка жилья в республике Хакасия.
При написании дипломной работы использовались данные о состоянии жилищного рынка в Российской Федерации по нескольким регионам, которые имели различный уровень экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

ДР Прокудина 25.09.07 2.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Рис. 10  Распределение ответов респондентов на вопрос: Какому виду жилой недвижимости Вы отдаете наибольшее предпочтение?

 

Предпочтения населения разделились следующим образом: большинство граждан желают жить в отдельных домах, будь то особняки или коттеджи, немного больше человек предпочитают покупать обычные квартиры, меньше всего предпочтений отдано строящемуся жилью вследствие его дороговизны.

Для характеристики платежеспособности анкетируемых также был задан ряд вопросов.

Рис. 11  Распределение ответов респондентов на вопрос: Какие денежные средства Вы используете для покупки квартиры?

Вследствие низкой платежеспособности потенциальных покупателей большинство из числа опрашиваемых предпочитают пользоваться ипотечным кредитом. Лишь 38% используют собственные сбережения и накопления, либо деньги, вырученные от продажи машины и любой другой недвижимости (гараж, земельный участок, квартира, дача и др.). Остальные граждане предпочитают пользоваться другими видами кредитов, без залога недвижимости.

Рис. 12. Распределение ответов респондентов на вопрос: Как Вы оцениваете собственные покупательные возможности?

Так как Абакан является торговым городом со стабильной экономической ситуацией, в нем проживает наибольшее число трудоспособного населения, то большинство опрашиваемых расценили свои покупательские возможности, как удовлетворительные, т. е. они в состоянии приобрести какую-либо жилую недвижимость если не за собственные средства, то с привлечение заемных

В ходе социологического опроса выявились критерии предпочтения потребителей при выборе жилья.

Основными критериями выбора жилой недвижимости являются:

  1. стоимость жилого помещения (46 и 38% соответственно);
  2. близость выбора жилья к работе, школе, детскому саду (68 и 58% респондентов);
  3. материал жилого дома (19 и 27% опрошенных);
  4. вид недвижимости, наибольшее предпочтение было отдано частным особнякам и коттеджам (38% опрошенных);
  5. этажность (19 и 12% анкетированных).

Опять же главным критерием, определяющим возможность покупки жилья, остается платежеспособность потенциального покупателя.

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей жилищные отношения в Республике Хакасия. В структуре нормативно-правовой базы, регулирующей жилищные отношения в республике, выделяются следующие документы:

  1. Закон Республики Хакасия «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия» от 25 июня 1998 года.
  2. Постановление Правительства Республики Хакасия от 11 июля 2002 года №182 «О реализации мероприятий по ипотечному кредитованию жилищного строительства в Республике Хакасия».
  3. Постановление Правительства Республики Хакасия от 08 июня 2005 года №202 «О концепции развития жилищно-коммунального хозяйства в Республике Хакасия на 2005 2008 гг. на период до 2010 года».
  4. Постановление Мэра г. Абакана от 22 июня 2001 года №923 «О реализации программы ипотечного жилищного кредитования в городе Абакане».
  5. Закон Республики Хакасия от 12 апреля 2007 года № 15-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда республики Хакасия по договорам социального найма отдельным категориям граждан».
  6. Закон Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 33-ЗРХ «О порядке признания граждан малоимущими, в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
  7. Закон Республики Хакасия от 16 ноября 2006 года № 51-ЗРХ «Об утверждении республиканской целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы».
  8. Закон Республики Хакасия от 25 декабря 2006 года № 78-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год».
  9. Постановление Правительства Республики Хакасия от 23 мая 2007 года №161 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории Республике Хакасия на 2007 год».
  10. Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 октября 2006 года №298 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления единовременных субсидий на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе».
  11. Решение Абаканского городского Совета Депутатов от 08 ноября 2006 года №307 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам»».
  12. Постановление Мэра г. Абакана от 12 января 2007 года №17 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления и участников муниципальной целевой программы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам»».

Исходя из вышеизложенного перечня документов, следует, что в нашей республике ведется работа по реализации программы «Жилище», в рамках которой идет работа по становлению и развитию ипотечного кредитования. В целях реализации программы реализуются подпрограммы по развитию жилищно-коммунального хозяйства республики, обеспечение жильем молодых семей, по обеспечению жильем малоимущих граждан.

Более высокая эффективность реализации социальных программ зависит не только от принятия нормативно-правовой документации, но и от эффективного финансирования, которое должно осуществляться совместно из муниципального и республиканского бюджетов.

В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая жилищные отношения в Республике Хакасия развита недостаточно. Локальные нормативные акты, принимаемые Правительством республики, не оказывают должного влияния на развитие жилищного сектора. Рынок жилья в республике развивается самостоятельно, опираясь на законы спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по развитию жилищного рынка 
в Республике Хакасия

3.1. Мероприятия по реализации Национального  проекта 
«Доступное и комфортное жилье гражданам России»

Главной организационно-финансовой основой реализации национального проекта является федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы.

Основной целью Программы, является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Важной особенностью новой программы является ее сбалансированность, стимулирование не только спроса, но и предложения на рынке жилья.

Обновленный вариант программы включает четыре подпрограммы:

  • «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»;
  • «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
  • «Обеспечение жильем молодых семей»;
  • «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

16 марта 2006 года заключено соглашение о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Правительства Республики Хакасия по реализации мероприятий приоритетного национального проекта, в нем определены региональные целевые показатели:

- объем ввода жилья в республике запланирован на 2007 год – 139,8 тыс. м2 общей площади жилья;

- объем выдаваемых в год ипотечных  жилищных кредитов и займов  гражданам запланирован в 2007 году на сумму 90 млн. рублей;

- количество граждан, относящихся  к категориям, установленным федеральным законодательством, улучивших свои жилищные условия в 2007 году – 11 семей;

- количество молодых семей, улучивших  жилищные условия (в том числе с использованием жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, в 2007 году – 9 семей.

На территории Хакасии реализация основных положений национального проекта ведется в рамках Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2006 года №51-PХ «Об утверждении республиканской целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы», принятым на сессии Верховного Совета РХ.

Закон основан на нормативно-правовой базе, включающей федеральные законы по различным аспектам формирования рынка доступного жилья, которая послужила основой для разработки новой редакции ФЦП «Жилище».

В программе выделены три приоритетных направления:

  1. повышение доступности жилья;
  2. увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
  3. увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведение которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные ресурсы.

Эти меры будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы:

- подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»;

- подпрограмма «Модернизация объектов  коммунальной инфраструктуры»;

- подпрограмма «Обеспечение жильем  молодых семей».

Успешная реализация Программы к 2010 году позволит обеспечить:

  1. улучшение жилищных условий населения республики Хакасия за счет увеличения годового объема строительства жилья до 168,2 тыс. м2;
  2. доступность приобретения жилья;
  3. увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов;
  4. повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 70% до 64 %).

Ожидаемые результаты ввода в эксплуатацию жилья в 2006-2010 годах по соответствующим программам и мероприятиям Программы – 750,7 тыс. м2, в том числе индивидуального – 405,8 тыс. м2.

Финансирование республиканской целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы осуществляется, начиная с 2007 года в пределах средств, предусмотренных в бюджете республики Хакасия на очередной финансовый год.

Для эффективной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», необходимо четкое взаимодействие между правительством республики Хакасия и главами муниципальных образований. В связи с этим правительством республики Хакасия и главами администраций муниципальных образований проводятся совещания и принимаются определенные программы, направленные на развитие жилищного строительства в республике.

К основным направлениями жилищного строительства, совместно реализуемых правительством республики Хакасия и муниципальными образованиями относятся:

  • формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
  • развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства;
  • развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства; обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
  • модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций на эти цели;
  • комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление кварталов застройки.

Отдельно главы администраций муниципальных образований отвечают за реализацию следующих мероприятий в рамках Нацпроекта:

  • принятие мер, направленных на увеличение и недопустимость снижения объемов ввода жилья, разрабатывают планы развития инженерной инфраструктуры земельных участков, используемых под строительство, в том числе малоэтажное;
  • принятие необходимых нормативных правовых документов, для участия в федеральных и республиканских жилищных программах, более качественное и внимательное осуществление подготовки заявок, во избежание отказов по формальным признакам, особое внимание уделять требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • принятие мер, направленных на скорейшую разработку генеральных планов;
  • переход к предоставлению земельных участков под жилищное строительство на торгах. Обращать особое внимание на подготовку пакета документов для выставления участков на торги и проводить работы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;
  • принятие мер по подготовке необходимых документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в соответствии с принятыми нормативными правовыми документами.

Учитывая, что механизм залога земельных участков может оказать наибольший положительный эффект применительно к формированию рынка доступного жилья, увеличению объемов жилищного строительства и увеличению платежеспособного спроса населения, в том числе в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», необходимо в наиболее короткие сроки приступить к реализации указанного механизма на территории муниципальных образований.

Информация о работе Анализ рынка жилья в хакасии