В ходе реализации национального проекта
доступного жилья целесообразно руководствоваться следующими
методологическими принципами и подходами:
- базовым уровнем управления должен признаваться
отдельно каждый регион;
- объектом адресного управления на региональном
уровне является единая система взаимосвязанных
локальных рынков: жилищного, строительного, земельного, ипотечного кредитования;
- состояние системы определяется совокупностью значений параметров
ее элементов и сложившихся в результате
их соотношений диспропорций и тенденций поведения;
- проведение диагностики состояния регионов
и достижение сопоставимости полученных результатов реализации
жилищной стратегии на федеральном уровне должно обеспечиваться единой
государственной системой жилищного мониторинга, применяемой во всех субъектах Федерации;
- результаты диагностики состояния системы
признаются основанием для формирования
субъектом РФ бюджета финансовых ресурсов в объемах, необходимых для их соответствующего целевого
направления (строительство, ипотека,
субсидирование населения и др.). Эти результаты используются также для создания
сводной информационной базы данных на федеральном уровне;
- выбор необходимых механизмов и инструментов, включая
ипотечное жилищное кредитование, различных
видов субсидирования, администрирования, а также возможность влияния региональных
властей на деятельность экономических субъектов подконтрольных
государству, в целях корректировки состояний системы осуществляется
с учетом сложившихся в регионе диспропорций;
- за основу принимается среднесрочный
период планирования (3-5 лет) как обеспеченный
достаточной информацией о сложившихся
диспропорциях и тенденциях в регионе;
- для обеспечения единого подхода к реализации государственной жилищной стратегии органами государственной власти
субъектов РФ должны применяться административные
рычаги и методы экономического стимулирования.
Таким образом, основные усилия представляется
целесообразным направить на создание единой федеральной
системы мониторинга региональных жилищных
систем как основного условия получения
достоверной информации для принятия
в последующем обоснованных управленческих
решений по программе «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» на государственном
уровне.
В Республике Хакасия наиболее острой
является проблема обеспечения земельными
участками под жилую застройку. Эта проблема
имеет несколько разный характер в городах
республики: Абакане, Саяногорске, в некоторой
мере Черногорске, Абазе, Сорске, и сельских
поселениях. Так, в настоящее время в городах,
имеется дефицит земельных участков по
объективным причинам – недоработка градостроительной
документации с перспективой развития
территорий городов, отсутствие средств
на серьезную разработку градостроительной
стратегии городов, нехватка квалифицированных
кадров градостроителей, градостроительные
ошибки прошлых лет и т.п. В сельских же
поселениях, в целом, наоборот существует
избыток свободной территории и отсутствие
очередности на новые земельные участки.
Здесь жилищное строительство сдерживают
такие факторы, как практически полное
отсутствие градостроительной документации,
отсутствие средств у местных администраций
на ее разработку и на развитие инженерной
инфраструктуры, недопонимание важности
наличия современной градостроительной
документации и материальные проблемы
самих жителей. В местных бюджетах отдельной
строкой должны быть предусмотрены целевые
средства на разработку генеральных планов
и другой необходимой градостроительной
документации. Если этого не будет до 2009
года, то по закону все строительство будет
приостановлено.
В соответствии с требованиями законодательства
все земельные участки, предназначенные
для жилищного строительства, должны предоставляться
через аукционы (даже в случаях явно большего
количества свободных земельных участков,
чем желающих их приобрести). Сроки проведения
аукционов и последующего оформления
документации занимают от 40 дней до 2-3-
месяцев. Лишь в городе Абакане наиболее
четко работают аукционы по продаже земельных
участков под застройку, в то же время
вся центральная часть города застроена
частными домами, которые требуют сноса
не только из-за приоритетного месторасположения,
но и из-за ветхого состояния.
В итоге, требуется пересмотр законодательной базы в области предоставления
земельных участков под строительство
с обременением. Важным аспектом является
взаимодействие республиканских и местных
органов власти, только при четком взаимодействии
органов власти можно в скором времени
решить проблемы, находящиеся в их ведении
и снижающие темпы строительства в регионе.
Необходимо отметить, что сегодня в Хакасии
отсутствует система управления и финансового обеспечения рынка
жилой недвижимости. Не разработана нормативно-правовая
база, регулирующая рынок жилья в республике.
Финансирование рынка жилья осуществляется
только в рамках Нацпроекта, дополнительные
финансовые вложения отсутствуют. В Хакасии
к так называемому финансированию можно
отнести только субсидирование процентных
ставок по ипотечному кредитованию по
льготной программе и финансовая поддержка
регионального оператора агентства по
ипотечному жилищному кредитованию –
ОАО «Ипотечное агентство жилищного строительства
Республики Хакасия».
Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных
факторов отрицательно влияет на развитие
и нормальное функционирование рынка
жилья в республике. С течением времени,
не смотря на возрастающие темпы жилищного
строительства и увеличение объемов ввода
жилья в эксплуатацию, жилье становится
все более недоступным для большинства
граждан республики, и решение проблемы
доступности жилья возможно только при
вмешательстве государства в работу жилищного
рынка.
Список литературы
- Федеральный закон №214-ФЗ от 30.12.2004 года
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации».
- Градостроительный кодекс Российской
Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.
- Жилищный кодекс Российской Федерации
от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.
- Земельный кодекс Российской Федерации
от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации
от 30 ноября 2004 года № 51-ФЗ.
- Комментарий к градостроительному кодексу
Российской Федерации от 29 декабря 2004
года № 190-ФЗ.
- Статистические данные по Республике
Хакасия
- Республиканская программа «Жилище».
- Приоритетный национальный проект «Доступное
и комфортное жилье - гражданам России».
- Федеральная целевая программа «Жилище»
на 2002-2010 годы.
- Андриади. Ю.Г. Жилищное строительство на Дону повышает спрос на кредиты//
ЖКХ.-2006.-№12.-С. 46-47.
- Басин Е.В.. «Консолидация предпринимательского
сообщества и конструктивный диалог с властью – необходимое
условие формирования рынка жилья»// Промышленное и гражданское строительство.-2006.-№12.-С.
- Волочков Н.Г.. «Справочник по недвижимости».
Инфра-М. Москва 1996 год.
- Громов. Б.В. В Подмосковье строят, сохраняя
исторический облик городов// ЖКХ.-2006.-№12.-С. 43-45.
- Григорьев Ю.П.. «Задачи и проблемы развития
массового жилища в Москве»// Промышленное и гражданское строительство.-2007.-№3.-С.
43-46.
- Литвинцева Г.П. «Доступное» жилье при
недоступных ценах// ЖКХ.-2007.-№5.-С. 21-27.
- Сергеенков В.П.. Этапы формирования рынка
жилой недвижимости и его роль в региональном развитии// Архитектура и
строительство России.-2006.-№6.-С. 45-47.
- Тихонова Н.Е.. Жилищная обеспеченность
и жилищная политика в современной России// Социум.-2007.-№6.-С. 71-78.
- Щербакова Н.А.. «Экономика недвижимости».
«Серия Учебные пособия». Новосибирск «Сибирское соглашение» 2002 год.
- Сапожников Н.П. Развитие ипотечного кредитования в России//Деньги и кредит
.-2001.-№1.-С. 44-46.
- Кошман Н.П.. Стройиндустрия и нацпроект//
ЖКХ.-2007.-№5.-С. 11-13.
- Каменецкий. М.И. Методические принципы
и подходы к оценке готовности регионов Российской Федерации к
внедрению жилищной ипотеки// Экономика строительства.-2006.-№5.-С.
2-16.
- Минц. В.М. Проблемы кредитования жилищного
строительства// Банковское дело.-2002.-№3.-С. 33-35.
- Марусова Е. Особенности исследования
экономических интересов участников жилищного строительства// Архитектура
и строительство России.-2007.-№4.-С. 26-31.
- Полякова М.Б. Развитие рынка ипотечного
кредитования в России// Экономика строительства.-2006.-№5.-С. 16-26.
- Регион недвижимости// Жилье стало недоступным
из-за высоких доходов населения.-2007.-№20.-С.6.
- Печатникова. С.М. «Организация и механизм функционирования
жилищного рынка»// Экономика недвижимости.-2003.-№4.-С.
2-12.
- Смирнов В.Г. «О необходимости сбалансированности
интересов участников при реализации новой жилищной политики»//
Промышленное и гражданское строительство.-2006.-№7.-С. 42-43.
- Савченко Е.С.. «Опыт жилищного строительства
в Белгородской области»// Промышленное и гражданское строительство.-2006.-№12.-С.
7-9.
- Соломатин А.В. Перспективы развития
региональных программ// Промышленное и гражданское строительство.-2004.-№1.-С. 8-10.
- Газета «Абакан»// «Хакасия»: взгляд.-2007.-26.-С.
6.