Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:15, дипломная работа
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть здравоохранение как важнейшею отрасль социальной сферы;
2) проанализировать бюджетно-финансовые основы деятельности учреждений здравоохранения;
3)проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы в ЦРБ п.Кировский Приморского края.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Здравоохранение как важнейшая отрасль социальной сферы.
1.1. Современное состояние здравоохранения в РФ (демографическая ситуация; показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения в РФ)…………………………………………………….8
1.2.Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России…………………………………………………………………………….12
1.3.Государственные гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи…………………………………………………………...24
1.4.Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранение…………..35
Глава 2. Бюджетно-финансовые основы деятельности учреждений здравоохранения.
2.1. Финансирование учреждений здравоохранения и организация контроля за целевым использованием бюджетных средств в ЦРБ п. Кировский……..44
2.2. Анализ расходов на содержание лечебных учреждений и порядок формирования внебюджетных средств………………………………………..55
2.3.Реформа здравоохранения и особенности ее проведения в Приморском крае………………………………………………………………………………64
Глава 3. Анализ труда и заработной платы в ЦРБ п.Кировский.
3.1.Анализ обеспеченности ЦРБ п. Кировский трудовыми ресурсами……73
3.2.Анализ использования рабочего времени в ЦРБ п. Кировский………..83
3.3.Анализ использования фонда заработной платы в ЦРБ п.Кировский…88
Заключение………………………………………………………………………94
Список источников и использованной литературы……
Размер заработной платы работников зависит от занимаемой должности с учетом квалификационной категории, уровня образования (среднее, среднее специальное и высшее), ученной степени (кандидат наук, доктор наук), ученного звания (ассистент, доцент, профессор), стажа работы по занимаемой должности и от наличия почетных званий. Вспомогательному персоналу устанавливаются дифференцированные должностные оклады,, а руководящим работникам – оклады, зависящие от категории учреждения.
Средства на оплату труда в учреждениях должны расходоваться в пределах установленного объема сметы с учетом выполнения плана по оказанию услуг. Поэтому при оценки использования фонда заработной платы определяются абсолютное и относительное отклонение.
Абсолютное отклонение – это разница между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы. Оно рассчитывается в целом по учреждению, отдельным категориям работников, подразделениям и характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда. При его исчисление численности работников (количества ставок или штатных должностей); изменение уровня средней зарплаты (средней ставки или должностного оклада).
Анализ фонда заработной платы, как правило, начинают с характеристики выполнения плана (сметных назначений) по этому показателю в целом по учреждению и по отдельным его звеньям и категориям работающих (персонала).
В качестве источников информации для анализа можно использовать следующие документы:
Оценка может проводиться по показателям и данным в таблице 3.8.
Табл. 3.8
Оценка использования Фонда заработной
платы в целом в ЦРБ п.
Категории персонала |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | Отклонение (+, –) | Выполнение сметных назначение, % | ||
по смете | фактически | абсолютное | % | ||
Врачи | 14624,28 | 13294,8 | -1329,5 | -9,1 | 90,9 |
Средний медперсонал | 21408,8 | 21196,8 | -212 | -0,99 | 99,01 |
Младший медперсонал | 7010,96 | 6677,1 | -333,9 | -4,8 | 95,2 |
Прочий персонал | 3593,5 | 3390,1 | -230,4 | -5,7 | 94,3 |
Итого | 46637,5 | 44558,9 | -21154,8 | -4,5 | 95,5 |
Из данных таблицы 3.8. следует, что план по фонду заработной платы (ФЗП) ЦРБ Кировского района выполнен на 95,5 (44558,9 : 46637.5 * 100) %. Экономия составила 21154,8 (44558,9 – 46637,5) тыс. руб., что может являться положительным результатом работы, но при условии, что эта экономия не ведет к уменьшению объема выполняемых работ и снижению качества обслуживания населения. Она образовалась за счет отклонения фактического фонда от планового по всем категориям работающих из-за не укомплектованности ЦРБ Кировского района персоналом.
Наибольшее отклонение по фонду заработной платы наблюдается по врачам – (–1329,5) (13294,8 – 14624,28) тыс. руб.
Конкретизировать причины отклонения позволяет анализ влияния основных факторов изменения фонда заработной платы по категориям персонала.
На
абсолютное отклонение по фонду заработной
платы оказывают влияние
Влияние изменения этих факторов на отклонение по фонду заработной платы можно определить по формулам, используя при этом прием абсолютных разниц:
DФч = DЧр * Уз.пл.,
DФср.з = DУз * Чр.ф..,
где DФч, DФср.з – изменение (отклонение) по фонду заработной платы за счет изменения количественного и качественного факторов соответственно; DЧр – прирост (или сокращение) численности работников по сравнению с планом; DУз – изменение фактической средней заработной платы (ставки) одного работающего по сравнению с плановой ее величиной; Уз.пл – средняя заработная плата (ставка одного работника по плану; Чр.ф – численность работающих по отчету.
Для
расчета влияния изменения
Таблица 3.9. Расчет влияния изменения факторов на отклонение по фонду заработной платы в ЦРБ п.Кировский
Категория персонала |
Фонд зарплаты, тыс. руб. | Среднемесячная численность работающих, чел. | Фонды зарплаты одного работающего, тыс. руб. | Отклонение по фонду зарплаты, тыс. руб. | |||||
по смете | фактически | по плану |
фактически | по смете | фактически | всего | в том числе за чет изменения | ||
числен-ности рабо-их | средней зарплаты | ||||||||
Врачи | 14624,28 | 13294,8 | 60 | 48 | 243,7 | 276,98 | -1 329,5 | -2924,4 | +1597,4 |
Средний мед-персонал | 21408,8 | 21196,8 | 204 | 180 | 104,95 | 117,8 | -212,0 | -2518,8 | +2313,0 |
Младший мед-персонал | 7010,96 | 6677,1 | 200 | 187 | 35,1 | 35,7 | -333,9 | -456,3 | +112,2 |
Прочий |
3593,5 | 3390,1 | 30 | 25 | 119,8 | 135,6 | -203,4 | -559 | +395,0 |
Итого |
46637,5 | 44558,9 | 494 | 440 | 94,4079 | 101,2702 | -2078,6 | -5098,03 | +3019,4 |
Влияния
изменения численности
изменения средней заработной платы (качественного
фактора) +3 019,4
((101,3–94,4)*440) тыс. руб. Суммарное влияние
изменения двух
факторов составит (-2 078,6) (-5 098,03+3 019,4) тыс.
руб. Балансовая
увязка указывает на правильность проведенных
расчетов
(-5 098,03+3 019,4) = (44558,9–46637,5); т.е. (–2078,6) = (–2078,6).
Итак, недостаток численности работающих обеспечил экономию по фонду заработной платы на сумму –5 098,03 тыс. руб. Однако перерасход в сумму +3 019,4 тыс. руб. является результатом увеличения уровня средней заработной платы в ЦРБ Кировского района.
Анализ
данных о влиянии основных факторов
на использование фонда заработной
платы позволяет сделать вывод
о том, что экономия в целом
на 2078,6 тыс. руб. достигнута за счет
не укомплектованности штата. Одновременно
в ЦРБ Кировского района наблюдается рост
уровня заработной платы. По этой причине
расход фонда заработной платы увеличился,
например, по среднему медицинскому персоналу
на
2313,0 тыс. руб.
Таким
образом, проанализировав использования
фонда заработной платы в ЦРБ
Кировского района, определилось, что
план по фонду заработной платы (ФЗП)
ЦРБ Кировского района выполнен на
95,5 %. Экономия составила 21154,8 тыс. руб.,
она образовалась за счет отклонения
фактического фонда от планового по всем
категориям работающих из-за не укомплектованности
ЦРБ Кировского района персоналом. Наибольшее
отклонение по фонду заработной платы
наблюдается по врачам –
(–1329,5) тыс. руб. Не укомплектованность
штатного персонала обеспечила экономию
по фонду заработной платы на сумму
–5 098,03 тыс. руб. В связи с этим, в ЦРБ Кировского
района наблюдается рост уровня заработной
платы.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современная модель здравоохранения не является здравоохранением как таковым, а является отраслью национальной экономики, предоставляющей специализированные услуги в секторе динамично развивающегося спроса - заболеваемости населения55.
Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из самых приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни страны и общества.
Важным
направлением в развитии здравоохранения
является совершенствование
Система здравоохранения является мощной отраслью, потребляющей значительное количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов.
Размер средств, выделяемых из федерального бюджета на здравоохранение, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сбалансирован по доходам и расходам и составляет: в 2009 году - 139 812 178,2 тыс. рублей; в 2010 году - 157 821 772,6 тыс. рублей; в 2011 году - 177 986 057,2 тыс. рублей56.
Размер средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. . Так, стоимость «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, бесплатной медицинской помощи на 2009 год» с использованием территориальных объемов медико-социальной помощи и нормативов финансовых затрат, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2008 года № 913 и Письмом, составляет 20610,80 млн. руб., в том числе Программы ОМС – 11624,21 млн. руб.
Финансирование ЦРБ Кировского района, как и иных учреждений здравоохранения в Приморском крае осуществляется в следующем порядке: средства бюджета – в соответствие с суммой утвержденных ассигнований, которые рассмотрены в Приложение 9 и 10; средства ОМС – в виде оплаты страховыми медицинскими организациями счетов за пролеченных больных; другие внебюджетные средства – в соответствии с заключенными договорами или в виде оплаты оказанных услуг. А контрольным органом является контрольно-счетная комиссия Кировского муниципального района. Контрольно-счётная комиссия муниципального района формируется Думой муниципального района в количестве трех человек и возглавляется председателем.
Анализ деятельности учреждений здравоохранения является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Исследование анализа эффективного использования трудовых ресурсов в деятельности учреждений здравоохранения (на примере ЦРБ п.Кировский Приморского края) позволили сделать следующие выводы: именно при помощи анализа можно вскрыть внутренние резервы как по улучшению использования рабочего времени, так и по экономическому расходованию средств на оплату труда. Анализ включает выявление уровня обеспеченности учреждений здравоохранения работниками и оценку эффективности их труда, полноты использования рабочего времени и рационального расходования фонда заработной платы.
Так
проанализировав ЦРБ п.
Проанализировав использование рабочего времени в ЦРБ Кировского районе, выяснилось, что, фактический уровень использования рабочего времени ниже планируемого. Так, план по количеству явок на работу выполнен только на 81,6 %, а по численности работников – на 89,1 %. Следовательно, рабочее время недоиспользуется на 7,5 %. Причиной такого положения является увеличение количества неявок на работу, в среднем каждым работником по болезни на 14 дней.
В ЦРБ Кировского района низок уровень использования номинального фонда рабочего времени. Вместо 66,8% по плану составил 61,2 %, т.е. отклонение на – 5,6 пункта, что явилось результатом увеличения нормируемых невыходов на работу. Наличие не планируемых потерь привело к тому, что коэффициент эффективного использования номинального фонда рабочего времени достиг лишь 61,2 %, а не 66,8% как планировалось, причем не планируемые потери в отработанном фонде времени отсутствуют.