Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
раскрыть понятие кредитоспособности;
определить цели и задачи оценки кредитоспособности;
рассмотреть информационную базу для оценки кредитоспособности заемщика;

Вложенные файлы: 1 файл

ОЦЕНКА кредитоспособности.doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

3) положение заемщика на рынке;

4) анализ финансового положения;

5) оценка менеджмента;

6) присвоение кредитного рейтинга.

Ключевым этапом оценки кредитоспособности является анализ финансового положения  заемщика, когда рассматриваются  количественные показатели экономического состояния организации.

Анализ финансового положения организации обычно проводится по двум направлениям: структурный анализ бухгалтерской отчетности и расчет финансовых коэффициентов.

Оценивая кредитоспособность заемщика, кредитные организации особое внимание уделяют количественному и качественному анализу его хозяйственной деятельности. Один из инструментов такого анализа — структурный анализ бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. На этом этапе, как правило, не рассматривается отчет о движении денежных средств, так как он анализируется при рассмотрении денежного потока.

При структурном анализе значение статей бухгалтерского баланса представляется не в числовом, а в процентном соотношении. Это позволяет оценить доли тех или иных статей в общей сумме активов/пассивов, динамику изменения структуры показателей.

Второй основной инструмент анализа  экономической деятельности заемщика — использование финансовых коэффициентов. Основной источник информации на этом этапе работы — бухгалтерская отчетность организации. В последнее время появилось большое количество переводных изданий, описывающих опыт анализа финансового состояния предприятий, а также много работ российских авторов, дающих рекомендации по данному вопросу. Общие рекомендации сводятся к двум основным моментам:

1) для анализа применяется группа (система) показателей, на основе которых рассчитываются коэффициенты, характеризующие различные стороны деятельности предприятия;

2) полученные значения коэффициентов  сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных.

При практической реализации этих рекомендаций приходится решать ряд проблем.

Обязательные для анализа показатели классифицируются следующим образом:

- показатели ликвидности;

- показатели деловой активности (оборачиваемости активов);

- показатели прибыльности;

- показатели финансовой устойчивости.

Необходимость использования именно этих показателей вытекает из определений  кредитоспособности и кредита. Так, прибыльность и деловая активность деятельности заемщика отвечают принципу платности кредита; ликвидность — принципам срочности и возвратности; финансовая устойчивость — целесообразности совершения кредитной сделки.

Полученные после расчетов коэффициенты имеют количественное выражение.

1.2. Информационная  база для оценки кредитоспособности предприятия

В большинстве стран кредитные  организации на постоянной основе обмениваются информацией о кредитоспособности заемщиков через кредитные бюро. В России первые попытки организации кредитных бюро были предприняты в середине 90-х годов XX века. В 1995 г. ряд российских банков и процессинговых компаний, имеющих отношение к карточным программам, работали над созданием Межбанковского бюро кредитной информации, которое планировалось открыть в начале 1996 года. Предполагалось, что доступ к базе будет открыт только для банков — участников бюро. Войти в состав участников можно было лишь при согласии всех уже имеющихся на момент его вступления членов системы.

Активное обсуждение вопроса о  создании кредитного бюро началось в 1997 г., когда VI Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, посвященный проблеме рисков, принял рекомендации, которые содержали пункт об активизации создания независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков (в частности, в форме кредитных бюро). В 1998 г. совместной Программой Правительства РФ и Банка России «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» была предусмотрена разработка мер по созданию Банком России системы кредитных бюро, накапливающих и распространяющих информацию о кредитной истории банковских заемщиков. Однако на государственном уровне идея создания кредитного бюро так и осталась идеей.

В наибольшей степени на пути создания в России кредитного бюро продвинулась дочерняя структура одной из крупнейших в мире информационных корпораций «Дан энд Брэдстрит СНГ», с середины 1999 г. взявшая на себя инициативу создания объединенной базы данных коммерческих банков по безнадежным ссудам.

Предполагалось, что базу данных должников  будут наполнять сведения о месте выдачи кредита, его основных характеристиках, цели займа, характере конфликтной ситуации и, главное, данные о высшем менеджменте компании и ее учредителях. Это позволило бы исключить из процесса кредитования недобросовестных заемщиков, мигрирующих из банка в банк, от поставщика к поставщику под разными вывесками компаний-однодневок.

Однако на пути создания кредитного бюро в России «Дан энд Брэдстрит  СНГ» столкнулась с проблемой  нежелания большей части банков раскрывать даже такую информацию. Несмотря на высказываемую поддержку самой идеи, банки, опираясь на сложившийся стиль работы — точечный маркетинг, кредиты инсайдерам, залоговые схемы, перекредитование, личные связи и интересы, не проявили практической заинтересованности участвовать в системе обмена информацией.

С учетом этого корпорация «Дан энд  Брэдстрит СНГ» предприняла попытку пойти по пути обязательного предоставления информации по безнадежным ссудам кредитному бюро. Это предполагалось осуществлять посредством издания специальных инструкций Банка России, а также внесения изменений в существующую законодательную базу. Предусматривалось создать кредитное бюро на акционерной основе с участием крупнейших коммерческих банков как корпорацию, подконтрольную в своих функциях Банку России, или на базе компании, определенной на условиях тендера и имеющей характеристики, такие же как у самой корпорации. Однако эти предложения тоже пока не привели к конкретным результатам. Поэтому «Дан энд Брэд-стрит СНГ» перенесла акцент на создание клубов кредиторов по обмену информацией о практике исполнения платежей, организуемых по отраслевому признаку (на текущий момент это фармацевтическая, пищевая и аграрная отрасли). Такого рода клубы кредиторов рассматриваются в качестве промежуточного этапа организации институтов кредитных историй в Российской Федерации.

Основные трудности, стоящие на пути формирования кредитного бюро в России, состоят в следующем:

- нежелание коммерческих банков раскрывать информацию о клиентах, что может привести к недобросовестной конкуренции на кредитном рынке в случае неполного раскрытия информации отдельными банками;

- существование такой формы проверки финансового состояния заемщика и работы с проблемными кредитами, как служба безопасности. Неразвитость арбитражной практики исполнения обязательств вынуждает банки использовать иные, порой неофициальные, методы работы с заемщиком;

- отсутствие доступа к кредитным историям, которые позволяют банкам кредитовать дочерние предприятия, акционеров, инсайдеров и других зависимых (заинтересованных) лиц без осложнений. Значительные объемы такого кредитования в России выявляют мотивы нежелания банков работать над созданием кредитного бюро7.

В этом заключается основная причина  того, что банки неохотно идут на создание системы, которая бы делала прозрачной репутацию недобросовестных заемщиков. Перевешивают сиюминутные внутренние корпоративные интересы. Иначе не объяснить нежелание банков предавать огласке информацию даже о компаниях, которые уже не реагируют на запросы либо по которым принято решение арбитражного суда.

 Таким образом, работа по формированию кредитного бюро должна вестись по двум направлениям:

- снятие нормативной неопределенности в вопросе трактования банковской тайны;

- преодоление нежелания коммерческих банков формирования кредитного бюро.

При этом необходимо разъяснить целесообразность взаимного обмена информацией, формализовать  условия раскрытия информации, распространить указание об обязательности передачи такой информации и предусмотреть санкции за невыполнение этой процедуры. Данные меры могут быть осуществлены на уровне инструкций Банка России.

В России, к сожалению, мировые рейтинговые агентства практически не работают. Рейтинги присваиваются нерегулярно. В получении кредитного рейтинга заинтересованы только крупные предприятия, имеющие доступ на мировой кредитный рынок. Выступая заемщиками по отношению к зарубежным банкам, такие предприятия вынуждены предоставлять информацию о кредитном рейтинге, присвоенном одним из ведущих рейтинговых агентств. При отсутствии этого рейтинга зарубежные банки, как правило, отказываются от кредитования либо устанавливают процентную ставку по размещаемым ресурсам на чрезвычайно высоком уровне. Отечественные же кредитные организации пока не требуют от заемщиков подобных рейтингов. Изменить положение призвано новое Базельское соглашение. Присвоение рейтинга по инициативе агентства — пока явление нераспространенное. Причины заключаются в неадекватности цены подписки, приемлемой для коммерческого банка, и себестоимости сбора информации.

Предпосылками полноценной работы мировых рейтинговых агентств в  России служат увеличение доли иностранных  банков в банковском секторе, выход отечественных предприятий на мировые рынки капитала и внедрение международных принципов ведения бухгалтерского учета. Неслучайно всплеск активности деятельности рейтинговых агентств в России приходился на начало 1998 г. — на докризисный период развития экономики, сопровождавшийся активными заимствованиями российских предприятий на мировых рынках8.

За последние несколько лет  Банком России накоплен некоторый опыт создания и ведения централизованных баз данных отчетности. В соответствии с утвержденной методологией в системе Банка России организован мониторинг предприятий различных отраслей экономики. База данных носит выборочный характер и позволяет отслеживать основные макроэкономические тенденции на предприятиях. ЦБДО используется исключительно для нужд Банка России. По мере увеличения численности предприятий, информация о которых будет отражаться в ЦБДО, и при условии возможности доступа к ней со стороны коммерческих банков, ЦБДО сможет занять свое место в системе источников достоверной информации о кредитоспособности заемщика. Система мониторинга строится по следующим основным взаимосвязанным блокам:

- ежемесячный анализ изменения экономической конъюнктуры, позволяющий оценивать текущие тенденции в формировании спроса и предложения в секторе нефинансовых предприятий;

- ежеквартальный анализ финансового положения предприятий, позволяющий Банку России получать независимые оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий с позиции формирования источников самофинансирования, потребности в заемных ресурсах, а также их платежеспособности;

- ежеквартальный анализ инвестиционной деятельности предприятий.

Основным элементом мониторинга  является разработанная специалистами Департамента исследований и информации Банка России совместно с иностранными экспертами проекта ТАСИС методология анализа финансового состояния предприятий. Эта информация, ориентированная на осуществление общеэкономического анализа, служит основой дальнейшей разработки методики оценки финансовой стабильности и надежности отдельных предприятий. Анализ проводится по данным финансовых анкет Банком России на регулярной основе с I квартала 1999 г. Так, в I полугодии 1999 г. в мониторинге участвовали 1760 предприятий разных отраслей экономики (кроме сельского хозяйства) 32 регионов России. Мониторинг базируется на взаимодействии главных управлений Банка России, национальных банков и Банка России. Территориальные органы Банка России проводят большую работу, в том числе комплекс подготовительных мероприятий: совещания с представителями местных органов власти, ассоциаций производителей, директорами предприятий, рассылку бланков финансовых анкет, разъяснения по их заполнению и др. Полученная информация обобщается и на ее основе готовится стандартизированный отчет. Анализ данных по всей выборке в Российской Федерации осуществляется в разрезе регионов и отраслей Банком России. Финансовая анкета построена на принципе идентичности названий и содержания запрашиваемых показателей в анкетах, с одной стороны, и статей в балансах предприятий, определенных в инструкциях по заполнению годовых (квартальных) форм отчетности и в Плане счетов бухгалтерского учета — с другой. Вместе с тем анкета содержит ряд показателей, которых нет в годовой (квартальной) отчетности и которые содержатся в аналитическом учете или могут быть рассчитаны. На основе финансового мониторинга формируются данные по размещению и источникам средств предприятий, а также отражаются особенности учетной политики предприятий. На вопросы финансовой анкеты отвечают как мелкие и средние, так и крупные предприятия. Таким образом, эта выборка отличается от выборки крупных и средних предприятий, охваченных территориальными органами государственной статистики. В ближайшее время предусмотрено существенно расширить состав регионов и соответственно предприятий — участников процесса мониторинга Банка России, что повысит репрезентативность получаемых данных и сформулированных на их основе выводов. Важная особенность мониторинга — одновременное участие практически всех предприятий в опросах по конъюнктурной, инвестиционной и финансовой анкетам.

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке