Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования – оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
раскрыть понятие кредитоспособности;
определить цели и задачи оценки кредитоспособности;
рассмотреть информационную базу для оценки кредитоспособности заемщика;
Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.
Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 рассчитывается по формуле:
прибыль от реализации стр.22000 формы №2
К5 = ------------------------------
выручка от реализации стр. 21100 формы №2
Рентабельность деятельности предприятия К6 рассчитывается по формуле:
чистая прибыль стр.24000 формы №2
К6 = ------------------------------
выручка от реализации стр. 21100 формы №2
Рентабельность вложений в предприятие рассчитывается как отношение балансовой прибыли стр.23000 формы №2 к итогу баланса стр. 17000 баланса.
Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5, К6. Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым шести показателям.
Оценка результатов расчетов шести коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.
Достаточные значения показателей:
К1 - 0,1
К2 - 0,8
К3 - 1,5
К4 - 0,4 - для всех заемщиков, кроме торговых и лизинговых организаций; 0,25 - для предприятий торговли
К5 - 0,10
К6 - 0,06
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в табл. 1.
Таблица 1
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,1 и выше |
0,05 - 0,1 |
менее 0,05 |
Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности |
0,8 и выше |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,5 и выше |
1,0 - 1,5 |
менее 1,0 |
Коэффициент наличия собственных средств (кроме торговых и лизинговых организаций) |
0,4 и выше |
0,25 - 0,4 |
менее 0,25 |
Рентабельность продукции |
0,10 и выше |
менее 0,10 |
нерентаб. |
Рентабельность деятельности предприятия |
0,06 и выше |
менее 0,06 |
нерентаб. |
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S = 0,05 * Категория К1 + 0,10 * Категория К2 + 0,40 * Категория К3 +
+ 0,20 * Категория К4 + 0,15 * Категория К5 + 0,10 * Категория К6.
Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей третьей
группы (оборачиваемость и рентабельно
Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.
Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются риски:
- отраслевые (состояние рынка по отрасли; тенденции в развитии конкуренции; уровень государственной поддержки; значимость предприятия в масштабах региона; риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков);
- акционерные (риск передела акционерного капитала; согласованность позиций крупных акционеров);
- регулирования деятельности предприятия (подчиненность (внешняя финансовая структура); формальное и неформальное регулирование деятельности; лицензирование деятельности; льготы и риски их отмены; риски штрафов и санкций; правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе));
- производственные и управленческие (технологический уровень производства; риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.); риски, связанные с банками, в которых открыты счета; деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.); качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах)).
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга Заемщика, или класса.
Устанавливается 3 класса заемщиков:
первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;
второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;
третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.
Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.
Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:
1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности.
2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25 (невключительно) до 2,35 (включительно) Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже чем для 2-го класса кредитоспособности.
3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.
Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки Заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращенное название — ОАО «РЖД») было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 [18].
Юридический адрес ОАО «РЖД»:
107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.
Компания осуществляет следующие виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы;
- прочие виды деятельности.
Размер уставного капитала ОАО «РЖД» составляет 1 786 715 588 тыс. руб.
Основным акционером общества является Российская Федерация.
Доля Российской Федерации в уставном капитале составляет 100%.
Организационная структура холдинга «Российские железные дороги» состоит из материнской компании ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ и по состоянию на 31 декабря 2011 г.1 включает:
1) Филиалы — железные дороги:
- Октябрьская железная дорога;
- Калининградская железная дорога;
- Московская железная дорога;
- Горьковская железная дорога;
- Северная железная дорога;
- Северокавказская железная дорога;
- Юго-Восточная железная дорога;
- Приволжская железная дорога;
- Куйбышевская железная дорога;
- Свердловская железная дорога;
- Южно-Уральская железная дорога;
- Западносибирская железная дорога.
- Красноярская железная дорога;
- Восточносибирская железная дорога;
- Забайкальская железная дорога;
- Дальневосточная железная дорога.
2) Функциональные филиалы:
- филиал в области перевозок (1);
- филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения (7);
- филиалы в области капитального строительства (2);
- филиалы в области ремонта подвижного состава (5);
- филиалы в области путевого хозяйства (4);
- филиалы в области информатизации и связи (3);
- филиал в области социальной сферы (1);
- филиалы — проектные бюро (11);
- прочие филиалы (10).
3) Представительства Общества функционируют в 10 странах мира:
- Венгрия (Будапешт);
- Германия (Берлин);
- Китай (Пекин);
- КНДР (Пхеньян);
- Польша (Варшава);
- Словакия (Братислава);
- Украина (Киев);
- Финляндия (Хельсинки);
- Иран (Тегеран);
- Эстония (Таллин).
Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса с учетом реализации ответственности национального перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры.
В подготовленной в ОАО «РЖД» Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 года, одобренной правлением ОАО «РЖД» и рекомендованной для вынесения на утверждение советом директоров Компании, определены долгосрочные цели холдинга «РЖД»:
- увеличение к 2015 году масштабов бизнеса на внутреннем и зарубежном рынках, в том числе повышение грузооборота не менее чем на 27,6% по сравнению с уровнем 2009 года и пассажирооборота не менее чем на 9,2% по сравнению с уровнем 2009 года;
- повышение эффективности основной деятельности, прежде всего за счет улучшения использования пропускных и провозных способностей инфраструктуры, а также повышения ее технической надежности;
- достижение высокого уровня конкурентоспособности за счет формирования новой линейки перевозочных продуктов и дополнительных услуг, развития логистики и улучшения уровня сервиса и качества для клиентов, внедрения инновационной техники и технологий работы, направленных на повышение к 2015 году среднесуточной производительности грузового локомотива, скорости доставки грузов (на 10,3% к уровню 2009 года), снижения нагрузки на окружающую среду (сокращения на 9,7% к уровню 2009 года выбросов загрязняющих веществ);
- повышения безопасности движения грузовых и пассажирских поездов, снижения уровня аварийности, снижения общего производственного травматизма;
- повышение благополучия и социальной защищенности работников на принципах социального партнерства с учетом роста их компетенций и производительности труда не менее чем на 30% к 2015 году;
- обеспечение уровня корпоративного управления, соответствующего лучшим мировым стандартам.
Реализация Стратегии будет осуществляться за счет:
- формирования эффективной бизнес-модели холдинга «РЖД», перехода к управлению по видам бизнеса, совершенствования организационной структуры и системы управления ОАО «РЖД» и Холдингом в целом;
- формализации целей и приоритетов в развитии бизнесов и персонализации ответственности за результаты деятельности;
- реализации комплексных мероприятий по повышению внутренней эффективности и рентабельности видов бизнеса, входящих в целевой портфель, с соответствующей государственной поддержкой;
- реализации единых функциональных политик и разработки сбалансированных стратегий по видам бизнеса холдинга «РЖД» и ДЗО ОАО «РЖД».
Достижение заявленных целей будет способствовать формированию устойчивой транспортной бизнес-системы, повышению конкурентоспособности и клиентоориентированности Холдинга, повышению эффективности и качества перевозочного процесса и расширению спектра предоставляемых потребителям услуг.
В целевом состоянии холдинг «РЖД» будет представлять собой:
- крупнейшую в России транспортную бизнес-систему;
- структурированный по видам бизнеса Холдинг с консолидированной стратегией;
- владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предоставляющего транспортные и сопутствующие услуги на недискриминационной основе;
Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке