Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Для этого определены следующие задачи:
-рассмотреть понятия и виды инвестиций;
-рассмотреть эволюцию российского законодательства об инвестициях;
-рассмотреть международное право и его влияние на российское законодательство.
В этой ситуации наиболее заинтересованными в удовлетворении интересов как инвестора, заинтересованного в получении максимального дохода, так и в успехе предприятия и предпринимателя — реципиента инвестиций являются, прежде всего общество в целом и государство как выразитель публичного интереса. Напомним, что «задача разумной экономической политики заключается в том, чтобы привлекать капиталы, распыленные среди населения, к служению производительным целям»[8]. По существу, такая экономическая политика направлена на устранение противоречия между интересами акционеров, с одной стороны, и интересами производительных капиталистов — реципиентов капитала, с другой.
Таким образом, экономическая сущность и прямых инвестиций, и портфельных, по существу, едина: и то и другое есть движение капитала как самовозрастающей стоимости, тем не менее, одно отличается от другого индивидуальными целями и интересами, преследуемыми участниками отношений. Следовательно, задача государства состоит в том, чтобы и в первом и во втором случае общество в целом получало максимальную отдачу от действий каждого из участников отношений. Нельзя не отметить, что и в первом и во втором случае методы действия государства будут различны.
В первом случае успех инвестора во многом зависит от него самого, от обоснованности прогноза успеха предприятия, от предпринимаемых им усилий, правильности принимаемых решений. Немаловажную роль играет и разумность законодательства, принятого в государстве, которое должно обеспечивать минимальные расходы инвестора, связанные с организацией и ведением предприятия (ведением бизнеса), предсказуемость и возможность с разумной обоснованностью прогнозировать развитие предприятия (бизнеса). Другой стороной роли государства является то, что инвестирование капитала не должно вести к нарушению баланса общественного интереса. Одним из способов уничтожения конкурентов является покупка предприятия (бизнеса) конкурента. Монополизация экономики может привести к нарушению общественного интереса (например, путем установления монопольно высоких цен). Таким образом, осуществляя регулирование прямых инвестиций, государство обязано обеспечить выполнение следующих задач:
-формирование благоприятных условий
для осуществления
предпринимательской деятельности вообще
(выполнение этой задачи осуществляется
путем принятия разумного законодательства
о предпринимательской деятельности;
обеспечение неукоснительного соблюдения
установленных норм; создание справедливой
и предсказуемой системы разрешения споров);
-обеспечение защиты конкуренции, справедливых условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе и для других предпринимателей.
В случае если государство успешно выполняет эти задачи, его присутствие, как правило, незаметно на рынке, по крайней мере, для национальных инвесторов. Для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование на территории «чужого» по отношению к нему государства, существует вероятность применения по отношению к нему со стороны иностранного государства, на территории которого осуществляется деятельность его предприятия, враждебных, недружественных действий, предпринимаемых в отношении его только потому, что он иностранное лицо (физическое или юридическое). Заключение международных договоров и развитие общих принципов международного права в настоящее время, в конечном итоге, не позволяет явно подвергать иностранных инвесторов дискриминации. Обеспечение государством справедливых условий ведения конкурентной борьбы на национальном рынке, по существу, в равной степени затрагивает интересы как национальных, так и иностранных инвесторов. Учитывая это, потребность в специальных правовых нормах, регламентирующих деятельность прямых иностранных инвесторов, является следствием необходимости обеспечить исполнение норм международных договоров, предусматривающих гарантии иностранным инвесторам.
В отличие от прямых инвестиций, где ситуация находится под контролем инвестора, осуществление портфельного инвестирования требует вмешательства государства. Задача правового регулирования в этом случае состоит, прежде всего, в формировании среды, в которой инвестор мог бы иметь возможность объективно оценить перспективу инвестирования в то или иное предприятие, в случае необходимости получить квалифицированную помощь независимого, а потому и незаинтересованного эксперта. Наконец, портфельному инвестору должна быть обеспечена правовая защита в случае нарушения его прав. Решение обозначенных задач обеспечивается путем:
-формирования государством специального органа, уполномоченного контролировать осуществление эмиссии ценных бумаг, соблюдение требований законодательства;
-установления требований в отношении раскрытия информации эмитентами о состоянии дел на данном предприятии;
-установления специальных требований и контроля за их соблюдением профессиональными участниками, предоставляющими консультационные и иные профессиональные услуги инвесторам в связи с осуществлением последними инвестирования в ценные бумаги.
При осуществлении портфельных инвестиций иностранный портфельный инвестор подвергается такому же риску, что и национальный. Таким образом, никакого специального режима или специального регулирования в отношении иностранных портфельных инвесторов не требуется. Следует, однако, заметить, что государства, физические и юридические лица которых выступают в качестве портфельных инвесторов в других государствах, влияют на действия государств, в которых находятся реципиенты портфельных инвестиций, требуя обеспечить адекватный контроль государства за рынком ценных бумаг. При этом в случае если государства, реципирующие инвестиции, не справляются со своей задачей на рынке ценных бумаг, портфельным инвесторам не рекомендуется инвестирование в такие государства, поэтому государства вынуждены ориентироваться на стандартные требования в отношении установления регулирования портфельных инвестиций.
Таким образом, определяя принципы разграничения прямых и портфельных инвестиций, можно руководствоваться:
во-первых, интересами и политикой, проводимой принимающим государством, которое, привлекая прямых инвесторов в какую-либо область, заранее непривлекательную для инвестора (например, высокая затратность и большой срок окупаемости инвестиций, невысокий уровень дохода (прибавочной стоимости) извлекаемой инвестором, высокая степень риска неудачи (изыскательские работы в геологии)), предоставляет дополнительные гарантии инвесторам (например, гарантию того, что предприятие инвестора не будет ликвидировано, как только им будет достигнут определенный уровень рентабельности, или гарантию частичной компенсации потерь инвестора в случае, если предприятие по объективным причинам не даст ожидаемого результата (разведанные месторождения окажутся невыгодными для промышленной эксплуатации));
во-вторых, интересом самого инвестора рассматриваться в качестве прямого инвестора; иными словами, инвестор должен сам заявить о своем намерении не только предоставить капитал, но и участвовать в предприятии своим опытом, технологией, иными формами личного участия.
Законодательство принимающего государства может установить формальные критерии, позволяющие по чисто формальным признакам квалифицировать инвестиции как прямые или портфельные, сообразуя такие критерии с целями данного государства при проведении инвестиционной политики, известной потенциальным инвесторам. К числу таких формальных критериев могут, в частности, относиться объем инвестиции, размер долевого участия инвестора, определенная правовая форма инвестирования[6].
2. Российское законодательство об инвестициях
2.1 Этапы развития
История инвестиционного законодательства Российской Федерации насчитывает три этапа в своем развитии. Первый этап — до экономической реформы, начавшейся в 1990 г. Содержание этого этапа, длившегося с 1980 по 1990 г., связано с созданием в национальной правовой системе необходимых условий для международного экономического сотрудничества. На этом этапе были намечены направления развития права, т.е. подготовлен переход к рыночному типу экономики.
Второй этап соответствует начальному периоду перехода к рынку (1990—1999 гг.). В этот период были приняты первые законы об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности. Само понятие «инвестиции» прочно вошло в лексику закона и правоприменительных органов. В настоящее время Россия переживает третий решающий этап развития законодательства, содержанием которого является создание правового регулирования инвестиций, соответствующего рыночному характеру экономических отношений.
На первом этапе развития инвестиционного законодательства в основе регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности лежало международное экономическое сотрудничество между странами — членами СЭВ. Основными правовыми формами осуществления инвестиций в социалистических государствах следует считать договоры о специализации и кооперировании, активно применявшиеся в области научно-технического сотрудничества между предприятиями различных государств—членов СЭВ, а также правовую форму совместных хозяйственных организаций (СХО).
Значение дореформенного регулирования отношений, связанных с инвестициями, для инвестиционного законодательства периода экономических реформ, огромно. Достаточно указать на существовавшее в 80-е годы разграничение совместных хозяйственных организаций на совместные хозяйственные товарищества (прообраз договорных форм инвестиций) и совместные предприятия, ставшие впоследствии основной формой осуществления инвестиций не только из социалистических, но также и из других, в том числе капиталистических, стран. Регулирование предприятий с иностранными инвестициями было создано по образу регулирования совместных хозяйственных организаций 80-х годов. Важным представляется также и то, что не было унаследовано из опыта 80-х годов. Достигнутое между государствами соглашение обеспечивало необходимый для регулирования иностранных инвестиций допуск иностранного капитала на территорию государства. Обоснование избранного подхода к регулированию инвестиций содержалось в теоретических разработках того времени, посвященных специально этой теме, а также общим вопросам внешнеэкономического сотрудничества[14]. С принятием в 90-е годы первых законов об иностранных инвестициях, в отличие от предшествующего опыта, деятельность иностранного государства как инвестора была подчинена российскому законодательству.
Создание основ инвестиционного законодательства в России началось, когда стало возможным привлечение инвестиций не только из социалистических, но также из капиталистических и развивающихся стран[14]. Постановления Совета Министров СССР № 48 и № 495, определяющие правовую форму осуществления экономической деятельности иностранными лицами на территории СССР, стали, по существу, учебником для реформаторов в части регулирования иностранных инвестиций. Это подтвердил и принятый Указ Президента СССР от 26.10.1990 г. «Об иностранных инвестициях в СССР[8].
Указ Президента СССР был первым нормативным актом, в котором отношения, регулировавшиеся ранее названными Постановлениями Совета Министров СССР, были названы инвестициями. При этом в Указе, помимо предприятий с участием иностранных инвестиций и полностью принадлежащих иностранным инвесторам, содержалось также упоминание о возможности приобретения иностранными лицами самостоятельно прав пользования землей и других имущественных прав, включая приобретение прав на долгосрочную аренду. Однако следует обратить внимание на то, что самостоятельное участие иностранцев в соответствующих договорах (договор концессии или договор аренды) так или иначе, увязывалось с деятельностью последних в совместном предприятии. Кроме того, Указ отсылал к законодательству Союза ССР и союзных республик, которое еще предстояло принять.
Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР стали первым и последним нормативным актом на уровне закона СССР, в котором решались поставленные Указом Президента СССР задачи в области регулирования иностранных инвестиций. После распада СССР главенствующую роль стали играть законы, принятые в бывших союзных республиках. Как показала дальнейшая история развития инвестиционного законодательства в РСФСР и других странах СНГ, значение основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР трудно переоценить, если рассматривать их действие как унифицирующего нормативного акта. В одних странах СНГ многие положения основ продолжают составлять часть действующего законодательства, в других странах СНГ даже при внесении изменений и дополнений в принятые ранее законы «основы» продолжают обеспечивать принципиальное единообразие в подходах к регулированию иностранных инвестиций.
Второй этап развития инвестиционного законодательства в России занял почти десятилетие (1990—1999 гг.). Он дал путевку в жизнь инвестиционному законодательству переходного периода, т.е. законам рыночной экономики первого поколения. Закон о собственности от 6.03.1990 г., Основы законодательства об инвестиционной деятельности от 10.12.1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, Положение об акционерных обществах и др. вводили в повседневную лексику новые правовые понятия и категории, характерные для рыночной экономики.
Первый период второго этапа в развитии инвестиционного законодательства отличается тем, что в большинстве своем новые законы, вводя рыночные категории и понятия, не обеспечивали их действие необходимым механизмом регулирования. Кроме того, взаимодействие между различными законами, связанными с осуществлением инвестиций, было пока еще плохо налажено. Практически все эти законы были впоследствии заменены более подробным и приближенным к рыночным отношениям регулированием, в основание которого был положен Гражданский кодекс Российской Федерации, первая часть которого вышла в 1995 г.
Второй этап в развитии законодательства об инвестициях следует разделить на два периода: до 1995 г. и после 1995 г. Период после 1995 г. включает большое число нормативных актов, связанных с регулированием инвестиций. Практически в каждой отрасли экономики вопросы финансирования предпринимательской деятельности решались самостоятельно с учетом особенностей их реструктуризации. Кроме того, после 1995 г., следуя общему принципу развития рынка — поддержание условий конкуренции — большая часть принятых в этот период законов, регулировала инвестиции в общем порядке без их деления на иностранные и отечественные.