Понятие и виды инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Для этого определены следующие задачи:
-рассмотреть понятия и виды инвестиций;
-рассмотреть эволюцию российского законодательства об инвестициях;
-рассмотреть международное право и его влияние на российское законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАКОН ЮРИНВЕСТ .doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Инвестиции, осуществляемые путем приобретения ценных бумаг на рынке государства — участника ВТО, подчинены общим правилам международной торговли, сформулированным в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС). В нем содержатся нормы, определяющие принципы регулирования рынка финансовых услуг. В соглашении содержатся требования, предъявляемые к деятельности регулирующего органа на рынке финансовых услуг, и требования к применяемой на рынке ценных бумаг процедуре лицензирования инвестиционной деятельности профессиональных участников рынка — инвестиционных компаний.

Вопрос о том, обеспечивают ли приобретенные на рынке ценных бумаг акции российских компаний иностранному инвестору контроль за этой компанией, нельзя решить путем установления предельного количества приобретаемых акций, как это сделано в действующем российском законе об иностранных инвестициях[7]. Так, законом об иностранных инвестициях, действующим в Российской Федерации, прямыми иностранными инвестициями являются инвестиции в размере, превышающем 10% уставного капитала. При этом предполагается, что владение акциями в объеме, превышающем 10% размера уставного капитала, обеспечивает их обладателю контроль за деятельностью компании. Однако это обеспечивается лишь при определенных условиях, в частности при условии достаточной распыленности акций среди большого числа акционеров. Отсутствие таких условий не приводит к установлению контроля за предприятием эмитента.

К прямым иностранным инвестициям российский закон также относит основные фонды филиалов, открываемых на российском рынке иностранными компаниями. Открытие филиалов относится к области «торговли услугами», которая подчинена действию ГАТС или Генерального соглашения по торговле услугами. Участие в Генеральном соглашении по торговле услугами является обязательным условием участия государства в ВТО.

В действующем законе об иностранных инвестициях открытие   филиалов   иностранными   юридическими   лицами связано с применением процедуры аккредитации филиалов. Порядок открытия (аккредитации) филиалов на территории Российской Федерации иностранными лицами определяется во Временном положении, утвержденном Министерством юстиции Российской Федерации. По своему действию указанный порядок близок к разрешительной системе, что может создавать основания для претензий со стороны органов ВТО о том, что Россия ограничивает иностранным предпринимателям доступ на национальный рынок. Само понятие аккредитация несет в себе иной смысл, чем, например, лицензирование предпринимательской деятельности.

Особенностью аккредитации является то, орган государства признает желательным осуществлять сотрудничество с аккредитуемой иностранной фирмой. Отказ в аккредитации не означает лишения права на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Процедура аккредитации, таким образом, означает процедуру проверки со стороны государства в отношении финансовой надежности, лояльности к российским властям иностранной фирмы. Такая мягкая форма государственного контроля за финансовым положением аккредитуемой фирмы требует наличия соответствующей объективной информации о деятельности аккредитуемой фирмы (об участии фирмы в международном экономическом сотрудничестве с Российской Федерацией, об изменениях в руководстве фирмы, ее стратегических планах, о годовых финансовых отчетах). Это подразумевает, что орган, осуществляющий аккредитацию филиалов иностранных фирм, должен вести постоянную работу по сбору такой информации, получаемой от торговых представительств Российской Федерации за рубежом, российской и зарубежных торгово-промышленных палат и других организаций.

В действующем законе об иностранных инвестициях предусматривается, однако, и иная направленность информации, требуемой от аккредитуемой иностранной фирмы. Иностранное юридическое лицо, желающее открыть филиал на территории Российской Федерации, должно представить положение о филиале, в котором должны быть указаны, помимо названия и юридического адреса филиала и его головной организации, размер вкладываемых в основные фонды филиала средств. Такой подход к процедуре аккредитации филиалов иностранных фирм, выраженный в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», представляется формальным и не отвечает цели введения процедуры аккредитации. Положительное значение введения процедуры аккредитации филиалов заключается в том, что, по крайней мере, для этой правовой формы организации предпринимательской деятельности устанавливается процедура, позволяющая получать, хотя и в ограниченном объеме, информацию о действиях иностранных инвесторов.

В настоящее время в Государственной Думе находятся два проекта законов, регулирующих прямые иностранные инвестиции: проект Федерального закона «Об изъятиях ограничительного характера из национального режима для иностранных инвестиций, осуществляемых на территории Российской Федерации» (далее закон об изъятиях), и проект Федерального закона «О договорах концессии, заключаемых с российскими и (или) иностранными инвесторами» (далее закон о концессиях). Эти проекты объединяет общая цель: создание инструментов государственного регулирования инвестиций. Они направлены на обеспечение благоприятных условий деятельности российских и иностранных предпринимателей на территории Российской Федерации.

В проекте закона об изъятиях предусматривается использование определенных мер регулирования деятельности иностранных инвесторов, как, например, выдача разрешений на осуществление инвестиций, установление для иностранных инвесторов максимальных размеров (долей) инвестиций по конкретному инвестиционному проекту, а также установление максимальной доли участия в уставном капитале коммерческой организации, степени участия в органах управления коммерческой организации.

В проекте закона о договорах концессии регулируются гражданско-правовые отношения, возникающие между государством (органом государства или местного самоуправления) и инвестором в связи с осуществлением последним предпринимательской деятельности. Участие государства в гражданско-правовом договоре позволяет осуществлять защиту публичного интереса в частной предпринимательской деятельности, а следовательно, указанный договор сам по себе может рассматриваться как инструмент государственного контроля за деятельностью инвестора.

Обращение законодателя к содержащимся в проектах инструментам государственного контроля и регулирования инвестиций создает потребность в теоретическом подкреплении. Уже сложившееся в законодательстве отношение к иностранным инвестициям отражает общий либеральный подход к их регулированию. Обращение к инструментам государственного контроля вызывает настороженность у самих инвесторов. Успокоить инвесторов может лишь соответствие проектов новых законов требованиям международных договоров.

Различие между двумя законопроектами состоит в субъектах регулируемых правоотношений. Первый проект обращен исключительно к иностранным инвесторам. Второй касается как российских, так и иностранных инвесторов. Один регулирует отношения между субъектами частного права — предпринимателями. Второй предполагает, что стороной в договоре является государство в лице уполномоченного органа. Поскольку государство, хотя и выступает в договоре как субъект гражданского права, не перестает быть государством с присущими ему функциями по управлению экономикой, то основным предметом договора концессии следует рассматривать гарантию государства в исполнении государством условий договора.

Основной трудностью в регулировании прямых иностранных инвестиций остается решение задачи: обеспечить принятие таких мер регулирования, которые бы защищали национальные интересы и не противоречили международным договорам. При разработке законов в области иностранных инвестиций необходимо руководствоваться правилами конкуренции, содержащимися в соглашениях ГАТТ/ВТО.

В целях совершенствования законодательства об инвестициях и улучшения инвестиционного климата было бы желательно осуществить консолидацию двух законов, регулирующих инвестиции в один закон, например, «Федеральный закон об инвестициях в Российской Федерации». В то же время следует сохранить гарантии иностранных инвесторов, которые связаны с особенностью их правового статуса как иностранцев. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций могли бы содержаться в специально посвященном таким инвестициям разделе. Консолидация действующего законодательства является необходимым условием для применения единых требований к иностранным и отечественным инвесторам. Консолидация законодательства поможет также устранить существующее дублирование норм, которое приводит к ошибкам в их толковании. Консолидация инвестиционного законодательства отвечает основному требованию международных договоров, в основе которых лежит концепция конкуренции.

 

 

Заключение

Решение проблем в регулировании инвестиций тесно связано с проведением экономических реформ в Российской Федерации. Переход к рыночным отношениям требует использования новых методов регулирования. Особое место в регулировании рыночных отношений занимает антимонопольное законодательство, которое устанавливает правила поведения участников рыночных отношений при движении товаров и капиталов на рынке. В первом законе о конкуренции — Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г., т.е. в начале экономических реформ, предусмотрены новые методы регулирования отношений, складывающихся на товарных рынках в Российской Федерации. Однако до настоящего времени этот закон имеет ограниченное применение в отношениях, связанных с движением капитала. Препятствием этому служит законодательство об инвестициях, основанное преимущественно на командно-административных методах управления.

Законодательство об инвестициях, в основе которого лежит закон об иностранных инвестициях, ограничило применение административных методов управления движением капитала тем, что ввело регистрационный порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Вместе с тем это законодательство исключило из своей сферы действия управление инвестициями как один из видов движения капиталов. Разрешения, выдаваемые Центральным Банком на те или иные операции, не смогли восполнить пробелы в системе государственного управления отношениями на российском рынке, связанными с перемещением капитала.

Исследование экономического содержания правоотношений, опосредующих движение капитала, должно помочь проведению различий между прямыми и портфельными инвестициями. Это необходимо, поскольку цели государственного управления прямыми и портфельными инвестициями различны.

В новом Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятом в 1999 г., делается попытка определить прямые иностранные инвестиции. Определение же портфельных инвестиций в законодательстве пока еще отсутствует. Проведенный анализ исследования экономического содержания отношений, связанных с инвестициями, позволяет выделить критерии определения портфельных инвестиций и сформулировать основные направления в государственном регулировании портфельных инвестиций.

Перемещение капитала из одного государства в другое требует развития правового регулирования иностранных инвестиций. Рост объемов иностранных инвестиций, произошедший благодаря деятельности международных организаций, в частности Международного банка реконструкции и развития, целью создания которого было содействие экономическому развитию различных государств.

Отношения, связанные с иностранными инвестициями — это отношения с иностранным элементом, являющиеся предметом международного частного права. Однако экономическое содержание таких отношений требует новых подходов в регулировании иностранного элемента, возникающего в связи с осуществлением иностранных инвестиций.

Изменение подходов в регулировании иностранного элемента в инвестиционных отношениях обусловлено тем, что при осуществлении капиталовложений вопрос о национальности (государственной принадлежности) инвестора и реципиента инвестиций отступает на второй план. Основным является вопрос о правовом режиме деятельности инвесторов и реципиентов инвестиций.

В настоящей работе исследуется такой метод регулирования иностранных инвестиций, как определение категории иностранный инвестор с помощью «критерия контроля». Этот метод широко применяется в зарубежной практике. Он позволяет в рамках одного правового режима регулировать инвестиции как непосредственно иностранных юридических лиц, так и юридических лиц, хотя и созданных по российскому законодательству, но контролируемых иностранцами.

Регулирование иностранных инвестиций в рамках одного режима имеет большое значение при разграничении прямых и портфельных инвестиций. Приобретение акций российских юридических лиц, долей участия в российских организациях, а также совершение подобного рода сделок на рынке ценных бумаг с указанной целью очень часто рассматривается за рамками правового регулирования инвестиций, т.е. как обычные гражданско-правовые отношения, не требующие специального регулирования. Для установления эффективного правового режима иностранных инвестиций важно относить некоторые сделки, совершаемые на рынке ценных бумаг, результатом которых, например, является установление контроля над эмитентом, к прямым иностранным инвестициям.

Эффективность правового режима портфельных инвестиций измеряется иными параметрами. Для них особое значение имеет формирование государством таких правовых условий, которые позволяли бы инвестору и реципиенту инвестиций с максимальной выгодой и безопасностью для себя соответственно размещать капитал в ценные бумаги и привлекать капитал для своих целей.

Особенность правового режима портфельных инвестиций заключается в том, что для государства и для реципиента капитала существенно не происхождение привлекаемого капитала, а его стоимость, поэтому, разделение инвесторов на национальных и иностранных при портфельных инвестициях не имеет принципиального значения. В случае с портфельными инвестициями решение коллизионного вопроса при определении личного статута инвестора основано на обычных критериях международного частного права, применяемых к конкретному правоотношению.

Глобализация международных экономических отношений усиливает потребность в новом современном инвестиционном законодательстве. Работа по созданию мировой торговой системы, именуемой ВТО, на базе многостороннего соглашения — ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) включала в себя совершенствование международно-правового механизма регулирования инвестиций, поэтому важным событием в регулировании инвестиций явилось завершение переговоров в рамках ГАТТ/ВТО и подписание соглашений, связанных с регулированием иностранных инвестиций (ГАТС, ТРИМс и ТРИПС) в 1995 г.

В связи с этим формулируются предложения по совершенствованию государственного регулирования инвестиций с учетом действия международных соглашений ГАТТ/ВТО. Концепция конкуренции, лежащая в основе этих соглашений, должна стать основой для разработки проекта федерального закона об инвестициях в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Понятие и виды инвестиций