Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Для этого определены следующие задачи:
-рассмотреть понятия и виды инвестиций;
-рассмотреть эволюцию российского законодательства об инвестициях;
-рассмотреть международное право и его влияние на российское законодательство.
Законодательство об инвестициях в разные периоды после 1995 г. требует в связи с вышеизложенными соображениями более детального рассмотрения. Анализ нормативных актов в хронологическом порядке по годам принятия того или иного закона позволяет проследить эволюцию перехода к новому типу управления рыночными отношениями, т.е. новому типу регулирования инвестиций в Российской Федерации.
2.2 Развитие инвестиционного законодательства в 1991-1995гг.
Развитие российского инвестиционного законодательства в 1991—1995 гг. тесно связано с принятием двух законов: Закона РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР и Закона РСФСР об инвестиционной деятельности в РСФСР.
Помимо указанных законов были приняты также и другие нормативные акты, касающиеся главным образом иностранных инвестиций. К их числу относятся акты, внесшие изменения в закон об иностранных инвестициях, дополнявшие этот закон, акты, содержащие специальное регулирование иностранных инвестиций в специфических областях отношений, а также нормативные акты, направленные на создание механизма регулирования иностранных инвестиций, отсутствующего в законе об иностранных инвестициях. К последним относились акты, касающиеся органа, уполномоченного решать вопросы иностранных инвестиций, а также акты, касающиеся сферы применения закона об иностранных инвестициях.
В 1994 г. была сделана первая попытка перейти на единую основу в регулировании инвестиций, т.е. на регулирование частных инвестиций вообще, независимо от их происхождения. В основе принятого в 1994 г. Указа Президента «О частных инвестициях в Российской Федерации» №1928 от 17.09.1994 г.[8] лежала идея создать материальные стимулы для продвижения высокоэффективных и быстроокупаемых проектов[8]. В качестве материальных стимулов была избрана финансовая поддержка государством таких проектов путем предоставления средств из федерального бюджета. Условием предоставления бюджетных средств инвесторам было участие иностранных инвесторов в проекте, проведение конкурса среди проектов на получение государственной поддержки, коммерческая эффективность проектов. Государственная поддержка предоставлялась, если фактическое вложение инвестором составляло не менее 20% средств, необходимых для реализации проекта, а также, если срок окупаемости проекта не превышал два года.
Критерием отбора инвестиций в случае проектного финансирования являлось фактическое вложение капитала частным инвестором и признание их целесообразности и государственной значимости. Идея правового регулирования инвестиций, заложенная в Указе Президента, хотя и верная с точки зрения принципа регулирования инвестиций, вызывала, однако, сомнение в том плане, что вряд ли «коммерческие и высокоэффективные инвестиции» могут нуждаться в государственной поддержке.
В 1991—1993 гг. развитие законодательства об иностранных инвестициях занимало основную часть инвестиционного законодательства. В развитие положений Закона об иностранных инвестициях были приняты нормативные акты, уточняющие порядок создания предприятий с иностранными инвестициями, предусматривающие создание специальных финансовых институтов, которые бы обеспечивали приток иностранного капитала. К числу первых из таких нормативных актов относится принятое в том же году, что и закон об иностранных инвестициях, Постановление Правительства РСФСР №26 от 28.11.1991 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Указанное постановление Правительства восполнило пробел, допущенный в законе о регулировании иностранных инвестиций, в отношении регулирования договоров концессии.
Закон РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР 1991 г. предусматривал принятие закона о концессионных договорах. Согласно ст. 40 Закона 1991 г. заключение концессионных договоров должно было стать способом регулирования иностранных инвестиций в области добычи полезных ископаемых. Положения Постановления Правительства РСФСР №26 от 28.11.1991 г. «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» определяли порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в этой отрасли экономики. Таким образом, до принятия закона о концессионных договорах иностранным инвесторам предлагалось использовать урегулированную в законодательстве форму совместного предприятия при осуществлении добычи полезных ископаемых. Принятием постановления Правительства РФ № 26, как следует из его положений, была введена двойная регистрация предприятий с иностранными инвестициями: на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.
Среди вопросов, связанных с регистрацией предприятий с иностранными инвестициями, большое внимание в 1991— 1995 гг. уделялось государственному органу, уполномоченному регистрировать предприятия с иностранными инвестициями. Сначала таким органом, следуя практике регулирования инвестиций за рубежом, был Комитет по иностранным инвестициям, подчиненный Министерству финансов. Затем функции Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве финансов были переданы созданному для этой цели Российскому агентству по международному сотрудничеству и развитию (РАМСИР), а позднее — Регистрационной палате при Министерстве экономики[10]. Постановление Правительства РФ № 240 от 28.03.1994 г. «О Министерстве экономики РФ» и Постановление Правительства РФ от 6.06.1994 г. № 655 «О государственной Регистрационной палате при Министерстве экономики РФ» оформили передачу функций по регистрации предприятий с иностранными инвестициями на данном этапе развития инвестиционного законодательства. Однако на этом развитие законодательства в этом направлении не завершилось.
В 1994 г. был сделан еще один шаг в целях создания единого режима для иностранных и отечественных инвестиций. В 1994 г. был принят Указ Президента РФ от 8.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ». Необходимость принятия данного Указа диктовалась действием закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Согласно п.3 ст.33 этого закона предприятие считается учрежденным с момента его регистрации. Фактически сложившаяся ситуация с требованием двойной регистрации для предприятий с иностранными инвестициями противоречила нормам этого закона. Отсутствие единой системы регистрации предприятий в тот период времени неоправданно усложняло процедуру допуска иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации.
После принятия в 1995 г. Гражданского кодекса вопросы регистрации юридических лиц, в том числе и с участием иностранного капитала, должны были решаться в общем порядке на основании закона о регистрации юридических лиц, который предстояло разработать в соответствии с положениями ГК РФ. Введение единого порядка создания юридических лиц предусматривалось ст.51 п. 1 ГК РФ, согласно которой юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Федеральный закон «О регистрации юридических лиц» № 129—ФЗ от 8.08.2001 г. завершил работу по созданию единого порядка регистрации юридических лиц на территории Российской Федерации. Однако в рамках действующего законодательства о регистрации юридических лиц продолжают действовать особенности для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
В период 1991—1993 гг. были созданы различного рода организации, содействующие привлечению иностранных инвестиций. К ним относятся Комиссия Правительства РФ по международному инвестиционному сотрудничеству, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация, Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков, Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского Союза в рамках Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСИР), Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Содействие привлечению иностранных инвестиций оказывали также и создаваемые за рубежом организации, к числу которых относились российские центры науки и культуры за рубежом.
Большое число организаций, содействующих привлечению иностранных инвестиций с неясным правовым статусом, привело к размыванию функций государства по регулированию инвестиций. Вместо решения вопросов о допуске иностранных инвестиций указанные организации нередко становились сами участниками хозяйственной деятельности, получая при этом финансирование из бюджета[10]. Так, реорганизация первоначально созданного для регулирования инвестиций государственного органа (Комитета по иностранным инвестициям) в Российское агентство по международному сотрудничеству и развитию (РАМСИР) завершилась распадом последнего на ряд организаций, лишенных полномочий принимать решения в части регулирования иностранных инвестиций, например, Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского Союза в рамках РАМСИРа.
Для характеристики первоначального периода второго этапа развития законодательства об инвестициях необходимо назвать также нормативные акты, лежащие в основе регулирования рыночной экономики в целом. Эти акты составляли основу так называемого инвестиционного климата в стране. К ним относятся принятые в этот период антимонопольное законодательство, валютное регулирование и законодательство, связанное с проведением приватизации государственной собственности. Все эти законы подготавливали основу для регулирования портфельных инвестиций или инвестиций в ценные бумаги.
Для прямых иностранных инвестиций в большей степени имели значение нормативные акты, определявшие правовой режим инвестиций: регулирование внешней торговли и система налогообложения в стране. Иностранный участник внешнеэкономической деятельности принимает решение об осуществлении инвестиций лишь после того, как объективные условия предпринимательской деятельности подскажут ему, что создание производства и сборки готовой продукции в стране-импортере принесет больше выгоды, чем импорт готовой продукции в страну. Экономический расчет реального и серьезного инвестора при принятии решения об инвестировании капитала основан на действующем таможенном и налоговом законодательстве в стране-импортере.
Законодательство об инвестициях первых лет экономических реформ исходило из того, что производителям, инвестирующим свои средства в реальное производство, необходимо предоставлять налоговые и таможенные льготы или оказывать в той или иной форме государственную поддержку. Особенно ярко эта позиция выражена в законе об иностранных инвестициях 1991 г. Такой способ регулирования отношений, связанных с инвестициями, продемонстрировал свои недостатки на последующих этапах развития инвестиционного законодательства.
В 1996 г. начало формирования фондового рынка в России позволило говорить о разграничении инвестиций на прямые и портфельные. Особенности правового регулирования портфельных инвестиций определяются, прежде всего, общей для всех стран тенденцией развития финансовых рынков, характеризуемой одним словом — глобализация.
2.3 Развитие законодательства в 1996-1999гг. и на современном этапе
Изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций на российском рынке, произошедшие в 1996—1999 гг., можно кратко оценить как развитие гражданского права, регулирующего рыночные, в том числе и инвестиционные отношения. В указанный период были созданы необходимые условия для развития гражданско-правовых отношений, в рамках которых реализуются прямые и портфельные инвестиции.
Основным нормативным актом, регулирующим прямые иностранные инвестиции в России, продолжал оставаться Закон об иностранных инвестициях в РСФСР, принятый в 1991 г. Действие этого закона было дополнено законодательством в области добычи полезных ископаемых. Так, в конце 1995 г. была закончена работа над законом о соглашениях о разделе продукции (СРП). В связи с принятием Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» был отменен действовавший ранее Указ Президента, регулировавший отдельные вопросы соглашений о разделе продукции.
Принятие закона о СРП следует понимать как альтернативу поручению, содержащемуся в Законе РСФСР об иностранных инвестициях в РСФСР, о принятии закона о концессионных договорах. Однако принятие закона о соглашениях о разделе продукции не привело к привлечению инвестиций в минерально-сырьевую базу страны. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ «закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях российской экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством»[13]. В настоящее время на практике существует лишь один действующий договор «Сахалин 2», проект которого был подготовлен еще в дореформенное время. Иностранные инвесторы не спешат заключать СРП, ссылаясь на отсутствие достаточных гарантий их прав в указанной правовой форме.
Правовая форма организации частной предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых традиционно была представлена концессионным договором. Однако в процессе его применения частные предприниматели все чаще стали обращаться к гражданско-правовым договорам, оформляя концессию за рамками договорных отношений. Предметом и одновременно существенным условием этого договора является условие о гарантии прав частного лица, заключившего договор с государством.
Принятый закон о соглашениях о разделе продукции с самого начала не смог обеспечить достаточную степень такой гарантии. В законе нечетко определено содержание прав и обязанностей государства как субъекта гражданско-правовых (договорных) отношений.
Главным событием в сфере предпринимательских, в том числе инвестиционных, отношений за период 1996—1999 гг. было принятие второй части Гражданского кодекса РФ в 1996 г., касающейся отдельных видов обязательств и включающей в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые могут быть заключены иностранными лицами с целью осуществления инвестиций. К такого рода договорам прямо был отнесен договор финансовой аренды (лизинга), к ним можно отнести и ряд других договоров, регулируемых Гражданским кодексом.