Понятие и виды инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законодательного регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Для этого определены следующие задачи:
-рассмотреть понятия и виды инвестиций;
-рассмотреть эволюцию российского законодательства об инвестициях;
-рассмотреть международное право и его влияние на российское законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАКОН ЮРИНВЕСТ .doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

К числу других договоров, регулируемых Гражданским кодексом, которые можно использовать для осуществления инвестиционной деятельности, относятся договор коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор доверительного управления и договор простого товарищества. Особенностью этих договоров является то, что эти договоры предполагают установление длительных экономических связей между сторонами в договоре, а также то, что в них, как правило, сохраняется возможность влияния одной стороны в договоре на производственную деятельность другой стороны.

Включение в Гражданский кодекс норм о договоре целевого займа явилось новеллой и означало применение гражданско-правовых методов регулирования к отношениям, подчиненным ранее административному финансовому праву.

Принятие второй части Гражданского кодекса обеспечило новые возможности для развития отношений, связанных с иностранными инвестициями. Участие иностранных лиц в гражданско-правовых договорах, либо прямо признаваемых инвестиционной деятельностью, либо обладающих потенциальными возможностями для опосредования инвестиционной деятельности, делает актуальной проблему правового регулирования иностранных инвестиций в законе об иностранных инвестициях с учетом использования иностранными инвесторами договорно-правовых форм организации своей деятельности, регулируемых Гражданским кодексом.

Не менее важным, после принятия Гражданского кодекса, событием в регулировании инвестиций следует считать Федеральный закон об акционерных обществах от 26.12.1995 г. Он относится к важной в правовом регулировании инвестиций группе законов, упорядочивающих деятельность хозяйственных товариществ и обществ, в форме которых инвестор организует свою предпринимательскую деятельность. Основной чертой, объединяющей эти хозяйственные товарищества и общества, является признание указанных организаций самостоятельным субъектом гражданского права - юридическим лицом.

Федеральный закон об акционерных обществах (далее ФЗАО) не регулирует инвестиции как таковые, но позволяет проанализировать правовое положение акционера как инвестора. В акционерном обществе участвуют лица разной категории, которые представляют собой акционеров, управляющих и наемных работников. Только акционеры обладают всеми признаками, которые позволяют относить их к инвесторам. Акции выпускаются и обмениваются на капитал, инвестируемый акционером в конкретную компанию эмитента. Выпуск или эмиссия акций является способом финансирования, к которому прибегает компания, испытывающая недостаток в денежных средствах.

Особенность данного способа финансирования заключается в том, что, приобретая акции, лицо вносит капитал в обмен на право участвовать в доходах акционерного общества (право на получение дивиденда) и на право участвовать в управлении акционерным обществом (право на голос). Особенностью правового положения акционера как инвестора является то, что на нем лежит основной риск, связанный с производственной (торговой) деятельностью акционерного общества, при этом указанный риск несоизмерим с правом акционера оказывать влияние на управление акционерным обществом. В случае банкротства акционерного общества акционер является последним в списке лиц, которые обладают правом на удовлетворение своих требований из остаточного имущества акционерного общества после кредиторов и наемных работников. В то же время, обладая одним голосом, соответствующим одной акции, акционер не может повлиять на решения органов управления, принимаемые в производственной и торговой области деятельности акционерного общества. Таким образом, формирование акционерного капитала путем выпуска и размещения акций, хотя и является по своему экономическому содержанию привлечением инвестицией, однако инвестиций с повышенной степенью риска.

Выделение инвестиционного риска, т.е. риска, связанного с утратой вложенного капитала, подчеркивает ограниченную возможность акционера участвовать в повседневном, текущем управлении производственной деятельностью АО. Корпоративное право или право о хозяйственных товариществах и обществах не ставит своей целью защиту прав акционера как инвестора. Однако в нем содержатся основания для осуществления защиты прав акционеров как участников хозяйственных товариществ и обществ, которыми они пользуются, восполняя недостатки правовой защиты своих интересов как инвесторов. Возможности для правовой защиты акционера предусмотрены в акционерном законодательстве.

Федеральный закон об акционерных обществах Российской Федерации предусматривает право акционера на участие в управлении АО путем голосования по принимаемым решениям на общем собрании акционеров. Закон при этом ограничивает круг вопросов, которые решаются на общем собрании акционеров, связанных с решением общих, стратегических задач. Решение этих задач не сразу приводит к росту доходов и в том числе дивидендов. В соответствии со ст. 48 ФЗАО в компетенцию общего собрания акционеров входит:

  • внесение изменений и дополнений в устав АО;
  • реорганизация и ликвидация АО, в том числе вопросы о слиянии обществ;
  • изменение уставного капитала АО;
  • формирование органов управления АО и утверждение их отчетов;
  • принятие решения по сделкам, совершаемым с акциями (преимущественное право покупки, выкуп акции);
  • отдельные вопросы производственной деятельности АО (совершение крупных сделок; сделок, в совершении которых имеется заинтересованность);
  • выплата дивидендов.

Общее собрание акционеров в соответствии с перечнем вопросов, которые входят в его компетенцию, принимает решение лишь по кардинальным, критическим вопросам, относящимся к стратегии развития АО. Реально функцию управления текущей производственной деятельностью в АО осуществляет избранный на общем собрании акционеров Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган АО.

В соответствии со ст. 64 и 69 ФЗАО органом АО являются Совет директоров (наблюдательный совет), а также единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). В компетенцию Совета директоров (наблюдательного совета) входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества за исключением вопросов, отнесенных законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров. К ним относятся:

• определение приоритетных направлений деятельности общества;

• созыв общего собрания акционеров (годовое и внеочередное) и совершение связанных с этим действий (определение даты составления списков акционеров, повестки дня и др.);

  • совершение действий по размещению акций, облигаций;
  • подготовка рекомендаций по принятию решений о выплачиваемых дивидендах и вознаграждениях;
  • создание филиалов и открытие представительств;
  • совершение сделок, в том числе и тех, в которых может иметь место личная заинтересованность членов Совета директоров.

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется единоличным исполнительным органом АО (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

От решений, принимаемых этими органами, зависит успех или неуспех производственной деятельности АО и, в конечном счете, степень риска акционера потерять вложенный капитал. Исключение составляют акционеры, участвующие в органах управления, а также акционеры, обладающие контрольным пакетом акций. Таких инвесторов часто называют стратегическими инвесторами. Однако это исключение лишь подтверждает общее правило о том, что положение обычного акционера как инвестора определяется присутствием риска утраты вложенного капитала. Чтобы избежать этого риска, у акционера имеется лишь одна возможность — продать акции и вернуть свой капитал.

Иные возможности защиты своих прав как инвесторов имеются у стратегических инвесторов — акционеров, владеющих крупными пакетами акций и входящих в состав органов управления акционерным обществом. Признание вкладов таких акционеров прямыми инвестициями позволяет обращаться к средствам защиты, предусмотренным для прямых инвестиций. Для прямых иностранных инвестиций, например, предусматривается право иностранного инвестора обращаться к средствам защиты, предусмотренным в двусторонних международных соглашениях о защите инвестиций.

Кульминационным годом в развитии инвестиционного законодательства следует считать 1999 г. В этом году было полностью обновлено законодательство об иностранных инвестициях и инвестиционной деятельности. Были приняты Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ, который отменил действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. В 1999 г. был введен в действие Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ, который применяется наряду с ранее принятым Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». При этом Закон об инвестиционной деятельности 1991 г. применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 г.

В 1999 г. было принято законодательство, направленное на регулирование рынка портфельных инвестиций. К законам, регулирующим портфельные инвестиции, относятся Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5.03.1999 г. № 46-ФЗ и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ. Новые законы, принятые в 1999 г., отражают новые тенденции в развитии законодательства. Чтобы суметь их увидеть, необходимо обратиться к международно-правовым стандартам регулирования инвестиций, под воздействием которых развивается российское законодательство. При этом под международно-правовыми стандартами мы понимаем международные договоры, конвенции, а также документы, издаваемые международными организациями и оказывающие влияние на законодательную практику различных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международное право  и инвестиции в России

3.1 Международное инвестиционное  право

В международном публичном праве правовому положению частного иностранного лица всегда уделялось много внимания, тем более, когда речь шла об иностранном лице, занимающемся экономической деятельностью на территории чужого государства. Определение правового положения иностранцев в международных договорах обеспечивало гражданам и юридическим лицам договаривающегося государства дипломатическую защиту, в том числе и в области экономической деятельности. Дипломатическая защита предоставлялась иностранному инвестору в соответствии с распространенными в международно-договорной практике до Второй мировой войны договорами о дружбе, торговле и мореплавании.

После Второй мировой войны в рамках действия Организации Объединенных Наций начали развиваться многосторонние международные соглашения в области торговли (Генеральное Соглашение по тарифам и торговле или сокращенно ГАТТ). С развитием многостороннего сотрудничества в области торговли утратили свое былое значение договоры о дружбе, торговле и мореплавании.

Отсутствие двусторонних соглашений о предоставлении национального режима лицам, осуществляющим экономическую деятельность, стали восполнять двусторонние соглашения о взаимной защите инвестиций, практика заключения которых возникла сразу после Второй мировой войны практически одновременно с деятельностью в рамках ГАТТ. В 60-е годы в связи с движением за освобождение от колониализма и появлением большого числа развивающихся государств вопросы правового регулирования иностранных частных инвестиций оказались в центре внимания международных экономических и финансовых организаций (МБРР, ОЭСР). Указанные факторы и легли в основу создания международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций.

Большой вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Мировой Банк (Международный Банк Реконструкции и Развития или МБРР). Это было естественно, так как основной функцией Мирового Банка является содействие развитию. Эта функция реализовывалась через систему международных финансовых организаций, входящих в группу Мирового Банка, которые предоставляли кредиты, предназначенные для финансирования частных инвесторов, осуществляющих деятельность в развивающихся странах, а в настоящее время и в странах с переходной экономикой. Заинтересованность Мирового Банка в возвратности кредитов, что в свою очередь зависело от лояльного отношения государства, принимающего инвестиции, к частным инвесторам вообще и иностранным в частности, заставила Мировой Банк разработать сначала многосторонний договор о порядке разрешения споров, а затем многостороннюю конвенцию о страховании иностранных инвестиций.

Указанные многосторонние конвенции, разработанные по инициативе Мирового Банка, стали учредительными документами двух международных организаций, входящих в группу Мирового Банка — Международного Центра по разрешению инвестиционных споров и Международного Агентства по гарантиям и защите инвестиций. Действие созданного Мировым Банком механизма защиты прав иностранного инвестора обеспечивается двусторонними международными соглашениями о взаимном поощрении и взаимных гарантиях иностранных инвестиций, в которых предусматривается обязательство договаривающегося государства обращаться к международно-правовым средствам разрешения инвестиционных споров. Международное страхование иностранных инвестиций, осуществляемое Международным агентством по гарантиям и защите инвестиций, восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков (принятие государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций).

Информация о работе Понятие и виды инвестиций