Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть рыночные структуры и виды конкуренции, изучить и проанализировать принципы максимизации прибыли и минимизации убытков в различных рыночных структурах.
Задачи работы:
1. Показать общую характеристику рыночных структур.
2. Рассмотреть классификацию рыночных структур.
3. Рассмотреть виды конкуренции.

Содержание

Введение 3
1. Рыночные структуры 5
1.1. Общая характеристика рыночных структур 5
1.2. Классификация рыночных структур 7
2. Виды конкуренции 9
2.1. Классификация различных видов конкуренции 9
3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных условиях 16
3.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде 16
3.2. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 18
3.3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции 19
3.4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях несовершенной конкуренции 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мусаев.docx

— 294.31 Кб (Скачать файл)

Рынок несовершенной конкуренции  предполагает:

  • чистую монополию
  • монополистическую конкуренцию
  • олигополию

Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные черты:

  • продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна
  • реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)
  • монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок
  • на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

В первом случае говорят  о естественных монополиях. Это предприятия  общественного пользования —  электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии  связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах  с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в  собственности государства, или  действуют под его строгим  контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется  присутствия на рынке тысяч или  даже сотен фирм, как при совершенной  конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции  фирмы производят стандартизированную  или однородную продукцию, при монополистической  — дифференцированную.

Дифференциация затрагивает  прежде всего качество продукта или  услуг, благодаря чему у потребителя  складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности  рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке  монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в  условиях дифференциации продукции  обладает в некоторой степени  монопольной властью над своим  товаром; она может повышать или  понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных  товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции  наряду с мелкими и средними могут  действовать и весьма крупные  фирмы.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу  или распределению рынков или  по иным способам ограничения конкуренции  между ними. В результате олигополия сближается с монополией

Таблица. Основные модели рынка

Характеристика  рынка

Свободная конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число фирм

Очень большое

Одна

Много

Несколько

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или  дифференцированный

Контроль над ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый в узких границах

Ограниченный или значительный при тайном сговоре

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно легкие

Существенные трудности

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Отсутствует

Характеризуется особым вниманием  к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п.

Очень типична, особенно при  дифференциации продукта


[3].

В соответствии с методами действия различают:

  • ценовую конкуренцию
  • неценовую конкуренцию

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение  услуг по более низким ценам, чем  другие конкуренты.

В условиях цивилизованного  рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные  монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы  с помощью низких цен на соответствующий  товар полностью вытеснить конкурентов  с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более  высокой производительностью, а  также более широкого ассортимента.

Особое значение приобретают  такие параметры продукции, как  экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.

В конкурентной борьбе все  большую роль стали играть надежность и репутация фирмы-производителя  или поставщика товара, престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки  и торговые фирмы.

Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между  товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в:

  • демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости
  • установлении контроля над деятельностью конкурента
  • злоупотреблении господствующим положением на рынке
  • установлении дискриминационных цен или коммерческих условий
  • зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров
  • введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки
  • тайных сговорах на торгах
  • ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение
  • недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов
  • нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг [4]

 

 

 

 

 

 

 

3. Максимизация  прибыли и минимизация убытков  в различных условиях

3.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

 
Поведение фирмы-монополиста обусловлено  не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. 
 
Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции; до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):  
 
MR=MC. 
 
Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага. 
 
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в_ том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (2). 
 
 
 
 
 
Рис.2. Монопольная цена выпуска и экономическая прибыль в краткосрочном периоде 
 
 
На рис. 2 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль; производя объем благ, соответствующий точке, где MR=МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (PM-ACM)xQM.  
 
Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 3).  
 
 
 
 
 
Когда фирма-монополист покрывает все издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.  

3.2. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

 
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.  
 
Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде. 
 
Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.  
 
В долгосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде. 
 
Максимизация прибыли в долгосрочном - периоде показана на рис.4 
 
 

 
 
 
 
 
Рисунок 4. оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгосрочном периоде. [5]

3.3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью  фирмы. Поэтому фирма должна выбрать  такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем  продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход  она может повлиять лишь посредством  изменения объема продаж. Если валовой  доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это  издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль  достигается в двух случаях:

  • а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
  • б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это  изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы  объема выпуска. Для конкурентной фирмы  предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу  между предельным доходом от продажи  дополнительной единицы продукции  и предельными издержками:

предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой  переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем  выпуска продукции, при котором  цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при  котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному  доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции  иллюстрируется на рис. 26.1.

Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем  выпуска, который позволяет ей извлекать  максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции  извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно  использовать прибыль за единицу  продукта в качестве критерия общей  прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной  продукции; равны общим издержкам  производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной  продукции. Различают три вида средних  издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

  • цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);
  • цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);
  • цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);
  • цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Информация о работе Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур