Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовку ребенка в современном обществе. На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и Федеральными Государственными требованиями на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1-3
1. Концептуальные основы педагогической деятельности…………………..4-5
1.1. Идея наглядности в трудах педагогов и психологов…………………4-5
1.2. Мнемотехника, как средство познавательно-речевого развития детей.6-8
2. Диагностика уровня познавательно-речевого развития детей раннего
и дошкольного возраста (начало года)…………………………………9-10
3. Особенности отбора и конструирования содержания обучения……….11-33
3.1. Ранний возраст………………………………………………………12-16
3.2. Дошкольный возраст…………………………………………………….17
3.3.Старший дошкольный возраст………………………………………..18
4. Результаты сравнительной диагностики (конец года)………………….34-35
5. Перспективное планирование образовательного процесса…………….36-51
6. Заключение………………………………………………………………52-53
7. Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

Живя в районе Крайнего Севера, дети не имеют возможности наблюдать за сезонными изменениями в природе. Применение данного вида рассказывания при помощи мнемотехники облегчает понимание происходящего.

Этапы работы.

1. Беседа о сезонных  явлениях. При ответах детей выкладываю  соответствующий символ.

2. Самостоятельное составление  рассказа с опорой на таблицу.

3. Анализ рассказов с  участием детей.

Осуществляя комплексный подход к решению задач по становлению  у детей описательной речи, применяю в своей работе дидактические игры, способствующие накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи. Провожу наблюдения и беседы, способствующие формированию целостной картины мира.

Делая вывод, можно отметить, что применение приема мнемотехники при составлении описательных рассказов служит не только средством планирования высказывания, но и способствует активному проявлению любознательности, стремлению глубже познать явления природы, Формирует интерес к овладению способами познания. Развивает умение создавать  содержательное монологическое высказывание.

                        Творческое рассказывание

Первые творческие рассказы дети начинают создавать уже в средней группе детского сада. Но возможность полноценного  развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается  в творческое (Л.С. Выгодский).

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элементы творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание» - условное название рассказов, которые придумывают дети. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его  в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача – выразительно и занимательно передать свой замысел.

В основе речевого творчества, как отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в т. ч. и малых фольклорных форм, в единстве содержания и художественной формы.

В формировании детского творчества Н.В. Ветлугина выделила три этапа:

1. Накопление опыта.

На данном этапе огромное внимание уделяю организации наблюдений, влияющих на детское творчество. Стараюсь научить детей образному видению окружающего.

2. Собственно процесс  творчества.

На этом этапе способствую возникновению замысла, успешность которого зависит от создания установки на новую деятельность: «Сегодня мы с вами будем придумывать интересный рассказ».  Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поискам  композиции, выделению  поступков героев, выбору  слов, эпитетов. В качестве «записной книжки»  предлагаю ребенку создать схему собственного замысла, в которой ребенок, используя только ему понятные символы,  отображает последовательность эпизодов собственного сочинения.

3. Возникновение новой  продукции.

На    этом этапе появляется рассказ. Ребенок интересуется его качеством, стремится завершить его, испытывая  эстетическое удовольствие. Поэтому   большое внимание уделяю   анализу  результатов творчества.

Для формирования детского словесного творчества необходимо создать определенные педагогические условия:

1. Возможность получать  богатые и разнообразные представления, жизненный опыт, дающий материал  для фантазии.

С этой целью применяю чтение произведений художественной литературы, беседы, наблюдения, опыты и эксперименты, рассматривание альбомов и иллюстраций, знакомлю с произведениями искусства. Это обогащает детей знаниями и представлениями о труде, поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат множество художественных приемов (аллегорию. диалог, повторы, олицетворения). Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Обогащение и активизация  словаря образными выражениями.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительные, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются  детьми. А ведь с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.  Мотивируя ребенка на использование образных характеристик в речи, ставлю задачу, связанную с его творческой деятельностью. Такая деятельность будет успешной, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками.

В своей работе использую разработки М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной по формированию словесного творчества.

 На помощь приходит  мнемотехника. Предлагаю ребенку  создать собственное сравнение  в следующей последовательности: объект,  его признак, значение  признака, сравнение данного значения  со значением признака в другом  объекте.

Например: цыпленок (объект), по цвету (признак), желтый (значение признака),  солнце (объект № 2).

В итоге получилась фраза: «Цыпленок такой же желтый по цвету, как солнце». На первый взгляд полученная таким образом фраза получилась громоздкой.  Но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем  значение данного признака.

На следующем этапе предлагаю найти объекты с данными значениями признака: желтый, как одуванчик, как осенний лист…

Мотивируя ребенка на создание образных сравнений,  применяю соревнование.   Предлагаю детям «копилочки красивых слов». За каждый правильный ответ ребенок кладет в копилочку фишку. В конце  определяем  победителя.

Для успешного развития выразительности речи провожу дидактические игры, направленные на формирование умения:

-  выделять признаки  объекта;

- различать правильное  и возможное сочетание слов  по смыслу;

- точности словоупотребления  в связных повествовательных  рассказах.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ.

 Поэтому одно из  условий – умение детьми  связно  излагать свои мысли, владеть  структурой связного высказывания, знать  композицию           повествования и описания.  Эти  умения дети приобретают в  предыдущих возрастных группах, составляя описание игрушек и  картин, придумывая по ним рассказы.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания. «Придумать», значит создать что-то новое. 

Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступной их пониманию и интересам.

Этапы овладения разными видами творческого повествования:

1. Рассказы с конкретным  содержанием.

2. Рассказы на отвлеченную  тему.

3. Придумывание сказок.         

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения, вида рассказа.

В  качестве подготовительного этапа использую прием совместного рассказывания. Для этого предлагаю тему и набор символов. По каждому символу задаю вопрос, а  дети придумывают ответы. Из лучших ответов составляется  рассказ.

С целью развития творческих умений  использовала придумывание детьми концовки  авторского текста. Для этого сначала дети пересказывают текст при помощи таблицы, а затем путем отбора символов придумывают его продолжение,  создавая, таким образом, план собственного высказывания.

На следующем этапе задачи усложняются. Создавая творческий рассказ, дети должны четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста. Придумывание продолжения реалистического рассказа  начинаю с  собственного образца. Даю детям завязку, в которой  стараюсь заинтересовать детей, познакомить с главным героем, обстановкой, в которой   происходит действие. Таким образом,  предоставляю простор для детского воображения, даю возможность развить сюжетную линию в разных направлениях. Одним из приемов активного руководства рассказыванием, облегчающим  ребенку решение творческой задачи,  являются вспомогательные вопросы, помогающие ребенку сосредоточить свое внимание на полноте сюжета. Вопросы задаю очень осторожно.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем. В данном случае от ребенка требуется умение  придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности. Здесь применяю создание модели собственного рассказа.

Придумывание рассказов на самостоятельно выбранную тему – самый трудный вид творческого рассказывания. Трудность заключается в том, что в подобных рассказах отсутствует ярко выраженная сюжетная линия. От ребенка требуется передача своего отношения к событиям, что ему очень трудно. Этот прием использую при наличии у детей знаний о структуре повествования и средствах  внутритекстовой  связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

На начальном этапе предлагаю темы с ярко выраженной  последовательность действий.  Например: «Как мы сажали лук», «Как мы мыли куклу». На следующем этапе даю совет, о чем можно придумать рассказ. (« О дружбе мальчиков»). Предлагаю нарисовать схему рассказа и придумать название.

Придумывание сказок.

Придумывание сказок лучше  всего начинать с сюжетов о животных: «Что случилось с зайцем», «Как ежик искал яблоки» и т. д. Ребенку легче придумать сказки на такие темы, т.к. наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мыслить и представлять их в разных условиях.

Интересным приемом является придумывание новых вариантов известных сказок. В этом случае прибегаю к замене одного из героев сказок типа «Колобок», «Теремок». В этих сказках все сцены однотипны и с новыми животными повторяется стандартная ситуация. Такой прием  использую, начиная с младшего возраста. Как правило, дети легко справляются с заданием.

Куда сложнее придумать новые эпизоды в таких сказках, как «Гуси – лебеди». Здесь каждая сцена существенно отличается от предыдущей.  Даже самый примитивный новый вариант, фактически повторяющий один из эпизодов сказки (например, яблоню заменить на грушу или елку) требует от ребенка довольно серьезного анализа ситуации, выбора подходящего объекта. Груша – подходящий  объект, а елка – нет. Или же заменить  печку на стол с едой. Такой вариант под силу не каждому ребенку. Нужно, чтобы новый объект предложил еду, а потом помог спрятать девочку. Тут нужно обладать воображением, умением использовать жизненный опыт. Что под силу детям старшего возраста.

Применила в своей практике придумывание следующих  сказок.

Из  пословицы  или  поговорки. Краткие по объему, меткие по содержанию, несущие определенный нравственный смысл, они являются прекрасной основой для сказок.

Из  загадок. Загадка как элемент фольклора особенно интересна детям. В ней в завуалированной  форме преподносится предмет или явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты – значит быть чутким к родному языку. Предлагая загадку для сочинительства, мы даем ребенку возможность использовать ее в новых, сказочных обстоятельствах.

Из  считалки. Считалка лаконична .Сюжет близок о понятен детям .Дети любят считалки  и повседневно используют их в своих играх. Тем интереснее работа по придумыванию сказки.

Из фразеологизма. Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуаций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочного сюжета. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл,  а с другой  -  стимулирует словесное творчество.

Из кляксографии. Способствует развитию творческого воображения, умению видеть знакомые образы в абстрактном изображении.

Из превращений. Требует от ребенка умения превратиться в кого или во что угодно. Это является показателем развития фантазии.

Из одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Не сложно сочинить сказку из таких слов как «однажды», «здравствуй» и др. Сложнее начать Сказку из таких слов как «девочка»,  «три» и т. д.

Придумывая  сказки, дети схематично зарисовывают их, что позволяет возвращаться к повтору своих сочинений. Из созданных мнемотаблиц при помощи родителей создают собственные «книги», которые в дальнейшем  используются  ими в творческих играх.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники позволяет ребенку планировать свое высказывание. Выступая творцом собственного произведения, дошкольник испытывает чувство удовлетворенности результатами своей деятельности, что, в свою очередь, формирует у него чувство успеха.

Информация о работе Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника